СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды придаточных предложений (ознакомление)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерктивная презентация пригодится на первом уроке по ознакомлению учащихся см видами придаточных предложений в составе СПП

Просмотр содержимого документа
«Виды придаточных предложений (ознакомление)»

Основные виды придаточных частей в СПП Урок русского языка в 9 классе

Основные виды придаточных частей в СПП

Урок русского языка в 9 классе

К концу урока я узнаю какими бывают придаточные предложения; как их различать. К концу урока я смогу устанавливать смысловые отношения между частями СПП; определять к чему и с помощью чего могут присоединяться придаточные предложения в составе СПП; составлять схемы СПП.

К концу урока я узнаю

какими бывают придаточные предложения;

как их различать.

К концу урока я смогу

устанавливать смысловые отношения между частями СПП;

определять к чему и с помощью чего могут присоединяться придаточные предложения в составе СПП;

составлять схемы СПП.

НаШтоБуЗУ: 1. Нахождение главного и придаточного предложения   2. Знание средств связи в СПП 3. Умение найти, к чему относится придаточное, составить схему СПП  4. Умение задать вопрос от главного предложения к придаточному и определить значение придаточного (установление смысловых отношений)   5. Выполнение мини-теста

НаШтоБуЗУ:

1. Нахождение главного и придаточного

предложения

2. Знание средств связи в СПП

3. Умение найти, к чему относится придаточное, составить схему СПП

4. Умение задать вопрос от главного предложения к придаточному и определить значение придаточного (установление смысловых отношений)

5. Выполнение мини-теста

НаШтоБуЗУ:

1. Нахождение главного и придаточного

предложения

Актуализация опорных знаний (определение СПП; «гуси» и «матрёшки»)

  • Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не идет…
  • Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не идет…
  • Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не идет…
  • Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не идет…
  • Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
  • Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
  • Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
  • Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
  • И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …
  • И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …
  • И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …
  • И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …

НаШтоБуЗУ: 2. Знание средств связи в СПП   Проверка Домашнего задания – учебные сообщения по восстановленной таблице

НаШтоБуЗУ:

2. Знание средств связи в СПП

Проверка Домашнего задания – учебные сообщения по восстановленной таблице

НаШтоБуЗУ: 3. Умение найти, к чему относится придаточное, составить схему СПП  … И славен буду я, … И славен буду я, … И славен буду я, … И славен буду я, доколь в подлунном мире  Жив будет хоть один пиит. 2)  Не дорого ценю я громкие права,  От коих не одна кружится голова. 3)  Я не ропщу о том, что отказали боги  Мне в сладкой участи оспоривать налоги. … И славен буду я права не ропщу том

НаШтоБуЗУ:

3. Умение найти, к чему относится придаточное, составить схему СПП

  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,

доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

2) Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова.

3) Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги.

… И славен буду я

права

не ропщу

том

НаШтоБуЗУ: … И славен буду я, … И славен буду я, … И славен буду я, … И славен буду я, 3. Умение найти к чему относится придаточное, составить схемуСПП доколь в подлунном мире  Жив будет хоть один пиит. 2)  Не дорого ценю я громкие права,  От коих не одна кружится голова. 3)  Я не ропщу о том, что отказали боги  Мне в сладкой участи оспоривать налоги … И славен буду я [  ] , (доколь…). права [ … сущ. ] , (от коих…). не ропщу том [ … глаг.+ ук. сл. ] , (что…).

НаШтоБуЗУ:

  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,

3. Умение найти к чему относится придаточное, составить схемуСПП

доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

2) Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова.

3) Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги

… И славен буду я

[ ] , (доколь…).

права

[ … сущ. ] , (от коих…).

не ропщу

том

[ … глаг.+ ук. сл. ] , (что…).

НаШтоБуЗУ: … И славен буду я, … И славен буду я, … И славен буду я, … И славен буду я, 3. Умение задать вопрос от главного предложения к зависимому доколь в подлунном мире  Жив будет хоть один пиит.  2)  Не дорого ценю я громкие права,   От коих не одна кружится голова. 3)  Я не ропщу о том, что отказали боги  Мне в сладкой участи оспоривать налоги до каких пор? какие? … И славен буду я права о чём? не ропщу том

НаШтоБуЗУ:

  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,
  • … И славен буду я,

3. Умение задать вопрос от главного предложения к зависимому

доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

2) Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

3) Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги

до каких пор?

какие?

… И славен буду я

права

о чём?

не ропщу

том

НаШтоБуЗУ: 4. Умение задать вопрос и определить значение придаточного (установление смысловых отношений)  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ Какой? ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Который? Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О чём? О ком? Чей? Где? Куда? Зачем? Почему? Каким образом? Подобно чему? В какой мере? Несмотря на что? При каком условии? Придаточные изъяснительные Придаточные определительные Придаточные обстоятельственные: места, времени, цели, причины, образа действия, сравнительные, меры и степени, уступительные, условия.

НаШтоБуЗУ:

4. Умение задать вопрос и определить значение придаточного (установление смысловых отношений)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

Какой?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Который?

Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О чём? О ком?

Чей?

Где? Куда? Зачем? Почему? Каким образом?

Подобно чему? В какой мере? Несмотря на что? При каком условии?

Придаточные изъяснительные

Придаточные определительные

Придаточные обстоятельственные: места,

времени,

цели,

причины,

образа действия, сравнительные, меры и степени,

уступительные, условия.

НаШтоБуЗУ:

5. Мини-тест

  • Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
  • Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
  • Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
  • Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:

А) Когда на что решусь, уж я не отступаю…

Б) Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая – страдания народа…

Б) К чему смеяться надо мною, когда я слабою рукою по лире с трепетом брожу…

2. Укажите СПП с придаточным, которое относится к указательному слову:

А)Жизнь нужно прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.

Б) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!

В) Никто не знал, куда и как она сокрылась…

3. Соотнесите информацию:

А. 1) Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес.

Б. 1) Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.

2) Он сказал, что будет ждать её в парке возле беседки.

1. СПП с придаточными определительными

В. 1) Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

2) Проезжающий мог по нескольку дней жить у смотрителя, пока не дождётся свежих лошадей.

2. СПП с придаточными изъяснительными

2) Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам на встречу.

3. СПП с придаточными обстоятельственными

НаШтоБуЗУ:

5. Мини-тест (КЛЮЧ)

  • Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
  • Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
  • Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
  • Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:

А) Когда на что решусь, уж я не отступаю…

Б) Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая – страдания народа…

Б) К чему смеяться надо мною, когда я слабою рукою по лире с трепетом брожу…

2. Укажите СПП с придаточным, которое относится к указательному слову:

А) Жизнь нужно прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.

Б) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!

В) Никто не знал, куда и как она сокрылась…

3. Соотнесите информацию:

А. 1) Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес.

Б. 1) Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.

2) Он сказал, что будет ждать её в парке возле беседки. А-2

2. СПП с придаточными изъяснительными

В. 1) Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

2) Проезжающий мог по нескольку дней жить у смотрителя, пока не дождётся свежих лошадей. Б-3

3. СПП с придаточными обстоятельственными

2) Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам на встречу. В-1

1. СПП с придаточными определительными

Оцените свою работу на уроке в процентном выражении (от 40 до 100%)

Оцените свою работу на уроке в процентном выражении (от 40 до 100%)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!