Занятие №1 элективного курса для 10 класса «Физиология растений с основами микробиологии»
Тема 1. Строение и химический состав растений.
Занятие №1 (2 часа). Запасные вещества растений и их превращение при прорастании семян с помощью ферментов.
Используемые технологии: проблемного обучения; развитие исследовательских навыков, развивающего обучения.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.
Цель работы: обнаружить с помощью микрохимических реакций запасные углеводы, белки и жиры растений и ознакомиться с работой фермента амилазы.
Формируемые УУД:
Коммуникативные - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
Регулятивные - самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;
Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные - формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности
Основные понятия, изучаемые на занятии: макро- и микроскопическое строение растительных организмов. Химический состав растений. Запасные вещества клетки (крахмал, инулин, сахар, жиры, белки, органические кислоты). Пигменты, алкалоиды, дубильные вещества, кристаллы. Строение, изменения и рост клеточной оболочки. Конституционные вещества цитоплазмы и ее химический состав.
Форма работы: групповая.
Материалы и оборудование: клубни картофеля, набухшие зерновки пшеницы и риса, пшеничная мука, семена кедровой сосны, подсолнечника, чашки Петри с крахмальным агаром, пинцет, пробирки в штативе, микроскоп, предметные и покровные стекла, воронки, фильтры, колбочки, стеклянные палочки, мерные цилиндры на 10-20 мл, пипетки, спиртовка, ножницы, белая тарелка, листы белой бумаги, раствор йода в йодистом калии, глицерин, 10% раствор сернокислого аммония,20% раствор гидроксида натрия; раствор сернокислой меди, азотная кислота (конц.), аммиак.
Домашнее задание. Ответить на вопросы и решить задачу:
1.Известно, что в период весеннего сокодвижения в пасоке древесных растений содержится много растворимых сахаров. Каково их происхождение?
2.На пластинку из крахмального агара были помещены проросшие и не проросшие семена пшеницы, разрезанные пополам и смоченные водой. Через час семена были удалены, а пластинка залита раствором йода. Каков будет результат этого опыта и как это объяснить?
3. Почему корни и корневища лекарственных растений надо выкапывать осенью?
Обнаружение тех или иных веществ в растении с помощью качественных реакций основано на изменении окраски обнаруженных веществ под действием химических реактивов. Взаимодействуя с веществами, реактивы дают характерное окрашивание продуктов реакции. Реактивом на крахмал (запасные углеводы) является раствор йода в йодистом калии. Растительный материал, содержащий крахмал при этом окрашивается в синий цвет. Для обнаружения запасных растительных белков используют цветные реакции: биуретову и ксантопротеиновую. При биуретовой реакции белок окрашивается в сине-фиолетовый цвет, что служит доказательством наличия пептидной связи и группировки –СО-NH- в белках. При ксантопротеиновой реакции белок окрашивается сначала в желтый цвет-затем оранжевый цвет, что доказывает наличие бензольного кольца у ряда циклических аминокислот, входящих в состав белков.
Опыт 1. Обнаружение запасного крахмала.
Нанести на свежий срез клубня картофеля, набухшей зерновки пшеницы каплю раствора йода в йодистом калии. Пронаблюдать за изменением окраски объектов в местах нанесения раствора.
Изучите форму крахмальных зерен картофеля и пшеницы. Для этого на предметное стекло в каплю воды поместите каплю сока клубня картофеля, жидкого содержимого проросшей зерновки пшеницы и в каплю глицерина-немного содержимого зерновки риса. Накройте препараты покровным стеклом и рассмотрите их под большим увеличением микроскопа. Зарисуйте с препарата простые, сложные и полусложные зерна крахмала.
Опыт 2. Обнаружение запасных белков с помощью цветных реакций.
Получение растворов белков из пшеничной муки. В 5г. Муки залить 30 мл 10% раствора сернокислого аммония . Через 30 минут раствор профильтровать через гофрированный фильтр, смочив предварительно его тем же раствором. Мутный фильтрат фильтруется повторно. В фильтрате содержится белок. В этом растворе и обнаруживается он с помощью биуретовой и ксантопротеиновой реакции
Биуретова реакция. В пробирку взять 5 мл. раствора белка, прибавить к нему 2 мл. 20% раствора гидроксида натрия и несколько капель 1% раствора сернокислой меди. Избытка последнего раствора следует избегать, т.к. непрореагировавшая с белками сернокислая медь маскирует реакцию.
Ксантопротеиновая реакция. К 3 мл. раствора белка добавьте несколько капель раствора концентрированной азотной кислоты и осторожно подогрейте. Белок окрашивается в желтый цвет. Если прибавить несколько капель раствора аммиака белок окрасится в оранжевый цвет.
Опыт 3. Обнаружение жиров в семенах.
Для обнаружения запасных жиров возьмите семя кедровой сосны или плод (семянку) подсолнечника. Снимите с них кожуру, положите между листами чистой бумаги и раздавите. Оставшееся на бумаге жирное пятно указывает на наличие в семенах данных растений запасных жиров.
Сделать выводы, ответив на вопросы;
На чем основаны методы микрохимического определения запасных веществ растений и почему эти методы называются качественными?
Что является реактивом на запасной крахмал?
На чем основаны цветные реакции на белки?
Опыт 4.Обнаружение амилазы в прорастающих зернах пшеницы.
Ферменты могут действовать не только в клетке, которая их вырабатывает, но и вне ее, перемещаясь в другие клетки или во внешнюю среду. Чтобы наблюдать быстрое выделение ферментов из клеток семян злаков, необходимо разрезать зерновки, т.к. семенная кожура и околоплодник препятствуют распространению фермента. Выделяющийся из семян пшеницы фермент амилаза способен расщеплять крахмал не только в клетке, но и на крахмальной пластине (во внешней среде).
Ход работы
Разрезать несколько не проросших семян пшеницы пополам (вдоль), слегка смочить водой и разложить пинцетом на одной половине пластинки из крахмального агара поверхностью среза вниз, не вдавливая семена в пластинку. На другую сторону пластины поместить несколько проросших семян того же растения, также разрезанных пополам и смоченных водой. Чашки закрыть крышками, чтобы не было подсыхания. Через час осторожно снять семена и облить всю пластинку слабым раствором йода в йодистом калии.
Отметить результаты и сделать выводы.
Какое действие оказали семена на пластинку? Почему светлыми после обработки йодом остались те места на пластинке, где лежали семена?
Почему проросшие и не проросшие семена оказали неодинаковое действие?
Напишите уравнение реакции гидролиза крахмала амилазой до сахара мальтозы, а затеи – распада мальтозы до глюкозы.
Технологическая карта
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент | Настрой учащихся на работу | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к занятию. | Приветствуют учителя |
Постановка проблемы | Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися решать проблемные ситуации | Обнаружить те или иные вещества в растении можно с помощью качественных реакций основанных на изменении окраски обнаруженного вещества под действием химических реактивов. Взаимодействуя с веществами, реактивы дают характерное окрашивание продуктов реакции. Вспомните, что является реактивом на крахмал,?. В какой цвет окрасится растительный материал, содержащий крахмал?. Для обнаружения запасных растительных белков используют цветные реакции: биуретову и ксантопротеиновую. Почему при проведении биуретовой реакции белок окрасится в сине-фиолетовый цвет? Почему при проведении ксантопротеиновой реакции, белок сначала окрасится в желтый цвет, а затем в оранжевый? | Отвечают на заданные вопросы |
Формулирование темы урока. Планирование деятельности. | Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности. | Какова будет тема нашего занятия? Что нам предстоит сегодня узнать? | Делают предположения по поводу изучаемой темы. Планируют свои действия. |
Открытие нового знания | Формирование новых знаний и умений | 1. Рассказывает о макро- и микроскопическое строение растительных организмов, химическом составе растений, о запасных веществах клетки (крахмал, сахар, жиры, белки, органические кислоты). 2.Организует выполнение практической работы. Опыт 1. Обнаружение запасного крахмала. Опыт 2. Обнаружение запасных белков с помощью цветных реакций. Опыт 3. Обнаружение жиров в семенах. Опыт 4.Обнаружение амилазы в прорастающих зернах пшеницы. 3. Проверяет работы, оценивает их, комментирует и исправляет ошибки и недочеты. | 1. Слушают рассказ учителя, отвечают на поставленные вопросы 2. Работают в группах Делают вывод, отвечают на вопросы. |
Применение нового знания | Обеспечить условия для развития внимательности и наблюдательности, отработка полученных знаний | Проводит беседу с использованием результатов, выводов, ответов сделанных учащимися в ходе выполнения практической работы. | Участвуют в беседе, делают вывод о сложности строения и химического состава растений. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ своей деятельности на уроке, делать выводы. | Давайте обменяемся впечатлениями о нашем занятии: - что вам понравилось? - что осталось непонятным? - как вы думаете, зачем нам нужны знания о строении и химическом составе растений? | Делятся впечатлениями о уроке, обмениваются мнениями, делают выводы по уроку. |
Домашнее задание | Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. | Ответить на вопросы, решить задачу. | Записывают домашнее задание |