СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мастерской художника слова. Юмористические рассказы А.П.Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В мастерской художника слова. Юмористические рассказы А.П.Чехова»

Итоги работы над проектом уч-ся 6 класса: Васильченко В  Васильевой А, Гололобовой У, Панькевич П. Руководитель- Круковская М.П. «В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА. «ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ»  А. П. ЧЕХОВА

Итоги работы над проектом

уч-ся 6 класса:

Васильченко В

Васильевой А, Гололобовой У,

Панькевич П.

Руководитель- Круковская М.П.

«В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА. «ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ» А. П. ЧЕХОВА

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ  В ходе работы над проектом мы познакомились с детскими годами писателя, его ранними рассказами,  выявили их проблематику, особенности создания образов в рассказах «Смерть чиновника», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон». В результате самостоятельной исследовательской  деятельности мы определили  - художественные особенности ранних рассказов, основные приемы создания комического в них сделали вывод, почему для осуждения пороков писатель в произведениях использует смех.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

  • В ходе работы над проектом мы познакомились с детскими годами писателя, его ранними рассказами,  выявили их проблематику, особенности создания образов в рассказах «Смерть чиновника», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон».
  • В результате самостоятельной исследовательской  деятельности мы определили

- художественные особенности ранних рассказов,

  • основные приемы создания комического в них
  • сделали вывод, почему для осуждения пороков писатель в произведениях использует смех.
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ УЧАСТНИКИ ГРУППЫ БЫЛИ Литературоведы Лингвисты Ономасты

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ УЧАСТНИКИ ГРУППЫ БЫЛИ

Литературоведы

Лингвисты

Ономасты

Задание для биографов 1. Что вы знаете о детстве и юности А.П. Чехова? О чём говорит его фраза: “В детстве у меня не было детства”? 2. Какова было отношение к искусству в семье Чехова? 3. Интересы мальчика-подростка Чехова. 4. Как связана жизнь писателя с медициной? 7. Кем стали братья и сестры Чехова? 5. Что можно сказать о раннем творчестве писателя? 6. Автором каких афоризмов является А. П. Чехов? 8. Что такое псевдоним? 9. Каким псевдонимом подписывался Чехов? 10. В чем видел цель своей жизни писатель? Результаты своих исследований представьте в виде связного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.

Задание для биографов

1. Что вы знаете о детстве и юности А.П. Чехова? О чём говорит его фраза: “В детстве у меня не было детства”?

2. Какова было отношение к искусству в семье Чехова?

3. Интересы мальчика-подростка Чехова.

4. Как связана жизнь писателя с медициной?

7. Кем стали братья и сестры Чехова?

5. Что можно сказать о раннем творчестве писателя?

6. Автором каких афоризмов является А. П. Чехов?

8. Что такое псевдоним?

9. Каким псевдонимом подписывался Чехов?

10. В чем видел цель своей жизни писатель?

Результаты своих исследований представьте в виде связного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.

Задание для ономастов 1. Выпишите из прочитанных вами рассказов все имена собственные. 2. Выделите из них те фамилии, которые можно отнести к «говорящим». 3. Определите, с какими словами соотносятся найденные вами фамилии. 4. Определите по толковому словарю значение данных слов. 5. Перечитайте портретные описания героев, лишенные подробностей. Из двух – трех выпишите самые яркие детали. 5. Сделайте вывод, как фамилия характеризует героя? С какой целью автор использует «говорящие» фамилии? 6. О чем тебе говорят псевдонимы писателя: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки? Буклет  *Ономастика - (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации.

Задание для ономастов

1. Выпишите из прочитанных вами рассказов все имена собственные.

2. Выделите из них те фамилии, которые можно отнести к «говорящим».

3. Определите, с какими словами соотносятся найденные вами фамилии.

4. Определите по толковому словарю значение данных слов.

5. Перечитайте портретные описания героев, лишенные подробностей. Из двух – трех выпишите самые яркие детали.

5. Сделайте вывод, как фамилия характеризует героя? С какой целью автор использует «говорящие» фамилии?

6. О чем тебе говорят псевдонимы писателя: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки? Буклет

*Ономастика - (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации.

Задание для литературоведов Понаблюдайте над тем, как начинается каждый рассказ, о чем сообщает писатель в краткой завязке. Определите, что лежит в основе построения рассказов: описание, повествование, монолог, диалог? Обсудите, что делает эти рассказы похожими на сценки? Сопоставьте речь толстого и тонкого или проанализируйте речь Червякова, Очумелова. Что говорит о героях их речь? Обратите внимание на название рассказов. Что их отличает? Запишите в таблицу, к каким выводам вы пришли. Результаты представьте в виде связного устного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.

Задание для литературоведов

  • Понаблюдайте над тем, как начинается каждый рассказ, о чем сообщает писатель в краткой завязке.
  • Определите, что лежит в основе построения рассказов: описание, повествование, монолог, диалог?
  • Обсудите, что делает эти рассказы похожими на сценки?
  • Сопоставьте речь толстого и тонкого или проанализируйте речь Червякова, Очумелова. Что говорит о героях их речь?
  • Обратите внимание на название рассказов. Что их отличает?
  • Запишите в таблицу, к каким выводам вы пришли. Результаты представьте в виде связного устного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.

Лингвисты Понаблюдайте над особенностями языка писателя. Определите, какими предложениями он пишет? Определите количество эпитетов, метафор. Определите «любимую» часть речи. Понаблюдайте над ролью глаголов в тексте. 5. Выпишите из текста рассказа (на выбор) глаголы, выражающие крайнюю степень проявления чувств героя. 6. Вставьте в отрывок из рассказа «Хирургия» пропущенные глаголы (из предложенного списка). Составьте аналогичное задание по любому понравившемуся рассказу. Сделайте вывод об особенностях языка писателя. Запишите в таблицу, к каким выводам вы пришли. Результаты представьте в виде связного устного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.

Лингвисты

Понаблюдайте над особенностями языка писателя.

  • Определите, какими предложениями он пишет?
  • Определите количество эпитетов, метафор.
  • Определите «любимую» часть речи.
  • Понаблюдайте над ролью глаголов в тексте.

5. Выпишите из текста рассказа (на выбор) глаголы, выражающие крайнюю степень проявления чувств героя.

6. Вставьте в отрывок из рассказа «Хирургия» пропущенные глаголы (из предложенного списка).

Составьте аналогичное задание по любому понравившемуся рассказу.

Сделайте вывод об особенностях языка писателя.

Запишите в таблицу, к каким выводам вы пришли. Результаты представьте в виде связного устного монологического ответа, сопровождаемого презентацией.

А. П. ЧЕХОВ РОДИЛСЯ 29 ЯНВАРЯ 1860 ГОДА В ГОРОДЕ ТАГАНРОГЕ.   «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».

А. П. ЧЕХОВ РОДИЛСЯ 29 ЯНВАРЯ 1860 ГОДА В ГОРОДЕ ТАГАНРОГЕ.

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».

. КАКОВА БЫЛО ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ В СЕМЬЕ ЧЕХОВА?    Чехов воспитывался родителями, любящими искусство. В детях воспитывалась любовь к музыке (пение в церковном хоре), танцам. Дети много читали, ходили в театр, занимались на музыкальных инструментах. Родители воспитывали творческих личностей.  Павел Егорович желал видеть своих детей людьми образованными, пророча им жизнь лучше и счастливее своей. Поэтому все они посещали гимназию, занимались музыкой со специально нанятым преподавателем, начали рано изучать иностранные языки

. КАКОВА БЫЛО ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ В СЕМЬЕ ЧЕХОВА?

Чехов воспитывался родителями, любящими искусство. В детях воспитывалась любовь к музыке (пение в церковном хоре), танцам. Дети много читали, ходили в театр, занимались на музыкальных инструментах. Родители воспитывали творческих личностей.

Павел Егорович желал видеть своих детей людьми образованными, пророча им жизнь лучше и счастливее своей. Поэтому все они посещали гимназию, занимались музыкой со специально нанятым преподавателем, начали рано изучать иностранные языки

КЕМ СТАЛИ БРАТЬЯ И СЕСТРА А.П.ЧЕХОВА?   Старший брат Чехова, Александр Павлович (1855 - 1913 г. г.) - литератор;

КЕМ СТАЛИ БРАТЬЯ И СЕСТРА А.П.ЧЕХОВА?

Старший брат Чехова, Александр Павлович (1855 - 1913 г. г.) - литератор;

НИКОЛАЙ ЧЕХОВ Николай Павлович (1858 - 1889 г. г.) - талантливый художник;

НИКОЛАЙ ЧЕХОВ

Николай Павлович (1858 - 1889 г. г.) - талантливый художник;

ИВАН ЧЕХОВ Иван Павлович (1861 - 1922 г. г. ) – педагог;

ИВАН ЧЕХОВ

  • Иван Павлович (1861 - 1922 г. г. ) – педагог;
МИХАИЛ ЧЕХОВ Михаил Павлович (1868 - 1936 г. г. ) – юрист;

МИХАИЛ ЧЕХОВ

  • Михаил Павлович (1868 - 1936 г. г. ) – юрист;
МАРИЯ ЧЕХОВА сестра Антона Павловича Чехова . - Мария Павловна (1863 - 1957 г. г. ) - педагог, художница.

МАРИЯ ЧЕХОВА

  • сестра Антона Павловича Чехова . - Мария Павловна (1863 - 1957 г. г. ) - педагог, художница.
О ЧЁМ ГОВОРИТ ЕГО ФРАЗА: “В ДЕТСТВЕ У МЕНЯ НЕ БЫЛО ДЕТСТВА”?  Детство и юность Чехова проходили, в основном, в магазине отца, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, радости и надежды. Умение писателя слушать станет одним из самых ценных навыков его как рассказчика.  В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства»

О ЧЁМ ГОВОРИТ ЕГО ФРАЗА: “В ДЕТСТВЕ У МЕНЯ НЕ БЫЛО ДЕТСТВА”?

  • Детство и юность Чехова проходили, в основном, в магазине отца, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, радости и надежды. Умение писателя слушать станет одним из самых ценных навыков его как рассказчика.
  • В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства»
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ  Когда Антону Павловичу исполнилось 16 лет, в его жизни произошли значимые изменения.  Разорившись, отец перевез всю семью в Москву, а будущий писатель остался доучиваться в Таганроге один. Освободившись от работы в магазине, Антон значительно улучшил свои успехи в обучении.  Обучение в гимназии стало важным периодом на пути созревания и формирования личностных качеств, развития духовных основ будущего писателя. Именно эти годы снабдили Чехова огромным материалом для писательской деятельности.

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ

Когда Антону Павловичу исполнилось 16 лет, в его жизни произошли значимые изменения.

Разорившись, отец перевез всю семью в Москву, а будущий писатель остался доучиваться в Таганроге один. Освободившись от работы в магазине, Антон значительно улучшил свои успехи в обучении.

Обучение в гимназии стало важным периодом на пути созревания и формирования личностных качеств, развития духовных основ будущего писателя. Именно эти годы снабдили Чехова огромным материалом для писательской деятельности.

КАК СВЯЗАНА ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ С МЕДИЦИНОЙ?   По окончании гимназии, в 1897 году Чехов переезжает в Москву и поступает в медицинский университет. Там он был студентом известных врачей Склифосовского и Захарьина. Молодой человек с трудом совмещает роль студента и писателя. Он начинает писать рассказы в юмористические журналы.

КАК СВЯЗАНА ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ С МЕДИЦИНОЙ?

  • По окончании гимназии, в 1897 году Чехов переезжает в Москву и поступает в медицинский университет. Там он был студентом известных врачей Склифосовского и Захарьина. Молодой человек с трудом совмещает роль студента и писателя. Он начинает писать рассказы в юмористические журналы.
КНИГИ А.П.ЧЕХОВА

КНИГИ А.П.ЧЕХОВА

СЕКРЕТЫ ТВОРЧЕСТВА А.П.ЧЕХОВА   Почему писатель писал весело о грустном? Можно ли смехом вылечить ? Как и почему связаны смех и слёзы? Почему смех бывает грустным? И раскрыть секреты творчества А.П.Чехова Анализируя рассказы «Смерть чиновника», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», мы постарались ответить на вопросы:

СЕКРЕТЫ ТВОРЧЕСТВА А.П.ЧЕХОВА

  • Почему писатель писал весело о грустном?
  • Можно ли смехом вылечить ?
  • Как и почему связаны смех и слёзы?
  • Почему смех бывает грустным?

И раскрыть секреты творчества А.П.Чехова

  • Анализируя рассказы

«Смерть чиновника», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», мы постарались ответить на вопросы:

СЕКРЕТ №1 Описывать действия, а не состояние героев «Толстый и Тонкий»

СЕКРЕТ №1

Описывать действия, а не состояние героев

«Толстый и Тонкий»

СЕКРЕТ №2 Метафора, доведённая до гротеска

СЕКРЕТ №2

Метафора, доведённая до гротеска

СЕКРЕТ №3 Отсутствие описаний

СЕКРЕТ №3

Отсутствие описаний

СЕКРЕТ №4 Говорящие фамилии «Лошадиная фамилия»

СЕКРЕТ №4

Говорящие фамилии

«Лошадиная фамилия»

СЕКРЕТ №5 Мало действующих лиц

СЕКРЕТ №5

Мало действующих лиц

СЕКРЕТ №6 Несоответствие причины и следствия  «Смерть чиновника» , «Радость»

СЕКРЕТ №6

Несоответствие причины и следствия

«Смерть чиновника» ,

«Радость»

СЕКРЕТ №7 Курьёзные подробности и действия

СЕКРЕТ №7

Курьёзные подробности и действия

СЕКРЕТ №8 Индивидуализация речи персонажей. Речь - выражение характера, речевые ошибки, употребление анекдотичного слова

СЕКРЕТ №8

Индивидуализация речи персонажей. Речь - выражение характера, речевые ошибки, употребление анекдотичного слова

СЕКРЕТ №9 Простота композиции

СЕКРЕТ №9

Простота композиции

СЕКРЕТ №10 Диалог занимает главное место.

СЕКРЕТ №10

Диалог занимает главное место.

 В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое.»

В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое.»

О СЕКРЕТЕ ВЕЧНОСТИ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А.П.ЧЕХОВА Корней Чуковский писал: “Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько гремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды”.

О СЕКРЕТЕ ВЕЧНОСТИ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А.П.ЧЕХОВА

  • Корней Чуковский писал: “Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько гремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды”.
ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А.П.ЧЕХОВА Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Рассказы писались на злобу дня и считались однодневками. Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил , что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных “Хирургии”, “Пересолил”, то и тогда было бы ясно, что “сверкнул замечательный ум”, потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди. В юмористических рассказах А. П. Чехов высмеивал пороки и недостатки людей.  Юмористические рассказах писателя – повод задуматься о людях и их поступках, стать духовно чище и нравственно выше.

ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А.П.ЧЕХОВА

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Рассказы писались на злобу дня и считались однодневками. Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил , что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных “Хирургии”, “Пересолил”, то и тогда было бы ясно, что “сверкнул замечательный ум”, потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди.

В юмористических рассказах А. П. Чехов высмеивал пороки и недостатки людей.

Юмористические рассказах писателя – повод задуматься о людях и их поступках, стать духовно чище и нравственно выше.

ИСТОЧНИКИ: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/36/610/36610648_KashtankaVeslka1.jpg - Каштанка http://www.sertification.ru/news/chehov/images/2490.JPG - Хирургия http://www.chitalnya.ru/upload/750/9970237268134.jpg - Налим http://darudar.org/var/files/img/09/52/09521e0afa20f6ef73d2bb461fffc610_600.jpg - Толстый и Тонкий http://az.lib.ru/img/c/chehow_m_p/text_0050/chekhov11.jpg - Александр Чехов http://www.antonchekhov.ru/upload/iblock/bdc/file50.jpg - Иван Чехов http://pics.photographer.ru/pictures/9935.jpg - Мария Павловна Чехова http://nslib.narod.ru/images/chehov/chehov_clip_image004_0004.jpg - Толстый и Тонкий 2 http://mstm.ru/upload/big/karg1.jpg - Картинка 1 http://www.char.ru/books/p759255.jpg - Лошадиная фамилия http://illustrators.ru/projects/31418_original.jpg?1264078673 – Лошадиная фамилия 2 http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000000/pic/000003.jpg - Лошадиная фамилия 3 http://sakhartmuseum.ru/files/collections/fotoreports/1/insite/33.jpg - смерть чиновника 2

ИСТОЧНИКИ:

  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/36/610/36610648_KashtankaVeslka1.jpg - Каштанка
  • http://www.sertification.ru/news/chehov/images/2490.JPG - Хирургия
  • http://www.chitalnya.ru/upload/750/9970237268134.jpg - Налим
  • http://darudar.org/var/files/img/09/52/09521e0afa20f6ef73d2bb461fffc610_600.jpg - Толстый и Тонкий
  • http://az.lib.ru/img/c/chehow_m_p/text_0050/chekhov11.jpg - Александр Чехов
  • http://www.antonchekhov.ru/upload/iblock/bdc/file50.jpg - Иван Чехов
  • http://pics.photographer.ru/pictures/9935.jpg - Мария Павловна Чехова
  • http://nslib.narod.ru/images/chehov/chehov_clip_image004_0004.jpg - Толстый и Тонкий 2
  • http://mstm.ru/upload/big/karg1.jpg - Картинка 1
  • http://www.char.ru/books/p759255.jpg - Лошадиная фамилия
  • http://illustrators.ru/projects/31418_original.jpg?1264078673 – Лошадиная фамилия 2
  • http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000000/pic/000003.jpg - Лошадиная фамилия 3
  • http://sakhartmuseum.ru/files/collections/fotoreports/1/insite/33.jpg - смерть чиновника 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!