СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание № 28 ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены подробные, сложные планы (задание № 28 ЕГЭ по обществознанию).

Просмотр содержимого документа
«Задание № 28 ЕГЭ по обществознанию»

Человек и общество

1. За­да­ние «Био­со­ци­аль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка».

 1. Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции.

 2. Ор­га­низм как при­род­ная ос­но­ва че­ло­ве­ка:

а) функ­ци­о­ни­ро­ва­ние внут­рен­них ор­га­нов и си­стем (мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ские, элек­тро­хи­ми­че­ские, нерв­но-моз­го­вые и дру­гие про­цес­сы ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка);

б) пер­вич­ные (фи­зио­ло­ги­че­ские) по­треб­но­сти (в пище, воде, от­ды­хе, опре­де­лен­ном тем­пе­ра­тур­ном ре­жи­ме и др.);

в) ге­но­тип че­ло­ве­ка и ме­ха­низ­мы на­след­ствен­но­сти.

3. Со­ци­аль­ное в че­ло­ве­ке:

а) со­ци­аль­ные по­треб­но­сти;

б) ин­те­ре­сы;

в) во­ле­вые ка­че­ства;

г) са­мо­со­зна­ние;

д) ми­ро­воз­зре­ние и др.

4. Един­ство био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го в че­ло­ве­ке:

а) вли­я­ние био­ло­ги­че­ско­го (на­след­ствен­но­го) на фи­зи­че­ские дан­ные и пси­хи­че­ские свой­ства че­ло­ве­ка;

б) осу­ществ­ле­ние и удо­вле­тво­ре­ние био­ло­ги­че­ско­го в со­ци­аль­ных фор­мах.

 5. Про­бле­ма со­от­но­ше­ния био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го в че­ло­ве­ке (раз­ные под­хо­ды).

 

2. «Ми­ро­воз­зре­ние, его виды и формы».

1. Ми­ро­воз­зре­ние как си­сте­ма обоб­щен­ных взгля­дов на мир и место че­ло­ве­ка в нем.

 2. Ис­то­ри­че­ские виды ми­ро­воз­зре­ния:

а) ми­фо­ло­ги­че­ское;

б) тео­ло­ги­че­ское (ре­ли­ги­оз­ное);

в) фи­ло­соф­ское.

3. Обы­ден­ное (жи­тей­ское) ми­ро­воз­зре­ние и его осо­бен­но­сти:

а) пре­об­ла­да­ние про­из­воль­ных свя­зей;

б) фраг­мен­тар­ность взгля­дов на мир;

в) от­сут­ствие це­лост­но­сти.

 4. Ос­нов­ные черты на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния:

а) ло­ги­че­ская строй­ность;

б) си­сте­ма­тич­ность;

в) уни­вер­саль­ность;

г) кри­тич­ность;

д) обос­но­ван­ность.

 

3.  «Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти».

1) Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы как часть гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства.

2) Сущ­ность «де­мо­гра­фи­че­ско­го взры­ва» и его связь с дру­ги­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми.

3) Чем вы­зван де­мо­гра­фи­че­ский кри­зис в эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах?

4) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия «де­мо­гра­фи­че­ско­го взры­ва»:

а) мас­со­вые голод, бо­лез­ни, не­гра­мот­ность, от­сут­ствие нор­маль­но­го жилья;

б) без­ра­бо­ти­ца;

в) мас­со­вые ми­гра­ции;

г) про­бле­мы ас­си­ми­ля­ции при­ез­жих.

5) Пути пре­одо­ле­ния со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских про­блем:

а) ре­ше­ние про­бле­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния чис­лен­но­сти на­ро­до­на­се­ле­ния;

б) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских про­блем.


4.  «Со­вре­мен­ные угро­зы куль­ту­ре, ду­хов­но­му раз­ви­тию че­ло­ве­ка».

1) Со­вре­мен­ные угро­зы куль­ту­ре, ду­хов­но­му раз­ви­тию че­ло­ве­ка — одна из гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства:

а) угро­жа­ю­щие мас­шта­бы не­ве­же­ства, пре­ступ­но­сти , нар­ко­ма­нии, от­чуж­де­ния от куль­ту­ры;

б) ма­те­ри­аль­ное по­тре­би­тель­ство;

в) мас­со­вая куль­ту­ра и ан­ти­куль­ту­ра;

г) про­яв­ле­ния дис­ком­фор­та в по­все­днев­ной жизни че­ло­ве­ка;

д) ин­фор­ма­ция и че­ло­век.

2) Пути пре­одо­ле­ния про­бле­мы:

а) сво­бод­ный до­ступ че­ло­ве­ка к куль­тур­ным цен­но­стям;

б) воз­мож­ность по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния и его со­вер­шен­ство­ва­ния;

в) гу­ма­ни­за­ция об­ще­ства, все­сто­рон­нее раз­ви­тие лич­но­сти.

3) Пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство и ду­хов­ное

раз­ви­тие че­ло­ве­ка.


5.  «Це­лост­ность и про­ти­во­ре­чи­вость со­вре­мен­но­го мира».

1) Мно­го­об­ра­зие мира и един­ство че­ло­ве­че­ства: а) со­вре­мен­ный мир и ин­те­гра­ция;

б) гло­ба­ли­за­ция эко­но­ми­ки и раз­ви­тие ми­ро­вой тор­гов­ли;

в) со­вре­мен­ные ком­му­ни­ка­ции (Ин­тер­нет и др.).

2) Про­ти­во­ре­чи­вые по­след­ствия гло­ба­ли­за­ции:

а) стан­дар­ты гло­ба­ли­за­ции в эко­но­ми­ке, куль­ту­ре;

б) эко­ло­ги­че­ский, де­мо­гра­фи­че­ский кри­зи­сы, СПИД, нар­ко­ма­ния, меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм, про­бле­мы эко­но­ми­че­ски от­ста­лых стран и мн. др.

3) Пре­одо­ле­ет ли че­ло­ве­че­ство про­бле­мы сво­е­го раз­ви­тия?


6. «Со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да».

1. Со­ци­а­ли­за­ция как про­цесс усво­е­ния ин­ди­ви­дом об­раз­цов по­ве­де­ния, со­ци­аль­ных норм и цен­но­стей, не­об­хо­ди­мых для его успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в дан­ном об­ще­стве.

 

2. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по Д. Смел­зе­ру:

а) ста­дия под­ра­жа­ния и ко­пи­ро­ва­ния детьми по­ве­де­ния взрос­лых;

б) иг­ро­вая ста­дия, когда дети осо­зна­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние роли;

в) ста­дия груп­по­вых игр, на ко­то­рой дети учат­ся по­ни­мать, что от них ждет целая груп­па людей.

 3. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по тео­рии ролей (Дж. Г. Мид):

а) ими­та­ция (дети ко­пи­ру­ют по­ве­де­ние взрос­лых);

б) иг­ро­вая ста­дия (дети по­ни­ма­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние опре­де­лен­ных ролей);

в) кол­лек­тив­ная игра (дети учат­ся осо­зна­вать ожи­да­ния не толь­ко от­дель­но взя­то­го че­ло­ве­ка, но и целой груп­пы).

 4. Аген­ты (ин­сти­ту­ты) со­ци­а­ли­за­ции:

а) аген­ты пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции — это среда, ко­то­рая ока­зы­ва­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да (ро­ди­те­ли, род­ствен­ни­ки, семья, дру­зья, сверст­ни­ки и т. д.);

б) аген­ты вто­рич­ной со­ци­а­ли­за­ции: ад­ми­ни­стра­ция школы, вуза, пред­при­я­тия; армия, суд, цер­ковь и.т.д.

5. От­ли­чия со­дер­жа­ния про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции взрос­лых от про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции детей.

 

7. «Мо­раль и «зо­ло­тое пра­ви­ло» нрав­ствен­но­сти».

1) Мо­раль и ее роль в жизни че­ло­ве­ка и об­ще­ства: ис­то­ри­че­ский ас­пект.

2) Ос­но­ва мо­ра­ли — об­ще­че­ло­ве­че­ские нрав­ствен­ные нормы и цен­но­сти:

а) «зо­ло­тое пра­ви­ло» нрав­ствен­но­сти;

б) нрав­ствен­ные ка­те­го­рии;

в) прин­ци­пы и нормы мо­ра­ли.

3) Су­ще­ству­ет ли про­гресс мо­ра­ли?

а) нрав­ствен­ный долг и про­бле­ма вы­бо­ра;

б) со­вре­мен­ные ре­а­лии (Ин­тер­нет и т. п.) и нрав­ствен­ные нормы.


8.  «Об­ще­ство как си­сте­ма».

1.Си­сте­ма как со­во­куп­ность об­ра­зу­ю­щих ее эле­мен­тов, на­хо­дя­щих­ся в устой­чи­вых свя­зях и от­но­ше­ни­ях друг с дру­гом.

2.Об­ще­ство как со­во­куп­ность людей, свя­зан­ных сов­мест­ной де­я­тель­но­стью по до­сти­же­нию общих для них целей.

 3.Эле­мен­ты об­ще­ства как си­сте­мы:

а) сферы жизни об­ще­ства;

б) со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты об­ще­ства.

4.Ха­рак­те­ри­сти­ки об­ще­ства как си­сте­мы:

а) мно­го­об­раз­ные иерар­хи­че­ски вы­стро­ен­ные от­но­ше­ния, со­став­ля­ю­щие струк­ту­ру об­ще­ства;

б) це­лост­ность об­ще­ства как си­сте­мы (ему при­су­щи свой­ства, ко­то­рые нель­зя вы­ве­сти из свойств от­дель­ных эле­мен­тов);

в) от­кры­тость об­ще­ства как си­сте­мы (со­сто­я­ние не­пре­рыв­но­го об­ме­на с окру­жа­ю­щей его при­род­ной сре­дой);

г) ди­на­мич­ность об­ще­ства (из­ме­не­ния в раз­лич­ных сфе­рах жизни, их про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер).

 5.Сте­пень удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей людей — до­ка­за­тель­ство эф­фек­тив­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния об­ще­ства как си­сте­мы.

 

9.  «Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга и пути её ре­ше­ния».

1) Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга — одна из гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти.

2) Сущ­ность про­бле­мы Се­ве­ра и Юга и ее связь с дру­ги­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми.

3) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия на­зван­ной про­бле­мы:

а) «де­мо­гра­фи­че­ский взрыв»;

б) голод, ни­ще­та, не­гра­мот­ность, бо­лез­ни;

в) без­ра­бо­ти­ца и ми­гра­ция в эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные стра­ны мира.

4) Пути пре­одо­ле­ния эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти, бед­но­сти и ни­ще­ты стран «тре­тье­го мира»:

а) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки;

б) уста­нов­ле­ние но­во­го ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии про­блем Се­ве­ра и Юга.


10. «Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти».

1) Какие про­бле­мы стали гло­баль­ны­ми для че­ло­ве­че­ства?

2) Сущ­ность не­ко­то­рых гло­баль­ных про­блем (эко­ло­ги­че­ский кри­зис, «де­мо­гра­фи­че­ский взрыв», эко­но­ми­че­ская от­ста­лось стран «тре­тье­го мира») и их вза­и­мо­связь.

3) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти:

а) рост мас­шта­бов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей;

б) рост на­ро­до­на­се­ле­ния мира за счет раз­ви­ва­ю­щих­ся стран;

в) по­тре­би­тель­ское от­но­ше­ние к при­ро­де.

4) Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем:

а) раз­ви­тие на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний по при­ро­до­охран­ной и при­ро­до­вос­ста­но­ви­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка;

б) уста­нов­ле­ние но­во­го ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка;

в) ре­гу­ли­ро­ва­ние рож­да­е­мо­сти в эко­но­ми­че­ски от­ста­лых стра­нах;

г) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии гло­баль­ных про­бем со­вре­мен­но­сти.


11.  «Сво­бо­да и от­вет­ствен­ность».

1) Сво­бо­да в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка:

а) сво­бо­да лич­но­сти — важ­ней­шая цен­ность ци­ви­ли­за­ции;

б) «сво­бо­да есть осо­знан­ная не­об­хо­ди­мость»;

в) ка­те­го­рия сво­бо­ды в фи­ло­соф­ских ис­ка­ни­ях че­ло­ве­че­ства.

 2) От­вет­ствен­ность — важ­ней­ший ре­гу­ля­тор де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка:

а) со­зна­тель­ное сле­до­ва­ние уста­нов­лен­ным нор­мам;

б) оце­ни­ва­ние своих по­ступ­ков с точки зре­ния их по­след­ствий для окру­жа­ю­щих;

в) прин­ци­пы и убеж­де­ния.

 

3) Сво­бо­да и от­вет­ствен­ность в сво­бод­ном об­ще­стве.

 

12. «Цель и смысл жизни че­ло­ве­ка».

1) Поиск смыс­ла жизни — от­ли­чи­тель­ное свой­ство че­ло­ве­ка.

 2) Под­хо­ды к про­бле­ме смыс­ла че­ло­ве­че­ской жизни в ми­ро­вой фи­ло­со­фии:

а) ан­тич­ная фи­ло­со­фия;

б) фи­ло­со­фия Воз­рож­де­ния;

в) клас­си­че­ская не­мец­кая фи­ло­со­фия;

г) рус­ская фи­ло­со­фия (С. Франк, Н. Тру­бец­кой и др.).

 3) Роль ми­ро­воз­зре­ния в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка, в по­ис­ке им целей и смыс­ла жизни:

а) жи­тей­ское (обы­ден­ное) ми­ро­воз­зре­ние: опора на свой жиз­нен­ный опыт;

б) ре­ли­ги­оз­ное ми­ро­воз­зре­ние и пред­на­зна­че­ние че­ло­ве­ка;

в) на­уч­ное ми­ро­воз­зре­ние: по­ни­ма­ние че­ло­ве­ком мира и тен­ден­ций его раз­ви­тия, а также сво­е­го места в этом мире.

 

13.  «Че­ло­век как ду­хов­ное су­ще­ство».

1) Ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка: зна­ния, вера, чув­ства, стрем­ле­ния.

2) Мо­раль, цен­но­сти, иде­а­лы че­ло­ве­ка:

а) «зо­ло­тое пра­ви­ло» нрав­ствен­но­сти;

б) ка­те­го­ри­че­ский им­пе­ра­тив И. Канта;

в) со­весть, пат­ри­о­тизм, граж­дан­ствен­ность.

3) Ми­ро­воз­зре­ние и его роль в жизни че­ло­ве­ка:

а) типы ми­ро­воз­зре­ния;

б) ми­ро­воз­зре­ние как ори­ен­тир и цели де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.


14. «Со­вре­мен­ная наука и от­вет­ствен­ность уче­ных».

1)Со­вре­мен­ная наука – не­по­сред­ствен­ная про­из­во­ди­тель­ная сила об­ще­ства.

 2)Спе­ци­фи­ка со­вре­мен­ной науки:

а) воз­рос­шие воз­мож­но­сти воз­дей­ствия на при­ро­ду и об­ще­ства;

б) слож­ный тех­ни­че­ский и тех­но­ло­ги­че­ский по­тен­ци­ал;

в) не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на образ жизни и ха­рак­тер труда

людей;

г) воз­мож­ность изу­че­ния микро- и мак­ро­ми­ров.

 3)Ос­нов­ные на­прав­ле­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са:

а) ис­сле­до­ва­ние кос­ми­че­ско­го про­стран­ства;

б) ген­ная ин­же­не­рия и био­тех­но­ло­гии (со­зда­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ с за­ра­нее за­дан­ны­ми свой­ства­ми);

в) ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти со­зда­ния новых видов топ­ли­ва и энер­гии;

г) изу­че­ние воз­мож­но­стей и пер­спек­тив ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та.

4) Фак­то­ры воз­рас­та­ния от­вет­ствен­но­сти уче­ных за про­во­ди­мые ими ис­сле­до­ва­ния:

а) двой­ное на­зна­че­ние ряда изоб­ре­те­ний (со­зда­ние новых видов ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния);

б) нрав­ствен­ная не­од­но­знач­ность ряда ис­сле­до­ва­ний (кло­ни­ро­ва­ние живых ор­га­низ­мов);

в) не­га­тив­ное, па­губ­ное воз­дей­ствие ряда на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний на при­ро­ду;

 5) Не­об­хо­ди­мость со­хра­не­ния гу­ма­ни­сти­че­ской сущ­но­сти науки.


15. «По­зна­ние – про­цесс ду­хов­но­го осво­е­ния че­ло­ве­ком ма­те­ри­аль­но­го мира».

1) По­ня­тие о по­зна­нии. По­зна­ние – про­цесс по­сти­же­ния че­ло­ве­ком пред­ме­тов и яв­ле­ний ма­те­ри­аль­но­го мира.

 2) Цели по­зна­ния:

а) по­сти­же­ние ис­ти­ны;

б) прак­ти­че­ская поль­за.

3) Струк­ту­ра про­цес­са по­зна­ния:

а) чув­ствен­ное по­зна­ние (ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние);

б) ло­ги­че­ское по­зна­ние (по­ня­тие, суж­де­ние, умо­за­клю­че­ние).

4) Вза­и­мо­дей­ствие по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та и по­зна­ва­е­мо­го объ­ек­та в про­цес­се по­зна­ния.

5) Зна­ние как ре­зуль­тат по­зна­ния.


16. «Об­ще­ство как от­кры­тая си­сте­ма».

1.По­ня­тие от­кры­той си­сте­мы как си­сте­мы, ко­то­рая свя­за­на с внеш­ним миром («об­ме­ни­ва­ет­ся с ним ве­ще­ством и энер­ги­ей»).

2.Об­ще­ство как от­кры­тая си­сте­ма в кон­тек­сте со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

а)ди­на­мич­ной со­ци­аль­ной струк­ту­рой;

б)вы­со­кой мо­биль­но­стью (члены об­ще­ства могут ме­нять свой ста­тус от­но­си­тель­но легко);

в)спо­соб­но­стью к ин­но­ва­ци­ям;

г)де­мо­кра­ти­че­ской плю­ра­ли­сти­че­ской идео­ло­ги­ей.

3.От­кры­тость об­ще­ства: вли­я­ние при­ро­ды на об­ще­ство:

а)при­род­ные усло­вия ока­зы­ва­ют зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на об­ще­ствен­ное раз­де­ле­ние труда;

б)при­род­ные фак­то­ры иг­ра­ют важ­ную роль в жизни людей (гео­гра­фи­че­ский де­тер­ми­низм);

в)при­ро­да об­ра­зу­ет есте­ствен­ную среду оби­та­ния че­ло­ве­ка.

4.Со­сто­я­ние не­пре­рыв­но­го об­ме­на с окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­дой и эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти:

а)пар­ни­ко­вый эф­фект;

б)кис­лот­ные дожди;

в)за­гряз­не­ние морей и оке­а­нов;

г)за­гряз­не­ние ат­мо­сфе­ры;

д)за­гряз­не­ния почвы;

е)со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства воды, при­год­ной для питья.

 

17.  «Вли­я­ние при­ро­ды на че­ло­ве­ка и об­ще­ство».

1. Об­ще­ство и при­ро­да – ор­га­ни­че­ские части ма­те­ри­аль­но­го мира.

2. Че­ло­век - эле­мент био­сфе­ры.

3. Вли­я­ние при­род­ных фак­то­ров на про­цесс ан­тро­по­ге­не­за:

а) вы­де­ле­ние че­ло­ве­ка из мира жи­вот­ных;

б) фор­ми­ро­ва­ние рас;

в) фор­ми­ро­ва­ние язы­ков;

г) осо­бен­но­сти мен­таль­но­сти и ха­рак­те­ра;

3. Вли­я­ние при­ро­ды (окру­жа­ю­щей среды) на об­ще­ствен­ные про­цес­сы:

а) темпы и ка­че­ство со­ци­аль­ной ди­на­ми­ки;

б) раз­ме­ще­ние про­из­во­ди­тель­ных сил и хо­зяй­ствен­ная спе­ци­а­ли­за­ция;

в) при­род­ные ка­та­клиз­мы и их со­ци­аль­ные по­след­ствия.

4. Этапы вза­и­мо­дей­ствия при­ро­ды и об­ще­ства:

а) при­сво­е­ние го­то­вых про­дук­тов;

б) рост про­из­во­до­ди­тель­ных сил;

в) пе­ре­ход от сти­хий­но­го по­треб­ле­ния при­род­ных ре­сур­сов к ор­га­ни­за­ции це­ле­на­прав­лен­но­го хода при­род­ных про­цес­сов;

5. Зна­че­ние при­ро­ды для че­ло­ве­ка и об­ще­ства:

а) кла­до­вая ре­сур­сов;

б) есте­ствен­ная среда оби­та­ния;

в) ис­точ­ник вдох­но­ве­ния и кра­со­ты.


18.  «Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка».

1. Де­я­тель­ность как спо­соб су­ще­ство­ва­ния людей.

2. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти.

а) субъ­ект де­я­тель­но­сти

б) объ­ект де­я­тель­но­сти

в) цель

г) ме­то­ды и сред­ства

д) про­цесс

е) ре­зуль­тат

3. По­треб­но­сти де­я­тель­но­сти:

а) био­ло­ги­че­ские

б) со­ци­аль­ные

в) иде­аль­ные

4. Виды де­я­тель­но­сти

а) игра

б) об­ще­ние

в) уче­ние

г) труд

5. Клас­си­фи­ка­ция де­я­тель­но­сти:

а) по объ­ек­там и ре­зуль­та­там (ма­те­ри­аль­ная и ду­хов­ная);

б) по субъ­ек­ту де­я­тель­но­сти (ин­ди­ви­ду­аль­ная и кол­лек­тив­ная)

в) по ха­рак­те­ру де­я­тель­но­сти (ре­про­дук­тив­ная и твор­че­ская)

г) в за­ви­си­мо­сти от сфер об­ще­ства (эко­но­ми­че­ская, со­ци­аль­ная, по­ли­ти­че­ская, ду­хов­ная);

е) в со­от­вет­ствии с мо­раль­ны­ми нор­ма­ми (мо­раль­ная и амо­раль­ная);

6. Ха­рак­тер­ные черты де­я­тель­но­сти:

а) со­зна­тель­ный ха­рак­тер;

б) пре­об­ра­зу­ю­щий ха­рак­тер;

в) про­дук­тив­ный ха­рак­тер;

г) об­ще­ствен­ный ха­рак­тер;

 

19. «Куль­ту­ра, ее формы».

1. По­ня­тие куль­ту­ры.

2. Ма­те­ри­аль­ная и ду­хов­ная куль­ту­ра.

3. Функ­ции куль­ту­ры:

а)адап­тив­ная

б) нор­ма­тив­ная

в) со­ци­а­ли­за­ции

г) ин­фор­ма­ци­он­ная

д) твор­че­ская

е) ком­му­ни­ка­тив­ная

ж) ре­лак­са­ци­он­ная и др.

4. Ос­но­ва­ния для клас­си­фи­ка­ции куль­ту­ры:

а) связь с ре­ли­ги­ей

б) тер­ри­то­ри­аль­ная при­над­леж­ность

в) эт­ни­че­ские осо­бен­но­сти

г) хо­зяй­ствен­ный уклад

д) при­над­леж­ность к ис­то­ри­че­ско­му типу об­ще­ства

5. Ос­нов­ные формы куль­ту­ры:

а) эли­тар­ная

б) на­род­ная

в) мас­со­вая

6. Раз­но­вид­но­сти куль­ту­ры:

а) суб­куль­ту­ра

б) кон­тр­куль­ту­ра


20. «На­уч­ное по­зна­ние».

1. На­уч­ное по­зна­ние — один из видов по­зна­ния объ­ек­тив­но­го мира.

2. Осо­бен­но­сти на­уч­но­го по­зна­ния:

а) стрем­ле­ние к объ­ек­тив­но­сти (к изу­че­нию мира таким, каков он есть не­за­ви­си­мо от че­ло­ве­ка);

б) спе­ци­аль­ный язык, вклю­ча­ю­щий осо­бые тер­ми­ны, стро­го опре­де­ля­е­мые по­ня­тия, ма­те­ма­ти­че­ские сим­во­лы;

в) осо­бые про­це­ду­ры про­вер­ки ре­зуль­та­тов.

3. Уров­ни на­уч­но­го зна­ния:

а) эм­пи­ри­че­ское зна­ние;

б) тео­ре­ти­че­ское зна­ние.

4. Ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния:

а) на­уч­ное на­блю­де­ние;

б) опи­са­ние;

в) клас­си­фи­ка­ция;

г) на­уч­ный экс­пе­ри­мент;

д) мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент;

е) вы­дви­же­ние ги­по­тез;

ж) на­уч­ное мо­де­ли­ро­ва­ние.


21.  «Эко­ло­ги­че­ский кри­зис как гло­баль­ная про­бле­ма со­вре­мен­но­сти».

1.Какие про­бле­мы стали гло­баль­ны­ми для че­ло­ве­че­ства?

2.Сущ­ность эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са и его связь с дру­ги­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми

3. Чем вы­зван эко­ло­ги­че­ский кри­зис?

а) Рост мас­шта­бов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей.

б) По­тре­би­тель­ское от­но­ше­ние к при­ро­де.

4. Про­яв­ле­ния и по­след­ствия эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са.

5. Пути пре­одо­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са:

а) из­ме­не­ние от­но­ше­ния людей к при­ро­де;

б) наука на служ­бе эко­ло­гии;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии эко­ло­ги­че­ских про­блем.


22. «По­зна­ние - про­цесс ду­хов­но­го осво­е­ния че­ло­ве­ком ма­те­ри­аль­но­го мира».

1. По­ня­тие о по­зна­нии. По­зна­ние - про­цесс по­сти­же­ния че­ло­ве­ком пред­ме­тов и яв­ле­ний ма­те­ри­аль­но­го мира.

2. Цели по­зна­ния:

а) по­сти­же­ние ис­ти­ны

б) прак­ти­че­ская поль­за

3. Струк­ту­ра про­цес­са по­зна­ния:

а) чув­ствен­ное по­зна­ние (ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние);

б) ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние (по­ня­тие, суж­де­ние, умо­за­клю­че­ние);

4. Виды зна­ний:

а) на­уч­ные

б) жи­тей­ские (обы­ден­ные);

в) ми­фо­ло­ги­че­ское;

г) эс­те­ти­че­ское и т.д.

5 Зна­ние как ре­зуль­тат по­зна­ния.

 

23.«Об­ще­ство и при­ро­да».

1. Об­ще­ство и при­ро­да - ор­га­ни­че­ские части ма­те­ри­аль­но­го мира.

2. Вли­я­ние при­ро­ды (окру­жа­ю­щей среды) на об­ще­ствен­ные про­цес­сы:

а) темпы и ка­че­ство со­ци­аль­ной ди­на­ми­ки;

б) раз­ме­ще­ние про­из­во­ди­тель­ных сил и хо­зяй­ствен­ная спе­ци­а­ли­за­ция;

в) осо­бен­но­сти мен­таль­но­сти, ми­ро­ощу­ще­ния и ха­рак­те­ра людей;

г) при­род­ные ка­та­клиз­мы и их со­ци­аль­ные по­след­ствия.

3. Воз­дей­ствие об­ще­ства на при­род­ную среду:

а) из­ме­не­ние ланд­шаф­тов под вли­я­ни­ем де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка;

б) ис­поль­зо­ва­ние не­воз­об­нов­ля­е­мых и воз­об­нов­ля­е­мых при­род­ных ре­сур­сов;

в) ис­поль­зо­ва­ние флоры и фауны;

г) со­зда­ние пре­об­ра­зо­ван­ной че­ло­ве­ком при­род­ной среды.

4. Зна­че­ние при­ро­ды для че­ло­ве­ка и об­ще­ства:

а) кла­до­вая ре­сур­сов;

б) есте­ствен­ная среда оби­та­ния;

в) ис­точ­ник вдох­но­ве­ния и кра­со­ты.

5. Спе­ци­фи­ка вза­и­мо­дей­ствия при­ро­ды и об­ще­ства на со­вре­мен­ном этапе об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия.

 

24.«Про­бле­ма меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма как гло­баль­ная про­бле­ма со­вре­мен­но­сти».

1. Угро­зы и вы­зо­вы со­вре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства.

2. Меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм как угро­за ми­ро­во­му со­об­ще­ству.

3. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма:

а) раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия между стра­на­ми и ре­ги­о­на­ми мира;

б) агрес­сив­ное внед­ре­ние цен­но­стей и норм за­пад­но­го об­ще­ства в не­за­пад­ный мир, при­тес­не­ние не­за­пад­ных куль­тур и цен­но­стей;

в) по­ли­ти­че­ское до­ми­ни­ро­ва­ние за­пад­ных стран в гло­баль­ном мире.

4. Осо­бен­но­сти тер­ро­риз­ма на со­вре­мен­ном этапе:

а) над­на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер;

б) ис­поль­зо­ва­ние со­вре­мен­ных се­те­вых тех­но­ло­гий и ре­сур­сов;

в) на­ли­чие зна­чи­тель­ных фи­нан­со­вых, ин­тел­лек­ту­аль­ных, люд­ских ре­сур­сов;

г) ис­поль­зо­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных и со­ци­о­куль­тур­ных про­грамм­ных уста­но­вок.

 5. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­стов:

а) ор­га­ни­за­ция пси­хо­ло­ги­че­ских атак с ис­поль­зо­ва­ни­ем медиа-тех­но­ло­гий;

б) под­го­тов­ка и про­ве­де­ние тер­ро­ри­сти­че­ских актов;

в) ор­га­ни­за­ция атак в Ин­тер­не­те на круп­ные фи­нан­со­вые цен­тры, банки.

 6. Пути и спо­со­бы борь­бы ми­ро­во­го со­об­ще­ства с тер­ро­ри­ста­ми.

7. Роль РФ в про­ти­во­дей­ствии тер­ро­ри­сти­че­ской угро­зе. Воз­мож­ны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в на­зыв­ной, во­прос­ной или сме­шан­ной фор­мах.

 

25.«Со­дер­жа­ние и формы (виды) ду­хов­ной де­я­тель­но­сти».

1.По­ня­тие

2. Спе­ци­фи­ка объ­ек­тов и субъ­ек­тов ду­хов­ной дде­я­тель­но­сти

 3. Ос­нов­ные цели:

а) фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ствен­но­го со­зна­ния,

б) фор­ми­ро­ва­ние цен­но­стей,

в) удо­вле­тво­ре­ние иде­аль­ных по­треб­но­стей об­ще­ства,

г) про­из­вод­ство ду­хов­ных благ.

 4. Формы ду­хов­ной де­я­тель­но­сти:

а) про­гно­сти­че­ская,

б) по­зна­ва­тель­ная,

в) цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ная

 5. Роль в со­вре­мен­ном мире

 

27.  «Об­ще­ство как си­сте­ма».

1.По­ня­тие об­ще­ства как си­сте­мы, ко­то­рая свя­за­на с внеш­ним миром («об­ме­ни­ва­ет­ся с ним ве­ще­ством и энер­ги­ей»).

 2.Об­ще­ство как от­кры­тая си­сте­ма в кон­тек­сте со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

 а)ди­на­мич­ной со­ци­аль­ной струк­ту­рой;

 б)вы­со­кой мо­биль­но­стью (члены об­ще­ства могут ме­нять свой ста­тус от­но­си­тель­но легко);

 в)спо­соб­но­стью к ин­но­ва­ци­ям;

 г)де­мо­кра­ти­че­ской плю­ра­ли­сти­че­ской идео­ло­ги­ей.

 3.От­кры­тость об­ще­ства: вли­я­ние при­ро­ды на об­ще­ство:

 а)при­род­ные усло­вия ока­зы­ва­ют зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на об­ще­ствен­ное раз­де­ле­ние труда;

 б)при­род­ные фак­то­ры иг­ра­ют важ­ную роль в жизни людей (гео­гра­фи­че­ский де­тер­ми­низм);

 в)при­ро­да об­ра­зу­ет есте­ствен­ную среду оби­та­ния че­ло­ве­ка.

 4.Со­сто­я­ние не­пре­рыв­но­го об­ме­на с окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­дой и эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти:

 а)пар­ни­ко­вый эф­фект;

 б)кис­лот­ные дожди;

 в)за­гряз­не­ние морей и оке­а­нов;

 г)за­гряз­не­ние ат­мо­сфе­ры;

 д)за­гряз­не­ния почвы;

 е)со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства воды, при­год­ной для питья.

 

28. «Формы и раз­но­вид­но­сти куль­ту­ры».

1.По­ня­тие куль­ту­ра

2. Формы куль­ту­ры:

а) эли­тар­ная

б)на­род­ная

в) мас­со­вая

г) экран­ная

3.Мно­го­об­ра­зие куль­тур:

а)суб­куль­ту­ры

б)кон­тр­куль­ту­ры

4. Роль куль­ту­ры в раз­ви­тии со­вре­мен­но­го об­ще­ства.

 

 29. «Про­бле­ма об­ще­ствен­но­го про­грес­са».

1. На­прав­ле­ния об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия:

а) про­гресс;

б) ре­гресс.

 2. Тео­рии об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия:

а) тео­рии про­грес­сив­но­го раз­ви­тия;

б) тео­рии цик­ли­че­ско­го раз­ви­тия;

в) идеи конца ис­то­рии.

 3. Про­ти­во­ре­чи­вость про­грес­са:

а) не­оди­на­ко­вость про­грес­са в раз­лич­ных сфе­рах;

б) про­гресс в одних сфе­рах со­про­вож­да­ет­ся ре­грес­сом в дру­гих.

4. Кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са:

а) раз­ви­тие науки и тех­ни­ки;

б) рост лич­ност­ной сво­бо­ды че­ло­ве­ка;

в) раз­ви­тие че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма.

5. Цена про­грес­са.

 

30.  «Вли­я­ние мас­со­вой куль­ту­ры на ду­хов­ную жизнь об­ще­ства».

1. По­ня­тия «куль­ту­ра» и «ду­хов­ная жизнь».

 2. Формы куль­ту­ры:

а) эли­тар­ная;

б) на­род­ная;

в) мас­со­вая.

 3. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния мас­со­вой куль­ту­ры.

 4. От­ли­чи­тель­ные черты мас­со­вой куль­ту­ры:

а) ори­ен­ти­ро­ван­ность на мас­со­вую про­да­жу и по­лу­че­ние при­бы­ли;

б) ти­ра­жи­ру­е­мость;

в) за­ни­ма­тель­ная форма;

г) пред­на­зна­че­на для ши­ро­ко­го зри­те­ля.

5. По­зи­тив­ное вли­я­ние на ду­хов­ную жизнь об­ще­ства:

а) утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные пред­став­ле­ния об окру­жа­ю­щем мире;

б) не­по­сред­ствен­но ори­ен­ти­ро­ва­на на ин­те­ре­сы об­ще­ства;

в) от­ли­ча­ет­ся де­мо­кра­тич­но­стью;

г) от­ве­ча­ет за­про­сам в от­ды­хе, пси­хо­ло­ги­че­ской раз­ряд­ке и др.

 6. Не­га­тив­ное вли­я­ние на жизнь об­ще­ства:

а) ори­ен­ти­ро­ва­на на мас­со­вые вкусы;

б) ведёт к стан­дар­ти­за­ции и уни­фи­ка­ции куль­ту­ры;

в) рас­счи­та­на на пас­сив­ное по­треб­ле­ние;

г) на­саж­да­ет мифы в со­зна­нии людей;

д) фор­ми­ру­ет ис­кус­ствен­ные по­треб­но­сти и др.

 

31.  «Виды со­ци­аль­но­го кон­тро­ля».

 1. Со­ци­аль­ный кон­троль. Опре­де­ле­ние.

 2. Эле­мен­ты со­ци­аль­но­го кон­тро­ля:

Со­ци­аль­ные нормы.

Со­ци­аль­ные санк­ции.

 3. Виды со­ци­аль­ных норм:

Мо­раль­ные.

Пра­во­вые.

Кор­по­ра­тив­ные.

Ре­ли­ги­оз­ные и др.

 4. Виды со­ци­аль­ных санк­ций:

Фор­маль­ные.

Не­фор­маль­ные.

 5. Фор­маль­ные со­ци­аль­ные санк­ции:

По­зи­тив­ные.

Не­га­тив­ные.

 6. Не­фор­маль­ные со­ци­аль­ные санк­ции:

По­зи­тив­ные.

Не­га­тив­ные.

 7. Формы со­ци­аль­но­го кон­тро­ля:

Внут­рен­ний (со­весть).

Внеш­ний (фор­маль­ный и не­фор­маль­ный).

 

32.  «Малые груп­пы и их роль в об­ще­стве». 

1. По­ня­тие «малой груп­пы».

2. Осо­бен­но­сти малых групп:

а) по­ве­ден­че­ская и пси­хо­ло­ги­че­ская общ­ность чле­нов груп­пы;

б) на­ли­чие общих ин­те­ре­сов и цен­но­стей;

в) общие груп­по­вые нормы.

 

3. Виды малых групп:

а) фор­маль­ные;

б) не­фор­маль­ные.

 

4. При­ме­ры малых групп:

а) семья;

б) ком­па­ния дру­зей;

в) тру­до­вой кол­лек­тив.

 

5. Функ­ции малых групп:

а) со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щая;

б) под­дер­жи­ва­ю­щая;

в) пси­хо­ло­ги­че­ская;

г) де­я­тель­ност­ная.

 

6. Меж­лич­ност­ные от­но­ше­ния в малой груп­пе.

 

33. «По­ли­ти­че­ская куль­ту­ра и по­ли­ти­че­ское по­ве­де­ние».

 

1. По­ня­тие по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры.

2. Со­дер­жа­ние по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры:

а) по­ли­ти­че­ские зна­ния;

б) по­ли­ти­че­ские цен­но­сти;

в) спо­со­бы прак­ти­че­ских по­ли­ти­че­ских дей­ствий.

3. Виды по­ли­ти­че­ских куль­тур:

а) под­дан­ни­че­ская;

б) пат­ри­ар­халь­ная;

в) де­мо­кра­ти­че­ская.

4. Функ­ции по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры:

а) по­зна­ва­тель­ная;

б) ком­му­ни­ка­тив­ная;

в) ре­гу­ля­тив­ная.

5. По­ли­ти­че­ское по­ве­де­ние:

а) элек­то­раль­ное;

б) про­тестное.

6. Вли­я­ние по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры на по­ли­ти­че­ское по­ве­де­ние.

 

34. «Роль по­треб­но­стей в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка».

1. По­ня­тие де­я­тель­но­сти.

2. Мо­ти­вы де­я­тель­но­сти

а. по­треб­но­сти

б. ин­те­ре­сы

в. вле­че­ния

3. Клас­си­фи­ка­ция по­треб­но­стей.

а. био­ло­ги­че­ские

б. со­ци­аль­ные

в. иде­аль­ные

4. Клас­си­фи­ка­ция по­треб­но­стей А. Мас­лоу

а. фи­зио­ло­ги­че­кие

б. эк­зи­стен­ци­аль­ные

в. со­ци­аль­ные

г. пре­стиж­ные

д. ду­хов­ные

5. Связь по­треб­но­стей с ви­да­ми де­я­тель­но­сти

а. твор­че­ская

б. тру­до­вая

в. иг­ро­вая (до­су­го­вая)

г. об­ра­зо­ва­тель­ная

6. По­треб­ность как ос­нов­ной мотив де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

 

35. «Ми­ро­воз­зре­ние и его роль в жизни че­ло­ве­ка».

1. По­ня­тие «ми­ро­воз­зре­ния».

2. Струк­ту­ра:

а) зна­ния;

б) прин­ци­пы;

в) убеж­де­ния;

г) ду­хов­ные цен­но­сти.

3. Пути фор­ми­ро­ва­ния ми­ро­воз­зре­ния:

а) сти­хий­ное

б) осо­знан­ное

4. Ос­нов­ные виды ми­ро­воз­зре­ния:

а) ми­фо­ло­ги­че­ское;

б) ре­ли­ги­оз­ное;

в) фи­ло­соф­ское;

г) на­уч­ное.

5. Роль ми­ро­воз­зре­ния в жизни че­ло­ве­ка.

 

36. «Де­я­тель­ность и мыш­ле­ние».

1. Де­я­тель­ность как спо­соб жизни че­ло­ве­ка и об­ще­ства.

2. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти:

а) субъ­ект;

б) объ­ект;

в) цель;

г) мо­ти­вы;

д) дей­ствия;

е) ре­зуль­тат.

3. Виды де­я­тель­но­сти:

а) тру­до­вая;

б) по­зна­ва­тель­ная;

в) эс­те­ти­че­ская и др.

4. Мыш­ле­ние как про­цесс по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти.

5. Мыш­ле­ние – ос­но­ва ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния.

6. Виды мыш­ле­ния:

а) сло­вес­но-ло­ги­че­ское;

б) на­гляд­но-об­раз­ное;

в) на­гляд­но-дей­ствен­ное.


37. «На­ло­ги и их воз­дей­ствие на эко­но­ми­ку стра­ны».

1. По­ня­тие на­ло­гов и их виды:

а) пря­мые;

б) кос­вен­ные.

2. Си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния:

а) про­пор­ци­о­наль­ная;

б) про­грес­сив­ная;

в) ре­грес­сив­ная.

3. Воз­дей­ствие на­ло­гов на эко­но­ми­ку стра­ны, про­яв­ля­ю­ще­е­ся через ре­а­ли­за­цию сле­ду­ю­щих функ­ций:

а) фис­каль­ная;

б) ча­стич­ное пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов;

в) ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний;

г) сти­му­ли­ру­ю­щая;

д) кон­троль­ная и др.

4. Воз­дей­ствие на­ло­гов на спрос и пред­ло­же­ние как один из ас­пек­тов вли­я­ния на эко­но­ми­ку стра­ны.

5. Вли­я­ние на­ло­го­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ства на ин­ве­сти­ци­он­ную ак­тив­ность в стра­не.


38. «Со­ци­аль­ные кон­флик­ты и пути их раз­ре­ше­ния».

 1. Со­ци­аль­ный кон­фликт – столк­но­ве­ние ин­те­ре­сов лич­но­стей и групп.

2. Ос­нов­ные при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния кон­флик­тов:

а) не­бла­го­при­ят­ные усло­вия ра­бо­ты;

б) не­удо­вле­творённость опла­той труда;

в) пси­хо­ло­ги­че­ская не­сов­ме­сти­мость людей;

г) раз­ли­чие су­ще­ствен­ных ин­те­ре­сов и прин­ци­пов;

д) пе­ре­рас­пре­де­ле­ние вли­я­ния в груп­пе или между груп­па­ми;

е) идео­ло­ги­че­ские раз­но­гла­сия (по­ли­ти­че­ские и ре­ли­ги­оз­ные);

ж) не­спра­вед­ли­вое рас­пре­де­ле­ние цен­но­стей (до­хо­дов, зна­ний,

ин­фор­ма­ции, благ).

3. Виды со­ци­аль­ных кон­флик­тов:

а) внут­ри­лич­ност­ный;

б) меж­лич­ност­ный;

в) меж­груп­по­вой;

г) кон­фликт при­над­леж­но­сти;

д) кон­фликт с внеш­ней сре­дой.

4. Ста­дии раз­ви­тия меж­груп­по­во­го кон­флик­та.

5. Кон­струк­тив­ные и де­струк­тив­ные спо­со­бы раз­ре­ше­ния кон­флик­тов.

6. По­вы­ше­ние со­ци­аль­ной куль­ту­ры, го­тов­ность к пе­ре­го­вор­но­му

про­цес­су и ком­про­мис­су – ве­ду­щие спо­со­бы раз­ре­ше­ния кон­флик­тов в со­вре­мен­ном мире.


39. «Со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да».

1. Со­ци­а­ли­за­ция — про­цесс вхож­де­ния че­ло­ве­ка в мир со­ци­аль­ных свя­зей и вза­и­мо­дей­ствий.

2. Функ­ции со­ци­а­ли­за­ции:

а) осво­е­ние си­сте­мы зна­ний о мире, че­ло­ве­ке, че­ло­ве­че­ском об­ще­стве;

б) при­об­ре­те­ние опыта вза­и­мо­дей­ствия че­ло­ве­ка с об­ще­ством;

в) усво­е­ние мо­раль­ных цен­но­стей и иде­а­лов;

г) осво­е­ние прак­ти­че­ских уме­ний и на­вы­ков.

3. Этапы со­ци­а­ли­за­ции:

а) пер­вич­ная со­ци­а­ли­за­ция;

б) вто­рич­ная со­ци­а­ли­за­ция

4. Аген­ты со­ци­а­ли­за­ции:

а) семья;

б) бли­жай­шее окру­же­ние;

в) си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния;

д) про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность.

5. Спе­ци­фи­ка про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции в со­вре­мен­ном об­ще­стве.


40. «Мно­го­об­ра­зие форм по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан в усло­ви­ях де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства».

1. По­ли­ти­че­ское уча­стие — вли­я­ние граж­дан на при­ня­тие, ре­а­ли­за­цию го­су­дар­ствен­ных ре­ше­ний и выбор пред­ста­ви­те­лей в ин­сти­ту­ты вла­сти.

2. Виды по­ли­ти­че­ско­го уча­стия:

а) опо­сре­до­ван­ное (пред­ста­ви­тель­ное);

б) не­по­сред­ствен­ное (пря­мое).

3. Формы пря­мо­го по­ли­ти­че­ско­го уча­стия:

а) уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий, ор­га­ни­за­ций, дви­же­ний;

б) уча­стие в со­бра­ни­ях, ми­тин­гах, де­мон­стра­ци­ях, пи­ке­тах;

в) об­ра­ще­ние в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти;

г) уча­стие в вы­бо­рах и ре­фе­рен­ду­мах;

д) де­я­тель­ность по­ли­ти­че­ских ли­де­ров.

4. Клас­си­фи­ка­ции по­ли­ти­че­ско­го уча­стия:

а) по ко­ли­че­ству участ­ни­ков (ин­ди­ви­ду­аль­ное, груп­по­вое, мас­со­вое);

б) по объёму уча­стия (слу­чай­ное, про­фес­си­о­наль­ное, «по сов­ме­сти­тель­ству»);

в) по сво­бо­де уча­стия (ав­то­ном­ное, мо­би­ли­зо­ван­ное).

5. Аб­сен­те­изм и его при­чи­ны.

6. По­вы­ше­ние по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры и ак­тив­но­сти граж­дан — одно из важ­ней­ших усло­вий раз­ви­тия со­вре­мен­ной де­мо­кра­тии.


41. «По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство».

1. По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство как субъ­ект и объ­ект по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са.

2. Осо­бен­но­сти и ха­рак­тер­ные черты по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства:

а) воз­дей­ствие осу­ществ­ля­ет при по­мо­щи СМИ, про­па­ган­ды, до­ве­рен­ных лиц;

б) имеет ясную по­ли­ти­че­скую про­грам­му, от­ве­ча­ю­щую ин­те­ре­сам боль­ших со­ци­аль­ных групп;

в) на­ли­чие по­ли­ти­че­ской воли и го­тов­но­сти брать на себя от­вет­ствен­ность;

г) ост­рый ум и по­ли­ти­че­ская ин­ту­и­ция;

д) ор­га­ни­за­тор­ский та­лант и т. д.

3. Функ­ции по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра:

а) ин­те­гра­тив­ная;

б) ори­ен­та­ци­он­ная;

в) мо­би­ли­за­ци­он­ная;

г) ком­му­ни­ка­тив­ная;

д) ин­стру­мен­таль­ная.

4. Клас­си­фи­ка­ции по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства:

а) по стилю (зна­ме­но­сец, слу­жи­тель, тор­го­вец, по­жар­ный, де­ма­гог);

б) по мас­шта­бу (об­ще­на­ци­о­наль­ные, опре­делённого клас­са или груп­пы, об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции или дви­же­ния);

в) по типу гос­под­ства (тра­ди­ци­он­ное, ле­галь­ное, ха­риз­ма­ти­че­ское).

5. Роль по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства в по­ли­ти­че­ском про­цес­се.


42. «Це­но­об­ра­зо­ва­ние в усло­ви­ях рынка».

1. Це­но­об­ра­зо­ва­ние- фор­ми­ро­ва­ние цен на то­ва­ры и услу­ги. Рынок — ме­ха­низм, ко­то­рый свя­зы­ва­ет по­ку­па­те­ля и про­дав­ца.

2. Це­но­об­ра­зо­ва­ние в за­ви­си­мо­сти от типа эко­но­ми­че­ской си­сте­мы:

а) ко­манд­но — ад­ми­ни­стра­тив­ная эко­но­ми­че­ская си­сте­ма: ди­рек­тив­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние.

б) ры­ноч­ная — це­но­об­ра­зо­ва­ние за­ви­сит от спро­са и пред­ло­же­ния. (от про­дав­ца и по­тре­би­те­ля)

в) тра­ди­ци­он­ная — от­сут­ствие то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний

г) сме­шан­ная — ча­стич­ный кон­тро­ля за це­но­об­ра­зо­ва­ни­ем со сто­ро­ны го­су­дар­ства.

3. Це­но­об­ра­зо­ва­ние в за­ви­си­мо­сти от спро­са и пред­ло­же­ния:

а) закон спро­са: Чем ниже цена, тем выше спрос.

б) закон пред­ло­же­ния: Чем выше цена, тем выше пред­ло­же­ние.

4. Осо­бен­но­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния це­но­об­ра­зо­ва­ния в усло­ви­ях со­вре­мен­но­го рынка в РФ.

а) огра­ни­че­ние цен на услу­ги есте­ствен­ных мо­но­по­лий.

б) уста­нов­ле­ние цен на то­ва­ры и услу­ги госкор­по­ра­ций.

5. Це­но­об­ра­зо­ва­ние в раз­лич­ных типах рынка:

а) цена на рынке «чи­стой кон­ку­рен­ции».

б) цена на рынке мо­но­по­ли­сти­че­ской кон­ку­рен­ции.

в) цена на мо­но­по­ли­сти­че­ском рынке.


43. «По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство как по­ли­ти­че­ский ин­сти­тут».

1. Кон­цеп­ции ли­дер­ства:

а) вы­да­ю­щи­е­ся ка­че­ства от­дель­ных лич­но­стей;

б) за­ви­си­мость ли­дер­ства от сло­жив­шей­ся со­ци­аль­ной си­ту­а­ции;

в) пси­хо­ана­ли­ти­че­ские кон­цеп­ции ли­дер­ства и др.

2. Функ­ции по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра:

а) ин­те­гра­ция груп­пы на ос­но­ве общих ин­те­ре­сов, цен­но­стей;

б) вы­ра­бот­ка по­ли­ти­че­ско­го курса;

в) мо­би­ли­за­ция груп­пы на до­сти­же­ние по­став­лен­ных целей;

г) со­ци­аль­ный ар­бит­раж и др.

3. Типы ли­де­ров:

а) пра­вя­щие и оп­по­зи­ци­он­ные ли­де­ры;

б) де­мо­кра­ти­че­ские, ав­то­ри­тар­ные и ли­бе­раль­ные ли­де­ры;

в) тра­ди­ци­он­ные, ра­ци­о­наль­но-ле­галь­ные и ха­риз­ма­ти­че­ские ли­де­ры и др.


44. «Со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да».

1. По­ня­тие со­ци­а­ли­за­ции ин­ди­ви­да.

2. Ос­нов­ные этапы со­ци­а­ли­за­ции:

а) пер­вич­ная (от мла­ден­че­ства до мо­ло­до­сти);

б) вто­рич­ная (осво­е­ние новых со­ци­аль­ных ролей в зре­лом воз­расте).

3. Функ­ции со­ци­а­ли­за­ции:

а) осво­е­ние си­сте­мы зна­ний о мире, че­ло­ве­ке и об об­ще­стве;

б) усво­е­ние мо­раль­ных цен­но­стей и иде­а­лов;

в) осво­е­ние прак­ти­че­ских уме­ний, на­вы­ков и др.

4. Ин­сти­ту­ты (аген­ты) со­ци­а­ли­за­ции:

а) зна­че­ние семьи в пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции;

б) роль об­ра­зо­ва­ния в со­ци­а­ли­за­ции ин­ди­ви­да;

в) вли­я­ние сверст­ни­ков на со­ци­а­ли­за­цию;

г) СМИ как аген­ты со­ци­а­ли­за­ции и др.

5. Зна­че­ние со­ци­а­ли­за­ции для ста­нов­ле­ния лич­но­сти.


45. «Осо­бен­но­сти семьи как малой груп­пы».

1. По­ня­тие семьи.

2. Типы семьи по со­ста­ву:

А) рас­ши­рен­ная (мно­го­по­ко­лен­ная); Б) нук­ле­ар­ная.

3. Типы семьи по ха­рак­те­ру се­мей­ных обя­зан­но­стей: А) Тра­ди­ци­он­ная (пат­ри­ар­халь­ная);

Б) Парт­нер­ская (эга­ли­тар­ная).

4. Функ­ции семьи:

A) ре­про­дук­тив­ная; Б) вос­пи­та­тель­ная;

B) хо­зяй­ствен­но-эко­но­ми­че­ская; Г) эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская; Д) со­ци­аль­но-ста­тус­ная.

5. Осо­бен­но­сти се­мей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний.


46. «По­треб­но­сти и ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка в струк­ту­ре де­я­тель­но­сти».

1. По­ня­тие по­треб­но­стей че­ло­ве­ка.

2. Клас­си­фи­ка­ция по­треб­но­стей че­ло­ве­ка:

A) био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти че­ло­ве­ка; Б) со­ци­аль­ные по­треб­но­сти;

B) иде­аль­ные по­треб­но­сти.

3. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка:

A) по­треб­но­сти и мо­ти­вы;

Б) цель;

B) сред­ства;

Г) ре­зуль­тат.

4. Ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка как мотив его де­я­тель­но­сти.


47. «Со­ци­аль­ный ста­тус и его виды».

1. Опре­де­ле­ние по­ня­тия «со­ци­аль­ный ста­тус».

2. Ста­ту­сы, опре­де­ля­е­мые по­ло­же­ни­ем ин­ди­ви­да в груп­пе:

2.1 со­ци­аль­ный ста­тус;

2.2 лич­ный ста­тус.

3. Виды ста­ту­сов:

3.1 пред­пи­сан­ный ста­тус;

3.2 сме­шан­ный ста­тус;

3.3 до­сти­га­е­мый ста­тус.

4. Ком­по­нен­ты со­ци­аль­но­го ста­ту­са:

4.1 ста­тус­ные права и обя­зан­но­сти;

4.2 ста­тус­ный образ;

4.3 ста­тус­ная иден­ти­фи­ка­ция и т.д.

5. Ста­тус­ный набор.


48. «Граж­дан­ско-пра­во­вая от­вет­ствен­ность и её виды».

1. По­ня­тие юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти и её виды:

1.1 уго­лов­ная;

1.2 ад­ми­ни­стра­тив­ная;

1.3 граж­дан­ская;

1.4 дис­ци­пли­нар­ная.

2. По­ня­тие граж­дан­ско-пра­во­вой от­вет­ствен­но­сти.

3. При­зна­ки граж­дан­ско-пра­во­вой от­вет­ствен­но­сти:

3.1 яв­ля­ет­ся иму­ще­ствен­ной;

3.2 носит ком­пен­са­ци­он­ный ха­рак­тер;

3.3 яв­ля­ет­ся сред­ством пре­ду­пре­жде­ния граж­дан­ских пра­во­на­ру­ше­ний в бу­ду­щем и т. д.

4. Виды граж­дан­ско-пра­во­вой от­вет­ствен­но­сти

4.1 со­ли­дар­ная;

4.2 суб­си­дар­ная и т. д.


49. «Меж­ду­на­род­ное раз­де­ле­ние труда в усло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции».

1. Меж­ду­на­род­ные эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния в эпоху гло­ба­ли­за­ции:

а) меж­ду­на­род­ная тор­гов­ля;

б) ми­гра­ция ра­бо­чей силы;

в) меж­ду­на­род­ное дви­же­ние ка­пи­та­лов;

г) эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция;

д) ва­лют­но-фи­нан­со­вые и кре­дит­ные от­но­ше­ния.

2. Фак­то­ры меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния труда:

а) на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс;

б) струк­ту­ра на­ци­о­наль­но­го про­из­вод­ства;

в) спрос на ми­ро­вом рынке.

3. Го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка в об­ла­сти меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли:

а) про­тек­ци­о­низм;

б) фри­тре­дер­ство.

4. Меж­ду­на­род­ное раз­де­ле­ние труда – ос­но­ва раз­ви­тия ми­ро­во­го хо­зяй­ства.


50. «СМИ в по­ли­ти­че­ской си­сте­ме».

1. Функ­ции СМИ в по­ли­ти­че­ской жизни об­ще­ства:

а) выбор и ком­мен­ти­ро­ва­ние ин­фор­ма­ции;

б) по­ли­ти­че­ская со­ци­а­ли­за­ция;

в) фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ствен­но­го мне­ния.

2. Роль СМИ в пред­вы­бор­ных кам­па­ни­ях:

а) пред­вы­бор­ная аги­та­ция;

б) ин­фор­ми­ро­ва­ние о по­ли­ти­че­ских про­грам­мах пар­тий и канди-

датов;

в) пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ствие на из­би­ра­те­ля.

3. Виды СМИ:

а) элек­трон­ные (те­ле­ви­де­ние и ра­дио­ве­ща­ние);

б) бу­маж­ные;

в) Ин­тер­нет СМИ.

4. Прин­ци­пы от­бо­ра ин­фор­ма­ции СМИ.


51. «Кон­ку­рен­ция и её функ­ции в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке».

1. Опре­де­ле­ние кон­ку­рен­ции

2. Усло­вия воз­ник­но­ве­ния кон­ку­рен­ции

3. Функ­ции кон­ку­рен­ции

а) ре­гу­ли­ру­ю­щая

б)сти­му­ли­ру­ю­щая

в) са­ни­ру­ю­щая

4. Виды кон­ку­рен­ции

а) Со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция

б) Чи­стая мо­но­по­лия

в) Мо­но­по­ли­сти­че­ская кон­ку­рен­ция

г) Оли­го­по­лия

5. Го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки

6. по­след­ствия:

а) сни­же­ние цен

б) по­вы­ше­ние ка­че­ства

в) рас­ши­ре­ние ас­сор­ти­мен­та то­ва­ров и услуг

 

52. «День­ги и их функ­ции».

1. День­ги – все­об­щий эк­ви­ва­лент сто­и­мо­сти при об­ме­не то­ва­ров и услуг.

2. Ос­нов­ные функ­ции денег:

а) мера сто­и­мо­сти;

б) сред­ство пла­те­жа;

в) сред­ство об­ра­ще­ния;

г) сред­ство на­коп­ле­ния.

3. Струк­ту­ра де­неж­ной массы в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке:

а) на­лич­ные де­неж­ные сред­ства;

б) без­на­лич­ные день­ги.

4. Формы дви­же­ния денег в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке:

а) об­ра­ще­ние в ка­че­стве платёжных и расчётных средств;

б) дви­же­ние в ка­че­стве заёмных средств или кре­ди­тов;

в) дви­же­ние денег и цен­ных бумаг на фи­нан­со­вом рынке.

5. Элек­трон­ные день­ги, се­те­вые пла­те­жи – ос­нов­ной вид денег в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке.


53. «Рынок труда и без­ра­бо­ти­ца».

1. Рынок труда – ме­ха­низм со­еди­не­ния спро­са и пред­ло­же­ния на ра­бо­чую силу.

2. Участ­ни­ки рынка ра­бо­чей силы:

а) ра­бот­ник (опре­де­ля­ет пред­ло­же­ние на рынке);

б) ра­бо­то­да­тель (опре­де­ля­ет спрос на рынке).

3. Без­ра­бо­ти­ца – ха­рак­тер­ный при­знак рынка труда.

4. Ос­нов­ные формы без­ра­бо­ти­цы:

а) фрик­ци­он­ная;

б) цик­ли­че­ская;

в) струк­тур­ная;

г) се­зон­ная;

д) за­стой­ная.

5. Фор­ми­ро­ва­ние цены и ве­ли­чи­ны спро­са и пред­ло­же­ния на рынке ра­бо­чей силы.

6. За­ра­бот­ная плата – цена труда.


54. «Ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вые формы пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти».

I. Опре­де­ле­ние тер­ми­на «ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вые формы пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти»

II. Цели пред­при­ни­ма­те­лей — по­лу­че­ние ма­те­ри­аль­ной вы­го­ды

а) Сни­же­ние из­дер­жек на про­из­вод­стве

б) Уве­ли­че­ние про­даж

III. Виды «ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти»

а) То­ва­ри­ще­ство

         1. Ком­ман­дит­ное — есть то­ва­ри­щи, ко­то­рые несут иму­ще­ствен­ную от­вет­ствен­ность; есть про­сто «то­ва­ри­щи-инт­ве­сто­ры»;

         2. Пол­ное — толь­ко то­ва­ри­щи, не­су­щую иму­ще­ствен­ную от­вет­ствен­ность;

б) Му­ни­ци­паль­ные уни­тар­ные пред­при­я­тия

в) Про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив

         1) Лич­ное тру­до­вое уча­стие участ­ни­ков ко­опе­ра­ти­ва

         2) «Па­е­вой» ка­пи­тал

г) Ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство

         1) За­кры­тое (акции рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко среди огра­ни­чен­но­го числа людей)

         2) От­кры­тое (акции могут ку­пить все)

д) Ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель

         1. Про­сто­та при­ня­тия ре­ше­ний

         2. Упрощённое на­ло­го­вое за­ко­но­да­тель­ство

         3. Все дей­ствия на свой страх и риск

IV. Роль пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в РФ

V. Роль пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в мире


55. "Форма го­су­дар­ства".

1. Форма го­су­дар­ства

2. Формы прав­ле­ния

2.1 Мо­нар­хия

2.2 Рес­пуб­ли­ка

3. Формы го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства

3.1 Уни­тар­ное

3.2 Фе­де­ра­тив­ное

3.3 Кон­фе­де­ра­тив­ное

4. Формы по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма

4.1 Ав­то­ри­тар­ный

4.2 то­та­ли­тар­ный

4.3. Де­мо­кра­ти­че­ский

5. При­чи­ны и осо­бен­но­сти из­ме­не­ния форм го­су­дар­ствен­но­го и по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма


56. «Ин­сти­тут брака в РФ».

1. По­ня­тие брака

2. Усло­вия за­клю­че­ния

а) вза­им­ное доб­ро­воль­ное со­гла­сие муж­чи­ны и жен­щи­ны

б) до­сти­же­ние брач­но­го воз­рас­та всту­па­ю­щих в брак

в) от­сут­ствие об­сто­я­тельств пре­пят­ству­ю­щих за­клю­че­нию брака

3. Права и обя­зан­но­сти су­пру­гов

а) лич­ные

б) иму­ще­ствен­ные

4. Ос­но­ва­ния для рас­тор­же­ния брака

а) смерть од­но­го из су­пру­гов

б) рас­тор­же­ние брака

в) при­зна­ние брака не­дей­стви­тель­ным


23