Задания по формированию функциональной грамотности
Прочитайте теrст и выполните 1-8 задания.
Ну и игрушек было в детской! А высоко на шкафу стояла копилка — глиняная свинья. В спине у неё, конечно, была щель, и её ещё чуть-чуть расширили ножом, чтобы проходили и серебряные монеты, покрупнее. Таких в свинье лежало целых две, не считая мелких, — она была набита битком и даже не брякала больше, а уж дальше этого ни одной свинье с деньгами идти некуда! Стояла она на шкафу и смотрела на всё окружающее сверху вниз, — ей, ведь, ничего не стоило купить всё это: брюшко у неё было тугое, ну, а такое сознание удовлетворит хоть кого.
Все окружающие и имели это в виду, хоть и не говорили о том, — у них было о чём поговорить и без того. Ящик комода стоял полуоткрытым, и оттуда высунулась большая кукла. Она была уже не молода и с подклеенною шеей. Поглядев по сторонам, она сказала:
— Будем играть в людей, — и то, ведь, хорошо!
Поднялась возня, зашевелились даже картины на стенах, показывая, что и у них есть оборотная сторона, хотя вовсе не имели при этом в виду вступать с кем- либо в спор.
Была полночь; в окна светил месяц, предлагая всем даровое освещение. Участвовать в игре были приглашены все, даже детская коляска, хотя она и принадлежала к более громоздкому, низшему сорту игрушек.
— Всяк хорош по- своему! — говорила она. — Не всем же быть благородными, надо кому-нибудь и дело делать, — как говорится!
Одна только свинья-копилка получила письменное приглашение: она стояла так высоко, что устное могло и не дойти до неё — думали игрушки. Она и теперь не ответила, что придёт, да и не пришла! Нет, уж если ей быть в компании, то пусть устроят так, чтобы она видела всё со своего места. Так и сделали.
Кукольный театр поставили прямо перед ней, — вся сцена была как на ладони. Начать хотели комедией, а потом имелось в виду общее угощение чаем и остроумная игра словами. С этого, впрочем, и началось. Лошадь-качалка заговорила о тренировке и о чистоте породы, детская коляска о железных дорогах и силе пара, — всё это было по их части, так кому же было и говорить об этом, как не им? Комнатные часы держались политики — тики-тики! Они знали, когда надо «ловить момент», но отставали, как говорили о них злые языки. Камышовая тросточка гордилась своим железным башмачком и серебряным колпачком; она была, ведь, обита и сверху, и снизу. На диване лежали две вышитые подушки, премиленькие и преглупенькие. И вот, началось представление.
Все сидели и смотрели; зрителей пригласили щёлкать, хлопать и грохотать в знак одобрения. Но хлыстик сейчас же заявил, что не «щёлкает» старухам, а только непросватанным барышням.
— А я так хлопаю всем! — сказал пистон.
«Где-нибудь да надо стоять!» думала плевальница.
У каждого были свои мысли!
Комедия не стоила медного гроша, но сыграна была блестяще. Все исполнители показывались публике только раскрашенною стороною; с оборотной на них не следовало и смотреть. Все играли отлично и совсем не на сцене: нитки были слишком длинны; зато исполнители и выдавались тем больше. Склеенная кукла так расчувствовалась, что совсем расклеилась, а свинья с деньгами ощутила в брюшке такое благодушие, что решилась сделать что-нибудь для одного из актёров — например, упомянуть его в своём завещании, как достойного быть погребённым вместе с нею, когда придёт время.
Все были в таком восторге, что отказались даже от чая и прямо перешли к игре словами, — это и называлось играть в людей, и отнюдь не в насмешку. Они, ведь, только играли, причём каждый думал лишь о самом себе, да о том, что подумает о нём свинья с деньгами. А свинья совсем задумалась о своём завещании и погребении: «Когда придёт время…» Увы! Оно приходит всегда раньше, чем ожидают, — бац! Свинья свалилась со шкафа и разбилась вдребезги; монетки так и запрыгали по полу. Маленькие вертелись волчками, крупные солидно катились вперёд. Особенно долго катилась одна, — ей очень хотелось людей посмотреть и себя показать. Ну, и отправилась гулять по белу свету; отправились и все остальные, а черепки свиньи бросили в помойное ведро. Но на шкафу, на другой же день, красовалась новая, такая же. У неё в желудке было ещё пусто, и она тоже не брякала — значит, была похожа на старую. Для начала и этого было довольно! (Г.Х.Андерсен)
Задание 1
Ответьте на вопрос. Где стояла свинья-копилка?
тумбочка;
шкаф;
подоконник;
комод.
Задание 2
Ответьте на вопрос. Из чего была сделана свинья-копилка?
серебро;
стекло;
глина;
фарфор.
Задание 3
В какую игру предложила играть кукла? Выберите правильный ответ.
в прятки;
в людей;
в жмурки;
в лапту.
Задание 4
Допишите предложения
Участвовать в игре были приглашены все, даже….
Письменное приглашение получила только…
Каждый думал лишь о себе да о том, что подумает о нем …
Свинья свалилась со шкафа на пол и…
Задание 5
Выберите тему для разговоров героев.
1.Комнатные часы | а) сила пара; |
2. Лошадь-качалка | б) чистота породы; |
3.Детская коляска | в) политика; |
| г) тренировка; |
| д) железная дорога |
Задание 6
Найдите в тексте ответ на вопрос и выпишите его.
Что подразумевали герои под игрой в людей?
Задание 7
Поставь значок + в нужную графу (верно/неверно)
| верно | неверно |
1.В детской было много игрушек. | | |
2. Письменное приглашение было отправлено всем. | | |
3. На шкафу лежали две вышитые подушки. | | |
4. Черепки от свиньи отправились в помойное ведро. | | |
Задание8.
В чем смысл сказки, чему она учит? Дайте развернутый ответ на вопрос.
Задание 1
Характеристики задания
Содержательная область оценки: нравственность
Компетентностная область оценки: нахождение и извлечение информации.
Контекст: личный
Тип текста: сплошной.
Уровень сложности: средний.
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа.
Объект оценки: уметь извлекать нужную информацию.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ: 2 |
0 | Отмечено любое другое утверждение. |
Задание 2
Характеристики задания
Содержательная область оценки: нравственность
Компетентностная область оценки: нахождение и извлечение информации.
Контекст: личный
Тип текста: сплошной.
Уровень сложности: средний.
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа.
Объект оценки: уметь извлекать нужную информацию.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ: 3 |
0 | Отмечено любое другое утверждение. |
Задание 3
Характеристики задания
Содержательная область оценки: нравственность
Компетентностная область оценки: нахождение и извлечение информации.
Контекст: личный
Тип текста: сплошной.
Уровень сложности: средний.
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа.
Объект оценки: уметь извлекать нужную информацию.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ: 2 |
0 | Отмечено любое другое утверждение. |
Задание 4
Характеристики задания
Содержательная область оценки: нравственность
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать
Контекст: личный
Тип текста: сплошной.
Уровень сложности: средний.
Формат ответа: дописать каждое предложение.
Объект оценки: уметь извлекать нужную информацию.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ: 1) детская коляска; 2) одна свинья-копилка; 3) свинья с деньгами; 4) разбилась вдребезги |
0 | Любые другие слова |
Задание 5
Характеристики задания
Содержательная область оценки: нравственность
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать
Контекст: личный
Тип текста: сплошной.
Уровень сложности: средний.
Формат ответа: задание с выбором нескольких правильных решений
Объект оценки: уметь соотносить нужную информацию.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ: 1-в; 2 – б,г; 3 – а,д. |
0 | Любые другие ответы |
Задание 6
Характеристики задания
Содержательная область оценки: нравственность
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать
Контекст: личный
Тип текста: сплошной.
Уровень сложности: средний.
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа.
Объект оценки: уметь находить нужную информацию.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ: Все были в таком восторге, что отказались даже от чая и прямо перешли к игре словами, — это и называлось играть в людей. |
0 | Любые другие слова |
Задание 7
Характеристики задания
Содержательная область оценки: нравственность
Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание текста.
Контекст: личный
Тип текста: сплошной.
Уровень сложности: средний.
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа.
Объект оценки: уметь находить нужную информацию.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ: 1 – верно;2 – неверно; 3 – неверно; 4 – верно. |
0 | Любые другие варианты |
Задание 8
Характеристики задания
Содержательная область оценки: нравственность
Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание текста.
Контекст: личный
Тип текста: сплошной.
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: задание с развернутым ответом
Объект оценки: понимать коммуникативное намерение автора.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Ответ: Счастье не в богатстве, а в любви, верности и дружбе. Сказка учит быть хорошими и воспитанными людьми, не задирать нос и относиться к другим с уважением. |
1 | Другие варианты , близкие к ответу. |
0 | Нет ответа. |