СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая конференция «Славим живое русское слово».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистическая конференция призвана решить следующие задачи:

  • создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей;
  • повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
  • выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины. 

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая конференция «Славим живое русское слово».»

Лингвистическая конференция «Славим живое русское слово».

(Для учащихся 6-8 классов)

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №84 п. Сеятель Колесникова Анжелика Николаевна.

Цель проведения конференции:

  • развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

  • развитие коммуникативных навыков между обучающимися разных возрастов;

  • формирования и развитие интереса к предметам – русский язык и литература;

  • развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, родного края.

Лингвистическая конференция призвана решить следующие задачи:

  • создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей;

  • повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;

  • выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины. 

  • помощь учителям и обучающимся в раскрытии своего творческого потенциала;

  • выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними.

  • повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература;

  • формирование познавательной активности;

  • расширение кругозора.

Программа конференции.

    1. Открытие конференции.

Слово учителю словесности. Я приветствую всех присутствующих на нашей конференции! Сегодня, 24 мая День славянской письменности. Православный мир почитают в этот день равноапостольных Кирилла и Мефодия. А просвещённые люди отдают дань памяти великим просветителям, которые создали азбуку, положившую начало нашей отечественной письменности. Презентацию об этих выдающихся деятелях вы просмотрели сегодня на уроках русского языка, а на конференции разговор пойдёт о нашем великом русском языке. Все вы знаете, как велика роль русского языка в современном обществе. А хорошо ли вы знаете наш родной язык и отечественную литературу? Заботитесь ли вы о чистоте и сохранении русского языка? Приглашаем вас узнать много нового и интересного, а заодно проверить свои знания.

Ведущий 1. Всем! Всем! Если вы хотите знать: Какова история нашего русского языка? Как наша речь засорилась матерными словами? Как появился молодёжный сленг? Почему из русского алфавита пропали некоторые буквы? и еще множество ответов на вопросы: Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем и как? И, наконец, если вы хотите стать еще грамотнее, тогда вы «попали по адресу».

Ведущий 2. Наша конференция называется «Славим живое русское слово». Слово русское, действительно, живое. Ибо это наш язык. Он имеет свою историю, он развивается, он богат, выразителен, красив. К сожалению, не все это осознают, и порой слишком небрежно, грубо, совсем не как к родному к нему относятся и с ним обращаются. Современная молодёжь засоряет его сленгами и матом. Мы проиллюстрируем вам сейчас некоторые известны произведения классиков в молодёжной интерпретации.

Переделанные стихи на современный лад

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Разобрали всё, до нитки -

Электронной нет начинки!


Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, постой:

Всё отснято на айфон.


Зайку бросила хозяйка -

Надоел хозяйке зайка.

Не послушный, не такой,

Потому что он живой

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, подзаряд кончается,

Сейчас я упаду!


Евгений к дядюшке в деревню
Приехал честного осла
Поуважать, но пень тот древний
Вся медицина не спасла.
Евгений (типа клёвый яппи)
Всё ездил в боливаре-шляпе,
Девицам нравившись вокруг,
Потом приём, завёлся друг.
Они с ним были лёд и пламень,
Жара и морозильный хлад,
Жратва обильная и голод,
И кажется, кирпич и камень.
Евгений с молодым поэтом
К девчонкам наезжали летом.

Они у Лариных в именье
Прикольных клеили сестёр,
Блондинка краше, без сомненья,
Но у брюнетки ум остёр.
Брюнетка втюрилась. Евгений,
устав от суеты
Так опостылевшего света,
Татьяну в сад гулять водил,
Слегка за шалости бранил,
Любовь оставив без ответа.
Но тут случилось как-то раз…


Печален будет мой рассказ.
Не поделив с поэтом Ольгу
(блондинку, младшую сестру),
Он подстрелил его невольно,
И тот преставился к утру.
Слиняв от шухера подальше,
Татьяну он не видел больше,
Пока, пошедши на балет,
Не увидал её берет.
«С послом испанским!

Право слово, неординарный оборот!
Красива – оторопь берёт!
Не ожидал финта такого», –  
Онегин пешкою ладью
Поел в рассеянье свою.

Герой тащился от Татьяны,
Чуть свет – и он у ейных ног,
Ей рассказал про сердца раны,
Про всё, что выразить не мог.
В ответ упрямая девица
Ему твердила:  «Не годится
Рога мне мужу наставлять,
Что бился за Россию-мать.
Я,  –  так Татьяна говорила, –
Теперь другому отдана,
И буду век ему верна,
Хоть одного тебя любила.
Трендец! страдаю я сама…»
Такое горе от ума!



Ведущий 2: Это было бы смешно, если б не было так грустно.

Анна Ахматова во время войны написала стихотворение, в котором есть такие строки:

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!»

Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа. Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние. Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.

Ведущий 1. Разрешите представить вам членов жюри нашей конференции, оно определит лучших среди сегодняшних участников конференции. (Ведущий представляет жюри, которое состоит из педагогов школы)

Ведущий 2. Ну, а сейчас я предоставляю слово участникам нашей конференции. Задумывались ли вы, откуда родом наш русский язык? Об этом и расскажет нам первый выступающий.

    1. Выступление заранее подготовленных участников. (Ведущие представляют перед каждым выступлением участников)

Участник I. Мутылина М., 7 кл. «Откуда родом русский язык»

Русский язык относится к крупнейшим языкам мира по числу говорящих на нём он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. Среди славянских языков русский — самый распространённый.

Посмотрите на древо языков: славянские ветви вырастают из мощного ствола — индоевропейской языковой семьи. Посмотрите на древо языков: славянские ветви вырастают из мощного ствола — индоевропейской языковой семьи. Наш язык — единственная объективная реальность, существующая в этом мире. ... Русский — родной язык для 160 миллионов; говорят на русском языке до 260 миллионов человек. Знаете ли вы, что все языки, на которых сегодня говорит человечество, можно разделить всего на несколько групп по их происхождению? Русский язык – один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Он является одним из наиболее распространённых языков мира – шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком в Европе – географических и по числу носителей языка как родного.

Современный русский язык появился в результате взаимодействия разных восточнославянских диалектов и церковнославянского языка.

Восточнославянский, также известный как древнерусский язык, от которого произошли русский, белорусский и украинские языки. Произошло это примерно в 14 – 15 веках.

Русский язык на сегодняшний день - государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии, и некоторых других стран, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Число владеющих в России составляет 146,6 миллиона человек. Всего в мире на русском говорят около 215 миллионов человек.

По всей территории нашей русский язык неоднороден и неодинаков. Речь жителей юга и севера немного отличается. Это происходит за счёт говоров и диалектов, которые утвердились как южные и северные наречия. Мы, южане, «гэкаем», «акаем» и «шокаем». На севере «окают», в некоторых регионах Средней полосы России «цокают, якают». Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, в нашей области употребляются такие слова, как «бурак», «хата», «чувяки», «гарбуз»; в северных областях можно услышать «мутовка», «кочет», «тысанька». Такие слова понятны жителям только конкретной местности. Они придают языку своеобразие, некую изюминку и неповторимые особенности.

Лексический состав русского языка разнообразен и богат. В своей основе он имеет исконно русские слова. Средствами словарного фонда было заимствование из других языков и образование слов по собственным моделям. Заимствование изначально происходило в основном из греческого и тюркских языков, позднее из западноевропейских языков (в 18 в. - из немецкого, в19 в. - из французского, в 20 в. - из английского).

Самая большая ценность народа - это его язык, на котором он пишет, говорит, думает. О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из самых совершеннейших языков мира. Об этом писали многие известные отечественные и зарубежные писатели и знаменитости. И. С. Тургенев назвал его «великим, могучим, правдивым и свободным», лучше, наверное, и не скажешь.

Слово учителя. Одной из примет современности стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся подростков, и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется на улицах, со сцены и экрана, со страниц нашей печати и даже в коридорах учебных заведений разного уровня. Уже давно устарело правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа. Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. Проблема сквернословия затронута в выступлениях наших следующих участников.

(Выступление заранее подготовленных учащихся).

Участник 2. «Речь – это показатель ума».( Мирзоян А., 8 «А» кл.)

Сенеке принадлежат такие слова: «Речь – это показатель
ума». И это правильно, ведь умный человек, прежде чем говорить,
всегда обдумает то, что он хочет сказать. Страшным вирусом современности стала нецензурная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала (когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести) — безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Сегодня нецензурные выражения используют школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Эти слова доносятся даже с экранов телевизоров. А ведь это не
только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о человеке.

Это очень важная проблема, и я сегодня попробую вас убедить в этом.

Участник 3. «Сквернословие: от древности до наших дней». (Мажурин Д , 8 «А»)

Я хочу привлечь ваше внимание к проблеме сквернословия. Откуда пришли в нашу речь нецензурные слова. Они были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как принято считать, матерные слова имеют исконно русские корни. В древней Руси эти слова являлись ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. С их помощью люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. В те времена все знали, что детей нельзя бранить этими словами: дети «будут мучимы бесами». Ругаться в доме нельзя: «бесы будут жить в этом
жилище». Настолько серьезные последствия имело сквернословие. На Руси до середины 19 века бранная лексика не была распространена даже среди крестьян. Напротив, очень долго её употребление являлось уголовно наказуемым. Сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличным поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными
выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много
определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина,
нецензурная лексика и др. Но издревле эти слова в русском народе
именуются сквернословием, от слова «скверна». Скверное слово —
отрицательная энергия. Оно несет уничтожение. «Страшный нож не за
поясом, а на конце языка», ­ говорит пословица. Употребление в речи
нецензурной брани показывает сегодняшнюю деградацию общества в
целом и каждого человека в отдельности. Если раньше эти выражения
были специфическим языком преступников, пьяниц, опустившихся
людей, то теперь все меняется.

Сегодня молодые люди свободно «выражаются» при окружающих, не учитывая их возраст, статус; в общественных местах, не заботясь об нравственной чистоте присутствующих детей, девушек. Да и в
самих девичьих компаниях употребление непечатных слов становится
обычным делом. Чем молодые люди сегодня мотивируют свое
сквернословие? Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь».
Другой мудрец сказал: «Что переполняет человеку душу, то изливается
из его уст». Значит, в душах людей, употребляющих мат, столько
скверного, грязного, что оно не умещается внутри и изливается на
окружающих.
Некоторые ошибочно считают, что мат даже «полезен»: позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. Кое-кто полагает, что употребление в речи таких слов делает произносящего их крутым, модным, т.е. человеком без комплексов, уверенным в себе. Тем, кто так думает, надо знать следующее:

1) публичное употребление нецензурной лексики – это административное правонарушение и карается в соответствии с УК РФ. Глава 20 («оскорбление») предполагает штраф в размере от 500 до 1000 рублей или до 15 суток административного ареста. В соответствии со статьёй 130 УК РФ ("хулиганство") – наказанием может послужить штраф в размере до 200 МРОТ или лишение свободы сроком до 1 года.

2) Кроме того, еще в древней Руси, употребление бранных слов, а
особенно ругани с использованием «имени Божьего, кто ругается
слову Божию и Святым Таинствам, или на Богородицу (со словом
Мать), весьма обличен будет: тогда ему язык раскаленным железом
прожжен и отсечена глава будет». Мат считается тяжким грехом, вызовом, брошенным Богу, и это не остается без наказания.
3) Нецензурные выражения употребляются с целью
выразить откровенное зло, оскорбить, осквернить кого-либо. И они
выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как самих
ругающихся, так и людей, услышавших эти скверные слова. Как в
видимом мире есть продукты скоропортящиеся, так и память
человека от сквернословия портится. Появляются болезни: склероз, общая атрофия, сердечная недостаточность и другие.

4) Нецензурные слова – остатки культовых языческих заклинаний, и они носят ритуальный характер, т.е. имеют функцию проклятия или обозначали языческих богов, бесов. Человек, произносящий эти слова, автоматически призывает их на себя, на своих родственников, своих детей. Другими словами, ругательство – это проклятие.

Участник 4. «Слово – это великое оружие» (Топилин Д., 7 кл.)

Воздействие нецензурной брани равносильно радиационному
облучению в 10­40 тысяч рентген. Грубыми бранными словами можно не
только расшатать свое здоровье и здоровье окружающих, вызвать
болезнь, но и убить человека. Брань пагубно влияет на все мироздание, в том числе на экологию. Слово ­ материально. Оно несет в себе или положительный заряд, от которого все расцветает, люди радуются, улыбаются друг другу, или отрицательный. Этому в жизни и в литературе немало примеров.

Слово – это обоюдоострый меч. Человек, который произносит бранные слова, наносит огромный вред и своему здоровью тоже. Все, что он пожелал другому человеку, безусловно, вернется к нему. Это отмечают и врачи, и психологи, и педагоги.

О вреде сквернословия говорил и кандидат филологических наук С. Виноградов. Он пишет, что сквернословие – спутник кризисных времен. В качестве примера он приводит слова историка и мыслителя 17 века Ивана Тимофеева, который среди пороков, которые едва не привели к гибели Россию во время Смуты, называет не только ложь, лицемерие, клятвопреступления, сребролюбие (жадность к деньгам), безмерное употребление вина и еды, но и «зловонное произношение…матерных скверных слов» …

Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне. Известный лексикограф Владимир Даль в XIX веке писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» искажают его наследственные генетическом аппарате человека, программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время отборной брани «корежатся» и рвутся хромосомы. Любое произнесенное слово – не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет нашу жизнь. Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать рак, а иногда способно излечить.

Как избавиться от сквернословия? Как сберечь чистоту речи? Я предлагаю следующие правила, с которыми легче преодолеть этот порок.

1. Не употреблять нецензурных слов самому. Не нужно бояться выглядеть «белой вороной». Комментарий учителя: «Все — пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чем­-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуй устоять в такой позиции. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

2. Пресекать сквернословие внутри семьи, класса, группы друзей. Как народ всегда относился к сквернословию? Об этом нам
говорит народная мудрость. Вот несколько поговорок. «Не сквернословь… потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». «Защиты не будет». «Крыши не будет над тобой». Что вы посоветуете тем, кто уже приобрел эту пагубную привычку? (Контролировать себя, стараться от нее избавиться). Правильно. Всегда помните, что настоящий контроль — это контроль изнутри. Посмотрите на себя со стороны, какими вы становитесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царем природы или разбойником из подворотни? Сквернословие — это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и нарушает все, что вокруг вас происходит.

Учитель: Сегодня, к великому сожалению, нецензурные слова перестают быть непечатными, а сквернословие стало приравниваться просто к некультурному поведению. Но мы забываем, что с языком, с человеческими словами шутить нельзя, потому что слово – это незримая, неосязаемая связь между духом человека и его телом. Великий мыслитель древности, христианский мудрец Иоанн Златоуст дает людям такое напутствие, которое точно изменит к лучшему жизнь каждого человека: «Ни с кем не быть во вражде, никого не злословить (т.е. ни на кого не говорить злых, бранных слов), никогда не клясться. Если мы так построим свою жизнь, даю вам слово и обещаю, что за это будет конец вашему бедствию, и избавление от всех зол, и, что важнее, вечные блага».

Другое веяние нового времени – сленг. О молодёжном сленге расскажет следующий участник.

Участник 5. Громада А., 8 «А» кл. «Молодёжный сленг в речи моих сверстников».

Участник 6. Гаврикова Т., 7 кл. «Утерянные буквы русского алфавита».

Участник 7. Афлатова В., 8 «А» «Из истории междометий».

    1. Подведение итогов

Ведущий 1. Я хочу, чтобы сейчас вы послушали стихотворение, вашей сверстницы Сергиенко Кристины. Оно как раз подходит к теме нашей беседы и служит своеобразным итогом нашей сегодняшней конференции. А члены жюри посовещаются и объявят итоги сегодняшних выступлений участников.

Ученица:

Моему сверстнику

Ты родился русским человеком,

Значит, должен знать родной язык
И беречь его от века к веку,

Так народ наш издавна привык.
Наш язык – «надежда и опора».
Но считают так у нас не все:
Страх берет, когда подумаешь,
что скоро,

Он исчезнет в море мусорных словес.
Не дадим его глупцам в обиду,
Защитим его, всем сердцем полюбив,
Пусть сверкает драгоценными камнями,
Велик, могуч, разумен и красив!

Ведущий 2. Слово для подведения итогов конференции предоставляется жюри.(Объявляются победители и призёры конференции)

    1. Закрытие конференции.

Ведущий 2. Ну, вот и подошло время закрытия конференции «Славим живое русское слово». На сцену приглашается вокальная группа старшеклассников, Они исполнят песню из репертуара Д. Майданова «Русские».

Век, Век движется на Русь бесконечный враг...

И хоть бей, хоть режь его!

И тем, кто не успокоится всё никак,

Мы ответим вежливо!

Пусть вспомнят Куликовы они Поля

Да озёра Чудские,

Как Русская им пятки всем жгла Земля,

И кто такие Русские!

Припев:

Кто такие Золотые, Боевые? - Русские!

Кто такие Мировые? - Россияне! Русские!

А Мы гуляем! А Мы танцуем!

А если плохо, - сидим, горюем!

Ну а если нужны Стране

- оставляем Жизнь на войне!

Гордись!

Это Миру наша дала Страна

Репина, Чайковского!

Гордись

За Титова и за Гагарина,

Пушкина, Высоцкого!

И, если по проспектам Москвы пройдёшь,

Да улочками узкими,

Здесь стен прочтёшь историю и поймёшь,

Кто такие Русские!

Припев:



Ведущий 1. Дорогие друзья! На этом наша конференция закончена. Желаем всем успехов в изучении русского языка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!