СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. «Литература «предгрозья». Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка дистанционного материала содержит: историческую справку, обзор поэтов ВОВ с презентациями «Ради жизни на земле!» и «Войной, расстрелянные строки…" и фронтовые судьбы песенной лирики.

Просмотр содержимого документа
«Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. «Литература «предгрозья». Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера).»

Дата: 23.04.2020.

Учебная группа: ТЭО-19-1/9

Дисциплина: ОДБ02 «Литература»

Преподаватель: Скрипка Анна Викторовна

Задание:

  • Ознакомиться с материалом лекции, используя указанные ссылки для просмотра видеороликов и презентации.

  • Оформить письменно тезисы к теоретическому блоку лекции по просмотренным материалам.

  • Выбрать 1 поэзию военных лет и подготовиться к выразительному чтению. Записать голосовое сообщение (с выразительным чтением поэзии) и прислать преподавателю по адресу Вконтакте https://vk.com/id164772587 .

  • Срок выполнения работы: 25.04.2020!


ЛЕКЦИЯ № 23

Раздел 6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.


Тема: «ЛИТЕРАТУРА «ПРЕДГРОЗЬЯ». поэзия как

самый оперативный жанр (поэтический

призыв, лозунг, переживание потерь и

разлук, надежда и вера)».




Цели: дать понятие о литературе военных лет; определить тематику поэзии как самого оперативного жанра, отметив органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя; развивать личностные функции как самопредъявление, сотворчество; воспитывать чувство патриотизма и глубокое уважение к защитникам Родины.

План:

  1. Введение в тему. Историческая справка.

  2. «Ради жизни на земле!»

  3. «Войной, расстрелянные строки…»

  4. Фронтовые судьбы песенной лирики.


Ведь из нашего срока

Было лишь четыре года,

Где желанная свобода

Нам, как смерть, была сладка...

Давид Самойлов

1. Введение в тему. Историческая справка.


Родина — одна из вечных моральных ценностей всего человечества. Слова о ней в мажорной тональности еще громче звучат в 30-е годы, прославляя единственную в мире Советскую страну.

Уже давно исследователи обратили внимание на то, что именно так — панорамно, декоративно, монументально — изображалась Родина в советской поэзии довоенных лет.

Прошло уже 75 лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

Цель нашего занятия – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

(Далее просмотрите видеоролик о начале Великой Отечественной войны. Перейти по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1RBbFjtfB-KtaPnDrwTRlI1tK16bee3u_)


Ольга Берггольц в первые дни войны скажет:


Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!


Я и в этот день не позабыла

Горьких лет гонения и зла,

Но в слепящей вспышке поняла:

Это не со мной — с Тобою было,

Это Ты мужалась и ждала.


Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена, —

Встала бы на зов Твой из могилы,

Все бы встали, а не я одна.


Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.


Он настал наш час, и что он значит —

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя — Я НЕ МОГУ ИНАЧЕ.

Я И Ты! по-прежнему — одно.

2.«Ради жизни на земле!»


Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

- Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Миллионы людей в дни войны, которая не могла не быть высшей формой несвободы, прикоснулись вместе с тем к дыханию свободы (свободы от тирании сталинского режима). В дни голодной ленинградской блокады Ольга Берггольц скажет:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА.

(Далее воспользуйтесь презентацией и оформите тезисный конспект. Перейдите по ссылке: https://drive.google.com/open?id=18vLwyR8Z_1kPqY1baPVvhnmWXbuPSWPo )

- Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах. Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков. Многие военные стихи становились популярными песнями («Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Землянка» А. Сурков и др.)

- Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?

Действительно, отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д. лирику;

имеет 3 основные группы жанров:

  • лирические (элегия, ода, песня),

  • сатирические (высмеивающие врага),

  • лироэпические (баллада, поэма);

многогранность и глубина лирики;

раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;

музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;

создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).


3.«Войной, расстрелянные строки…»

Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

(Далее воспользуйтесь презентацией и оформите тезисный конспект. Перейдите по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1BSn-MNLQIC-2YzwIkdorMaTzHhuDkrT7 )



4.Фронтовые судьбы песенной лирики

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой...

Цитата из песни «Священная война», муз. В. Александрова, сл. Лебедева-Кумача.

Когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки, несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны.

Война 1941-1945 годов стала истинно народной, священной: переплелись людские судьбы с судьбой России. Наверное, это явилось причиной того, что в литературе появляются герои, будто «списанные» с реальных людей (Василий Теркин, Андрей Соколов), а авторские стихи становятся народными песнями.

А вот слова А.Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – песней…»

Действительно, песня стала еще одним мощным оружием в борьбе с вероломным врагом.


К 75-летию Великой Победы собрано 75 песен военных лет, о войне и о Великой Победе. Большинство из них написаны непосредственно в годы смертельной схватки с врагом или вскоре после разгрома фашизма. Впоследствии отдельные фрагменты текстов редактировались в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. На  сайте https://победа.екатеринбург.рф/медиа/песни вы можете прослушать песни в первоначальном варианте — какими их знали, любили и пели наши героические деды.

Вопросы для самопроверки:

  • Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?

  • Каковы же особенности лирики военного времени?

  • Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

  • Напишите эссе на тему: «Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?»

  • Подготовьте проект «Военная лирика поэтов-земляков».


Внимание! Задание!

Лирика о Великой Отечественной войне:

К. Симонова «ЖДИ МЕНЯ», «ГОРЯТ ГОРОДА…», «Ты помнишь, Алёша, …», «АТАКА», «Всю жизнь он рисовал войну…»,

Н. Тихонова «Берлин 9 мая»,

М. Исаковского «Катюша»,

А. Суркова «Войны имеют концы и начала…», «Красоту, что дарит нам природа…» ,

А. Прокофьева «Слава армии нашей…»,

О. Берггольц ,

Дм. Кедрина,

А. Ахматовой,

Б. Пастернака, и др.;

песни А. Фатьянова;

поэмы «Зоя» М. Алигер,

«Февральский дневник» О. Берггольц,

«Пулковский меридиан» В. Инбер,

«Сын» П. Антокольского.


Выберете 1 поэзию военных лет и подготовьтесь к выразительному чтению. Записать голосовое сообщение и прислать преподавателю на указанный адрес.


Список используемой литературы

Базовая:

  • Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016

  • Литература: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /

[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; подред. Г.А. Обернихиной. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 272.

Дополнительная (информационные ресурсы):

http://живаяистория-россии.рф/blog/263-literatura-v-vojnu.html

https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/literatura_velikoj_otechestvennoj_vojny_obshhaja_kharakteristika/89-1-0-2374

http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-11-klass-2/literatura-perioda-vov.htm

https://победа.екатеринбург.рф/медиа/песни




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!