Воспитание патриотизма у младших школьников посредством проектов краеведческой тематики
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению вопроса воспитания патриотизма у младших школьников. Отмечена значимость и приоритетность этой работы в современной школе. Определены возможности применения в воспитании патриотизма младших школьников проектов краеведческой тематики. Установлены критерии определения тем, связанных с родным краем. Описана поэтапная технология реализации проектов.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, младшие школьники, проекты, краеведение.
Социально-политические изменения и трансформации последних лет актуализировали и вывели на первый план в системе образования задачу по воспитанию патриотизма. Значимость ее решения усиливают и требования Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» и многие другие.
Воспитание патриотизма является ключевым направлением образовательно-воспитательной работы и в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет, что деятельность учителя должна быть сосредоточена на развитии у младших школьников таких патриотических ценностей, как [2]:
- любовь к своему народу, малой и большой Родине;
- уважение к старшему поколению;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании истории и культуры своей Родины;
- чувство гордости за свою страну, народ;
- принятие ценностей многонационального российского государства;
- бережное и уважительное отношение к природе Родины.
Процесс воспитания патриотизма у младших школьников наиболее успешно происходит с применением краеведческого материала. Познание своего родно края обеспечивает в данном случае расширение кругозора учащихся, развитие познавательного и интеллектуального потенциала каждого ребенка, формирование эмоционально-чувственных отношений. Все это и позволяет проводить патриотическое воспитание достаточно эффективно.
По замечанию Д.С. Лихачева, с помощью познания истории, культуры, природы, социальных особенностей родного края дети осваивают огромный пласт духовной культуры, «врастают» в свой край, становясь настоящими гражданами и патриотами. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой» [1, с. 14].
Освоение краеведческого материала и воспитание патриотизма предполагает не пассивное усвоение младшими школьниками сведений и освоение устоявшихся истин, а активные познавательные действия, позволяющие переживать яркие эмоции и чувства. Поэтому в свою работу в данном направлении мы выстраиванием в проектах.
Тематика проектов отбирается в соответствии со следующими критериями:
1) отражение уникальности истории, культуры, природы родного края;
2) возможность воздействовать на эмоционально-чувственную сферу учащихся, формировать позитивные впечатления;
3) соответствие интересам и возрастным особенностям познавательных процессов.
Поэтому мы проводим проекты по таким темам, как «Как рос и развивался наш город», «История ульяновских театров», «Горжусь подвигом своих земляков», «Мой город – Родина самого уникального самолета» и другие.
Успешность процесса воспитания патриотизма в реализации этих проектов во многом обусловлена четкому следованию основным этапам.
1 этап – организационно-подготовительный. Работа предусматривает формирование интереса и мотивации к работе по проекту у учащихся, а также на развитие их стремления разрешить возникшую проблему. Например, установить изменения в облике города в течение его истории. Учитывая возрастные возможности младших школьников, ведущая роль принадлежит учителю. Он определяет проблему и оказывает помощь в формулировании цели и составления плана познавательно-исследовательской работы.
2 этап – технологический (реализации проектной работы), на котором учащиеся осуществляют поисково-исследовательские действия: подбор нужных источников, их изучение и анализ, обобщение материала и пр. Учитель в данном случае выступает в роли помощника, советника, наставника, направляя поисково-познавательные действия младших школьников, помогая анализировать и обобщать информацию.
3 этап – обобщение результатов проекта, на котором систематизируются все сведения, собранные младшими школьниками, подводятся итоги познавательно-исследовательской деятельности и оформляются продукты проекта: альбомы, презентации, театрализованные представления и пр.
4 этап – презентация. На этом этапе учащиеся представляют свои результаты общественности: родителям, сверстникам из других классов и пр.
Работа с младшими школьниками по проектам краеведческой тематики показывает, что у них развивается достаточно устойчивый интерес к родному городу и положительное эмоционально-чувственное восприятие его культуры, истории и природы, проявляется чувство гордости за свой родной край.
Итак, проектную деятельность краеведческого тематики следует рассматривать как одно из эффективных средств воспитания патриотизма у младших школьников.
Список литературы
Лихачев Д.С. Земля родная: книга для обучающихся / Д.С. Лихачев – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(дата обращения: 10.02.2024).