Итоги работы над проектом
уч-ся 6 класса:
Васильченко В
Васильевой А, Гололобовой У,
Панькевич П.
Руководитель- Круковская М.П.
«В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА. «ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ» А. П. ЧЕХОВА
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
- В ходе работы над проектом мы познакомились с детскими годами писателя, его ранними рассказами, выявили их проблематику, особенности создания образов в рассказах «Смерть чиновника», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон».
- В результате самостоятельной исследовательской деятельности мы определили
- художественные особенности ранних рассказов,
- основные приемы создания комического в них
- сделали вывод, почему для осуждения пороков писатель в произведениях использует смех.
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ УЧАСТНИКИ ГРУППЫ БЫЛИ
Литературоведы
Лингвисты
Ономасты
Задание для биографов
1. Что вы знаете о детстве и юности А.П. Чехова? О чём говорит его фраза: “В детстве у меня не было детства”?
2. Какова было отношение к искусству в семье Чехова?
3. Интересы мальчика-подростка Чехова.
4. Как связана жизнь писателя с медициной?
7. Кем стали братья и сестры Чехова?
5. Что можно сказать о раннем творчестве писателя?
6. Автором каких афоризмов является А. П. Чехов?
8. Что такое псевдоним?
9. Каким псевдонимом подписывался Чехов?
10. В чем видел цель своей жизни писатель?
Результаты своих исследований представьте в виде связного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.
Задание для ономастов
1. Выпишите из прочитанных вами рассказов все имена собственные.
2. Выделите из них те фамилии, которые можно отнести к «говорящим».
3. Определите, с какими словами соотносятся найденные вами фамилии.
4. Определите по толковому словарю значение данных слов.
5. Перечитайте портретные описания героев, лишенные подробностей. Из двух – трех выпишите самые яркие детали.
5. Сделайте вывод, как фамилия характеризует героя? С какой целью автор использует «говорящие» фамилии?
6. О чем тебе говорят псевдонимы писателя: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки? Буклет
*Ономастика - (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации.
Задание для литературоведов
- Понаблюдайте над тем, как начинается каждый рассказ, о чем сообщает писатель в краткой завязке.
- Определите, что лежит в основе построения рассказов: описание, повествование, монолог, диалог?
- Обсудите, что делает эти рассказы похожими на сценки?
- Сопоставьте речь толстого и тонкого или проанализируйте речь Червякова, Очумелова. Что говорит о героях их речь?
- Обратите внимание на название рассказов. Что их отличает?
- Запишите в таблицу, к каким выводам вы пришли. Результаты представьте в виде связного устного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.
Лингвисты
Понаблюдайте над особенностями языка писателя.
- Определите, какими предложениями он пишет?
- Определите количество эпитетов, метафор.
- Определите «любимую» часть речи.
- Понаблюдайте над ролью глаголов в тексте.
5. Выпишите из текста рассказа (на выбор) глаголы, выражающие крайнюю степень проявления чувств героя.
6. Вставьте в отрывок из рассказа «Хирургия» пропущенные глаголы (из предложенного списка).
Составьте аналогичное задание по любому понравившемуся рассказу.
Сделайте вывод об особенностях языка писателя.
Запишите в таблицу, к каким выводам вы пришли. Результаты представьте в виде связного устного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.
А. П. ЧЕХОВ РОДИЛСЯ 29 ЯНВАРЯ 1860 ГОДА В ГОРОДЕ ТАГАНРОГЕ.
«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».
. КАКОВА БЫЛО ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ В СЕМЬЕ ЧЕХОВА?
Чехов воспитывался родителями, любящими искусство. В детях воспитывалась любовь к музыке (пение в церковном хоре), танцам. Дети много читали, ходили в театр, занимались на музыкальных инструментах. Родители воспитывали творческих личностей.
Павел Егорович желал видеть своих детей людьми образованными, пророча им жизнь лучше и счастливее своей. Поэтому все они посещали гимназию, занимались музыкой со специально нанятым преподавателем, начали рано изучать иностранные языки
КЕМ СТАЛИ БРАТЬЯ И СЕСТРА А.П.ЧЕХОВА?
Старший брат Чехова, Александр Павлович (1855 - 1913 г. г.) - литератор;
НИКОЛАЙ ЧЕХОВ
Николай Павлович (1858 - 1889 г. г.) - талантливый художник;
ИВАН ЧЕХОВ
- Иван Павлович (1861 - 1922 г. г. ) – педагог;
МИХАИЛ ЧЕХОВ
- Михаил Павлович (1868 - 1936 г. г. ) – юрист;
МАРИЯ ЧЕХОВА
- сестра Антона Павловича Чехова . - Мария Павловна (1863 - 1957 г. г. ) - педагог, художница.
О ЧЁМ ГОВОРИТ ЕГО ФРАЗА: “В ДЕТСТВЕ У МЕНЯ НЕ БЫЛО ДЕТСТВА”?
- Детство и юность Чехова проходили, в основном, в магазине отца, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, радости и надежды. Умение писателя слушать станет одним из самых ценных навыков его как рассказчика.
- В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства»
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ
Когда Антону Павловичу исполнилось 16 лет, в его жизни произошли значимые изменения.
Разорившись, отец перевез всю семью в Москву, а будущий писатель остался доучиваться в Таганроге один. Освободившись от работы в магазине, Антон значительно улучшил свои успехи в обучении.
Обучение в гимназии стало важным периодом на пути созревания и формирования личностных качеств, развития духовных основ будущего писателя. Именно эти годы снабдили Чехова огромным материалом для писательской деятельности.
КАК СВЯЗАНА ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ С МЕДИЦИНОЙ?
- По окончании гимназии, в 1897 году Чехов переезжает в Москву и поступает в медицинский университет. Там он был студентом известных врачей Склифосовского и Захарьина. Молодой человек с трудом совмещает роль студента и писателя. Он начинает писать рассказы в юмористические журналы.
КНИГИ А.П.ЧЕХОВА
СЕКРЕТЫ ТВОРЧЕСТВА А.П.ЧЕХОВА
- Почему писатель писал весело о грустном?
- Можно ли смехом вылечить ?
- Как и почему связаны смех и слёзы?
- Почему смех бывает грустным?
И раскрыть секреты творчества А.П.Чехова
«Смерть чиновника», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», мы постарались ответить на вопросы:
СЕКРЕТ №1
Описывать действия, а не состояние героев
«Толстый и Тонкий»
СЕКРЕТ №2
Метафора, доведённая до гротеска
СЕКРЕТ №3
Отсутствие описаний
СЕКРЕТ №4
Говорящие фамилии
«Лошадиная фамилия»
СЕКРЕТ №5
Мало действующих лиц
СЕКРЕТ №6
Несоответствие причины и следствия
«Смерть чиновника» ,
«Радость»
СЕКРЕТ №7
Курьёзные подробности и действия
СЕКРЕТ №8
Индивидуализация речи персонажей. Речь - выражение характера, речевые ошибки, употребление анекдотичного слова
СЕКРЕТ №9
Простота композиции
СЕКРЕТ №10
Диалог занимает главное место.
В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое.»
О СЕКРЕТЕ ВЕЧНОСТИ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А.П.ЧЕХОВА
- Корней Чуковский писал: “Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько гремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды”.
ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А.П.ЧЕХОВА
Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Рассказы писались на злобу дня и считались однодневками. Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил , что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных “Хирургии”, “Пересолил”, то и тогда было бы ясно, что “сверкнул замечательный ум”, потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди.
В юмористических рассказах А. П. Чехов высмеивал пороки и недостатки людей.
Юмористические рассказах писателя – повод задуматься о людях и их поступках, стать духовно чище и нравственно выше.
ИСТОЧНИКИ:
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/36/610/36610648_KashtankaVeslka1.jpg - Каштанка
- http://www.sertification.ru/news/chehov/images/2490.JPG - Хирургия
- http://www.chitalnya.ru/upload/750/9970237268134.jpg - Налим
- http://darudar.org/var/files/img/09/52/09521e0afa20f6ef73d2bb461fffc610_600.jpg - Толстый и Тонкий
- http://az.lib.ru/img/c/chehow_m_p/text_0050/chekhov11.jpg - Александр Чехов
- http://www.antonchekhov.ru/upload/iblock/bdc/file50.jpg - Иван Чехов
- http://pics.photographer.ru/pictures/9935.jpg - Мария Павловна Чехова
- http://nslib.narod.ru/images/chehov/chehov_clip_image004_0004.jpg - Толстый и Тонкий 2
- http://mstm.ru/upload/big/karg1.jpg - Картинка 1
- http://www.char.ru/books/p759255.jpg - Лошадиная фамилия
- http://illustrators.ru/projects/31418_original.jpg?1264078673 – Лошадиная фамилия 2
- http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000000/pic/000003.jpg - Лошадиная фамилия 3
- http://sakhartmuseum.ru/files/collections/fotoreports/1/insite/33.jpg - смерть чиновника 2