Урок русского языка "Имя прилагательное"
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;
углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.
Коррекционно–развивающие:
коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
развивать орфографическую зоркость, память, внимание.
Воспитательные:
воспитывать интерес к урокам русского языка;
воспитывать положительную мотивацию к учению;
воспитывать бережное отношение к природе.
Методическое оснащение и оборудование урока:
иллюстрации животных;
набор карточек с заданиями по теме “Имя прилагательное”;
ТСО (магнитофон, диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер, мультимедийная презентация);
карточки для индивидуальной работы;
памятки для учащихся “Имя прилагательное”;
План урока.
Организационный момент урока.
Сообщение темы урока.
Массаж пальчиков рук.
Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.
Объяснение нового материала.
Физкультминутка для глаз.
Закрепление темы урока.
Физкультминутка.
Закрепление темы урока (продолжение).
Контроль и закрепление новых знаний.
Домашнее задание.
Итог урока, рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями, рапорт дежурного).
2. Сообщение темы урока.
Учитель.
– Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.
(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни,
Мы для сердца – живая отрада,
Украшенье родимой земли.
– Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено красоте природы. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)
Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина...
3. Массаж пальчиков рук.
Учитель.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
– Откройте тетради, запишите число, слова “Классная работа”, тему урока: “Имена прилагательные”.
4. Орфографическая разминка.
Учитель.
А сейчас мы вспомним некоторые слова, написание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурную сосал.
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь лесной - … (Медведь.)
2. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лисица.)
3. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (Заяц.)
4. Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно –
Укусит. Ясно? (Змея)
5. Вот так звери!
Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (Бобры)
6. В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оторвет –
Другой наживет. (Ящерица)
7. В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова)
5. Объяснение нового материала.
Учитель.
– Давайте послушаем ученика – консультанта. (Ученик заранее подготовил сообщение о сове.) Слайд - сова
Сова.
Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.
Учитель.
– Рассмотрите сову.
– Сова какая птица? (Хищная, ночная)
– Какие лапы? (Короткие)
- Какие когти? (Длинные, острые)
- Какая голова? (Круглая)
– Какой клюв? (Загнутый)
– Какие у неё глаза? (Большие)
– Какое оперение? (Коричневое, мягкое)
– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной)
– Что обозначают подобранные слова? (Признаки совы)
– Задайте вопросы к этим словам.
Учитель.
– Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? называются прилагательными.
А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным.)
Учитель об имени прилагательном:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
6. Закрепление темы урока.
Учитель.
– Давайте прочитаем правило все вместе.
Карточка – памятка.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
7. Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано –
Где кино, а где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
(Зажмуриться несколько раз)
Задание 1. Сова.
– Прочитайте текст, выпишите из текста имена прилагательные. (Карточки с текстом) В тетради с большой буквы через запятую.
Сова – это хищная ночная птица. Оперение у неё коричневое, мягкое. Голова совы круглая с большими глазами. Когти длинные и острые. А клюв загнутый и короткий.
Слова – вопросы подсказки:
– Сова птица какая?
– Лапы какие?
– Клюв какой?
– Глаза какие?
– Оперение какое?
8. Физкультминутка.
У медведя дом большой (руки вверх, потянуться)
А у зайца – маленький (руки вверх, присесть)
Наш медведь пошёл домой (ходьба на месте)
А за ним и заинька (прыжки)
Мы зверяток провожаем (марш)
И урок наш продолжаем.
9. Закрепление темы урока (продолжение).
Учитель.
– Дети! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.
В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде! Помогите им!”
Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано.
Мы познакомились сегодня с совой, которая занесена в Красную книгу.
А животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.
Учитель.
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Ёж.) Слайд
– Послушаем ученика – консультанта. (Ученик – консультант подготовил сообщение о животном “Ёжик”.)
Ёжик.
Ёжик несёт очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ёжики – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры.
Учитель.
– Ёжик приглашает вас в лес. Он предлагает поиграть в игру.
Задание 2.
Игра “Запомни словечко”. Слайд
Ёж (какой?) колючий,
Медведь (какой?) косолапый,
Лиса (какая?) хитрая,
Белка (какая?) пушистая,
Волк (какой?) серый,
Лось (какой?) большой.
(затем вторые слова стираются.)
– Ориентируясь на первое слово, запишите сочетания полностью.
- Как мы называем слова, которые вы дописывали сами? (Прилагательные)
- Что они обозначают? (Признак предмета)
10. Контроль и закрепление новых знаний.
Учитель.
– А сейчас я проверю, насколько внимательны вы были весь урок.
Тренировочное упражнение в учебнике 198 с.123
Списать, подчеркнуть прилагательные волнистой линией.
11. Домашнее задание.
Упр.199 с.123 – списать, подчеркнуть прилагательные волнистой линией.
12. Итог урока, рефлексация.
Учитель
– Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы знаете о прилагательном?
– Сделаем вывод.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета (признак предмета) и отвечает на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие?)
Приведите свои примеры имён прилагательных.
– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся).
– Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?
– Какое задание вызвало затруднение? Почему?
– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Напомните мне правила друзей природы:
– Не срывать цветы.
– Не ломать деревья.
– Не ловить бабочек.
– Не убивать животных.
Учитель.
– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова
Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
Литература:
“Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школе” (А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская) Москва “Просвещение”, 1991г.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва “Просвещение” 2010 г. Русский язык (А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская).
Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) М.: Просвещение, 2010 г.
Рабочая тетрадь 2 по русскому языку: "Имя прилагательное" для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Москва “Просвещение”, 2005 г.
“Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. Русский язык”. (В.В. Волина) М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997 г.