Основные виды придаточных частей в СПП
Урок русского языка в 9 классе
К концу урока я узнаю
какими бывают придаточные предложения;
как их различать.
К концу урока я смогу
устанавливать смысловые отношения между частями СПП;
определять к чему и с помощью чего могут присоединяться придаточные предложения в составе СПП;
составлять схемы СПП.
НаШтоБуЗУ:
1. Нахождение главного и придаточного
предложения
2. Знание средств связи в СПП
3. Умение найти, к чему относится придаточное, составить схему СПП
4. Умение задать вопрос от главного предложения к придаточному и определить значение придаточного (установление смысловых отношений)
5. Выполнение мини-теста
НаШтоБуЗУ:
1. Нахождение главного и придаточного
предложения
Актуализация опорных знаний (определение СПП; «гуси» и «матрёшки»)
- Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не идет…
- Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не идет…
- Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не идет…
- Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не идет…
- Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
- Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
- Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
- Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
- И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …
- И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …
- И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …
- И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …
НаШтоБуЗУ:
2. Знание средств связи в СПП
Проверка Домашнего задания – учебные сообщения по восстановленной таблице
НаШтоБуЗУ:
3. Умение найти, к чему относится придаточное, составить схему СПП
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
2) Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова.
3) Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги.
… И славен буду я
права
не ропщу
том
НаШтоБуЗУ:
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
3. Умение найти к чему относится придаточное, составить схемуСПП
доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
2) Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова.
3) Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги
… И славен буду я
[ ] , (доколь…).
права
[ … сущ. ] , (от коих…).
не ропщу
том
[ … глаг.+ ук. сл. ] , (что…).
НаШтоБуЗУ:
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
- … И славен буду я,
3. Умение задать вопрос от главного предложения к зависимому
доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
2) Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
3) Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги
до каких пор?
какие?
… И славен буду я
права
о чём?
не ропщу
том
НаШтоБуЗУ:
4. Умение задать вопрос и определить значение придаточного (установление смысловых отношений)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
Какой?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Который?
Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О чём? О ком?
Чей?
Где? Куда? Зачем? Почему? Каким образом?
Подобно чему? В какой мере? Несмотря на что? При каком условии?
Придаточные изъяснительные
Придаточные определительные
Придаточные обстоятельственные: места,
времени,
цели,
причины,
образа действия, сравнительные, меры и степени,
уступительные, условия.
НаШтоБуЗУ:
5. Мини-тест
- Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
- Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
- Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
- Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
А) Когда на что решусь, уж я не отступаю…
Б) Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая – страдания народа…
Б) К чему смеяться надо мною, когда я слабою рукою по лире с трепетом брожу…
2. Укажите СПП с придаточным, которое относится к указательному слову:
А)Жизнь нужно прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
Б) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!
В) Никто не знал, куда и как она сокрылась…
3. Соотнесите информацию:
А. 1) Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес.
Б. 1) Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.
2) Он сказал, что будет ждать её в парке возле беседки.
1. СПП с придаточными определительными
В. 1) Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.
2) Проезжающий мог по нескольку дней жить у смотрителя, пока не дождётся свежих лошадей.
2. СПП с придаточными изъяснительными
2) Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам на встречу.
3. СПП с придаточными обстоятельственными
НаШтоБуЗУ:
5. Мини-тест (КЛЮЧ)
- Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
- Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
- Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
- Укажите предложение, в котором придаточное относится к одному слову в главном предложении:
А) Когда на что решусь, уж я не отступаю…
Б) Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая – страдания народа…
Б) К чему смеяться надо мною, когда я слабою рукою по лире с трепетом брожу…
2. Укажите СПП с придаточным, которое относится к указательному слову:
А) Жизнь нужно прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
Б) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!
В) Никто не знал, куда и как она сокрылась…
3. Соотнесите информацию:
А. 1) Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес.
Б. 1) Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.
2) Он сказал, что будет ждать её в парке возле беседки. А-2
2. СПП с придаточными изъяснительными
В. 1) Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.
2) Проезжающий мог по нескольку дней жить у смотрителя, пока не дождётся свежих лошадей. Б-3
3. СПП с придаточными обстоятельственными
2) Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам на встречу. В-1
1. СПП с придаточными определительными
Оцените свою работу на уроке в процентном выражении (от 40 до 100%)