СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическое состязание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическое состязание»



Лингвистическое состязание

«Грамотей»

Тема: «Грамотей»

Форма: лингвистическое состязание

Цель: развивать интерес к более глубокому изучению русского языка

Задачи:

1. в процессе игры выявить знания, соответствующие разным разделам русского языка;

2. активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

3. в атмосфере эмоциональной творческой работы формировать лингвистические компетенции;

4. воспитывать в детях командный дух, желание сотрудничества.


Ход игры:

(Слайд №1 )

1. Напутственное слово перед началом игры.

Победа – это цель любой игры. Никогда не настраивайтесь на поражение. Если вы играете не для того чтобы победить, то вы обманываете ваших соперников, зрителей и самих себя. Никогда не сдавайтесь перед сильным противником, и никогда не поддавайтесь тем, кто слабее. 

Любая игра имеет правила. Следование правилам сделает игру более увлекательной. 

Но игры бессмысленны, если в них играют нечестно. Честная игра требует смелости и характера. Помните: это всего лишь игра.

Судьи существуют для того, чтобы поддерживать дисциплину и честную игру. Всегда принимайте их решение без возражений и помогите им сделать игру более радостной для всех, кто в ней участвует.

  • Зрители придают атмосферу игре. Они хотят видеть игру, которая ведется честно, но должны, в свою очередь, тоже вести себя честно и с самоуважением.

  1. конкурс: Разминка

(Слайд №2 )

1.1 Найди лишнее слово. (для обеих команд вопросы задаются по очереди – ответы устные)

Сын, друг, бабушка, папа.

Сыр, мясо, кефир, масло.

Вода, водитель, наводнение.

Рисунок, рисовый, зарисовка.

Гора, гореть, загорелый.

Столик, столетие, застольная.

(Слайд №3 )

    1. В скольких глаголах из приведенного списка можно по-разному поставить ударение ( глаголы подчеркни, ответ передай в жюри – проверка на слайде)


  1. конкурс: Фонетический

(Слайд № 4)

Прочитайте данные слова (на доске открываются для каждой команды по очереди)

[ К Л’ О̀ Н ] клён [ Г О̀ Л У П’ ] голубь


[ Л’ Ѝ С’ Т’ Й̀̀̀̀̀̀́́’ А ] листья [ Ф С’ О ] всё


[ К А Р А̀ ] кора [ П А Д Й’ Ò М ] подъём


[ П’ О́ С ] пёс [ М А Р О̀ С ] мороз


[ А С’ Ò Л ] осёл [ Л’ У̀ К] люк


[ М’ И Д В Э̀ Т’ ] медведь [ В’ И Р Б Л’ У̀ Т ] верблюд


  1. конкурс: Лексический (письменно – ответ в жюри)

(Слайд № 5)

3.1. Подберите к словам слева синонимы из правой части.

1. АРОМАТ 4. ПРАЗДНИК

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ 11. УДАЧА

3. БЛЕСК 5. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

4. ТОРЖЕСТВО 1. ЗАПАХ

5. ПРОФЕССИЯ 2. АФИША

6. СЛАБОСТЬ 8. ТОСКА

7. СТУЖА 3. СИЯНИЕ

8. СКУКА 6. БЕССИЛИЕ

9. МАНЕЖ 10. АВТОР

10. ПИСАТЕЛЬ 9. АРЕНА

11. УДАЧА 7. ХОЛОД

    1. Подберите к слову в левой части соответствующий антоним из правой.

  1. ШАГОМ 3. ЖАРКО

  2. КАРЛИК 5. ОТВЕТ

  3. ХОЛОДНО 7. ВЗЛЁТ

  4. ЖАРА 2. ГИГАНТ

  5. ВОПРОС 1. БЕГОМ

  6. ДОБРОТА 4. СТУЖА

  7. ПОСАДКА 6. ЗЛОБА

  1. конкурс: Конкурс для болельщиков (за правильный ответ – жетон)

Узнайте многозначное слово по лексическим значениям, например: бывает подземным, гаечным, скрипичным, открывает дверь – КЛЮЧ.

  1. Стрижка, вид спорта, отдельная больничная палата – БОКС.

  2. Взрослые держат в ней посуду, а дети катаются с неё на санках – ГОРКА.

  3. Южный плод и драгоценный камень – ГРАНАТ.

  4. Растет в поле, но иногда выскакивает на глазу – ЯЧМЕНЬ.

  5. Эта детская болезнь может быть животным и называться морская… СВИНКА.

  6. Это можно сделать со светом и с мясом – ПОТУШИТЬ.

  7. Бывает барабанной и десятичной – ДРОБЬ.

  8. Порода собак и расценка на товары и услуги – ТАКСА.

5. конкурс: Словообразовательный

(Слайд №6 )

Члены команд по очереди разбирают слова, записанные на доске. (по окончании жюри проверяет)

ПОЛОВИК СТЁКЛЫШКО

СТЕННОЙ СТЕПНОЙ

МЕБЕЛЬНЫЙ МЕБЕЛЬЩИК

НАТИРАЕТ УБИРАЕТ

ПОДВОДНЫЙ ШКАФЧИК

ЗИМУШКА БЕЗОПАСНЫЙ

РАЗРАСТАЕТСЯ ЗАКРУЖИЛАСЬ

6. конкурс: Орфографический (двое из команды выполняют письменно – ответ в жюри)

(Слайд № 7)

Выбери правильный вариант: удвоенная согласная или нет

Ка(С, СС)ета, ба(Л,ЛЛ)анс, ми(С, СС)ия, га(Л,ЛЛ)ерея, па(С,СС)ивный, па(С,СС)ажир, э(Ф,ФФ)ект, иди(Л,ЛЛ)ия, ба(С,СС)ейн, а(П,ПП)етит, а(П,ПП)атия, те(Р,РР)итория, те(Р, РР)а(С, СС)а, ко(Р, РР)еспондент, ка(Р, РР)икатура.

7. конкурс: Собери пословицу. (Наклей части на лист – ответ в жюри)

(Слайд № 8)

Не спеши языком - 1

Им праздник и в понедельник. 10

Сам пропадай, 2

Всегда пригодится. 13

С кем поведёшься - 3

Один раз отрежь. 9

Труд человека кормит, 4

Люби и саночки возить. 11

Глаза страшатся, 5

А провожают по уму. 7

Хочешь много знать - 6

А неученье – тьма. 12

По одёжке встречают, 7

А человек умением. 14

Не сиди сложа руки - 8

А руки делают. 5

Семь раз отмерь - 9

А товарища выручай. 2

Лодырь да бездельник - 10

А лень портит. 4

Любишь кататься - 11

Так не будет скуки. 8

Ученье - свет, 12

От того и наберёшься 3

Грамоте учиться - 13

Торопись делом . 1

Птица красна пением, 14

Надо мало спать. 6


8. конкурс: Конкурс для болельщиков (за правильный ответ – жетон)

А) Какого цвета вороной конь – ЧЁРНЫЙ

Буланый – СВЕТЛО-ЖЁЛТЫЙ, гнедой – КРАСНО-РЫЖИЙ, саврасый – СВЕТЛО-ГНЕДОЙ, сивый – СЕРЫЙ, каурый – СВЕТЛО-каштановый, пегий – В БОЛЬШИХ ПЯТНАХ, КРАПИНАХ.


Б) изумрудный – зелёный; рубиновый – красный; бирюзовый – голубовато-зеленый; лазоревый – светло-синий; шафрановый, палевый – бледно-желтый с розовым оттенком; шафрановый – оранжево-желтый; сапфировый – темно-синий; хаки – серовато-зелёный с коричневым оттенком, защитный, с индийского языка – «цвет грязи»; маренго – черный с сероватым отливом; терракотовый – красновато-коричневый (цвет обожжённой глины); электрик – голубой или синий с сероватым оттенком.

9. конкурс: Фразеологический

(Слайд №9 )

9.1. Продолжи фразеологизм, объясни его.

Без сучка без задоринки Вертеться как белка в колесе.

Выводить на чистую воду. Злой как собака.

Держать в ежовых рукавицах. Писать как курица лапой.

(Слайд № 10)

9. 2. Угадай фразеологизм по картинке.

10. конкурс: Стилистический

(Слайд №11 )

Д. Свифт: «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля».

Переведи на официально-деловой язык. (Ответ в жюри – сразу зачитывают)


Так, родители!

Поскольку Ваш сын, Петька Иванов, опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, сто пудов, срежется на экзамене, и я вынужден буду выставить его из школы.

Директор школы В.Петров

11. конкурс: Конкурс для болельщиков (за правильный ответ – жетон)

В старой песне поется: «По-армянски Ованес, а по-русски Ваня».

Как по-французски – ЖАН, по-испански – ХУАН, по-английски – ДЖОН, по-немецки – ИОГАНН, по –итальянски – ДЖОВАННИ.

12. конкурс: Синтаксический

(Слайд № 12)


Собери из слов и словосочетаний предложение, расставь знаки препинания,

получите высказывание о русском языке.

7 класс.

Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (К.Кулиев)

8 класс

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. ( П. Мериме)

(Слайд № 13) Заключительное слово учителя – мультфильм. Подведение итогов жюри




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!