Конспект урока русского языка в 4 классе (система общего развития Л.В. Занкова)
Учитель: Гостяева Л.Н.
Дата проведения: 23.03.2017
Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа.
Тип урока: Урок введения новых знаний
Цели урока: Формирование умения применять правило правописания Ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишься).
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
образовательные:
развивать у обучающихся умения:
- безошибочно писать окончания глаголов 2-го лица ед. числа;
-обобщать правила правописания Ь у существительных и глаголов;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, лицо (в наст. и буд. времени);
2) развивающие:
- умение планировать, контроль, коррекция и оценка деятельности в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (регулятивные УУД);
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, учебную проблему, умение структурировать знания, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию (познавательные УУД);
- умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять взаимный контроль, адекватно использовать речь для регуляции деятельности (коммуникативные УУД);
3) адекватно воспринимать оценку учителя, товарища (личностные УУД).
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Образовательные ресурсы: компьютерная презентация урока, у детей карточки для работы, листы самооценки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Поделитесь частичкой хорошего настроения друг с другом. Сегодня к нам на урок пришло много гостей. Поздоровайтесь с ними.
Слайд
Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, умом.
Вас ждёт великая награда.
И та награда – в нём самом!
Слайд
- Нарисуйте смайлик настроения в начале урока.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- С какой частью речи продолжим работать на уроке? (глаголом)
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на слова. Какое задание можно выполнить?
- Ребята, вам нужно распределить слова, которые видите на экране, на 2 группы.
- У кого появилась идея, как распределить слова на группы?
печ…
несёш…
мощ…
доч…
помощ…
помоч…
прощаеш.
- На какие группы разделили данные слова? (Сущ. и глаголы.)
- Назовите существительные и расскажите об их написании. У сущ ь после шипящих – показатель …? (3 скл.)
- Всегда ли после шипящих у существительных пишется Ь? (Нет, у сущ. 1 и 2 склонения Ь не пишется.)
- Назовите глаголы и скажите, как вы их написали.
(Если дети не скажут сами, обратить внимание детей на то, что слово «печь» можно записать в обе группы).
- Возьмите лист самооценки и оцените своё умение делить слова на группы по общему признаку.
III. Введение нового.
- Теперь распределите глаголы на 2 группы по форме. (Слова на карточках)
- Назовите группы.
печь несёшь
помочь прощаешь
(Глаголы, неопр. ф., форма 2 л. ед.ч.)
- В какую группу можем добавить глагол прощаеш?ся
- Чем он отличается от глаголов этой группы?
- Что можете сказать о правописании Ь у глаголов с суффиксом –ся? (У глаголов в форме 2 л. ед. числа с суффиксом –ся в окончании также пишется Ь.)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая общее, что есть в словах во 2 группе и орфограмму.
Слайд
(Тема урока появляется на слайде: «Правописание Ь в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа»)
-Чему будем учиться на уроке?
Учиться находить …, применять правило …
-Какие знания нам сегодня пригодятся? (умение определять спряжение глаголов, лицо глаголов)
4. Первичное закрепление с комментированием.
Слайд.
- Что объединяет все глаголы? (2 л., ед.ч.)
Собира.шь - …, леч.шь - …, двига.шь - …, хвал.шь - … .
- Какую работу предложите выполнить, учитывая тему урока? (Списать, вставляя пропущенные буквы, превратить данные глаголы в возвратные глаголы)
Проверка.
- Какие буквы вставили в окончания, докажите.
- Оцените свою работу.
- Выделите окончания у глаголов. Ся входит в окончания? Почему?
- Итак, какие окончания имеют глаголы 2 л. ед.ч.?
- Откройте учебник на с. 81, сравним наши выводы с выводом учебника.
- Отчего зависит, какую гласную вы напишите в окончаниях глаголов.(от спряжения)
- Каким образом?
Физминутка.
5. Работа в парах. (задания на карточке № 1)
Слайд.
- Что необычного заметили?
- Какую работу будете выполнять?
Тише едеш. – потеряеш. час.
Упустиш. минуту- то и пожнеш..
Что посееш., дальше будеш..
Слайд. Проверка по эталону. Самооценка.
6. Работа в группах.
- Один из учеников нашей школы получил необычное письмо от мальчика Джона из Англии.
- Копии этого письма у вас на карточках № 2.
Прочитайте письмо, что необычного?
Слайд.
Привет, Антон!
Как ты жить? Ходить ли ты в школу? Как ты учиться? Чем заниматься в свободное время? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу на берегу океана.
Твой друг Джон.
- Какое задание вам предстоит выполнить?
Выполнение задания.
Слайд. Проверка. Оценка работы.
-Можете ли вы объяснить Джону, как правильно писать глаголы 2 лица ед.ч.?
7. Самостоятельная работа.
Слайд.
- Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?
-От какого лица ведется речь?
- Какое задание можете предложить?
-Запишите текст, изменив 1 лицо глаголов на второе.
Хорошо летом в деревне! Встану утром пораньше, попью чаю и пойду на прогулку в рощу. Брожу по тропинкам, дышу свежим воздухом. А устану, присяду на берегу пруда на зелёную травку.
Слайд. Проверка.
- Какие знания помогли выполнить это задание?
- Какую особенность имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
Оцените свою работу.
8.Итог урока.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Итак, научились вы применять правило правописания Ь у глаголов 2 лица ед. числа?
- Цель урока достигнута?
- Какие открытия для себя сделали?
- Как пригодятся нам эти знания?
- Урок наш подходит к концу. Возьмите свои оценочные листы. Подведите итог своей работы за урок.
- Нарисуйте смайлик настроения в конце урока.
9. Домашнее задание.
По выбору в р.т. 56 или 57.