СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа

Просмотр содержимого документа
«Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургии.»

11 класс

Тема. Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургии

Цель урока: сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие

патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны.


Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, презентация учащихся по теме урока.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

А. А. Ахматова


Ход урока

Лекция.

— Годы Великой Отечественной войны… Страна переживала дни и месяцы

смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение патриотических сил,мобилизация всех резервов духа помогла отвести беду. «Великая Отечественнаявойна,— писал Г. К. Жуков,— явилась крупнейшим военным столк новением.

Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей».

Константин Симонов в предвоенные годы заметил, что «перья штампуют из

той же стали, которая завтра пойдёт на штыки». И когда ранним июньским утром в родной дом ворвались коричневая чума, писатели сменили штатскую оде жду на гимнастёрки, стали армейскими корреспондентами. Искусство, литература

вышли на огневой рубеж. «Нравственные категории — писал Алексей Тол стой,—приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа». (Обращение к эпиграфу урока.)

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа — гово-

рить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом — был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу!

Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати,

освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, как и в годы Гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов.


Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до ее начала. Ощущение надвигающейся “грозы” породило так называемую “оборонную” литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению. Песни предвоенных лет демонстрировали мощь государства: “Кипучая, могучая, никем непобедимая”, “И врага мы на вражьей земле победим малой кровью могучим ударом”; кинофильмы показывали, как лихо побеждает Красная Армия недалеких и слабых противников (“Если завтра война”). Аналогичные настроения отличали повесть Николая Шпанова “Первый удар” и роман Петра Павленко “На Востоке”, вышедшие огромными тиражами. Эти пропагандистские произведения отражали сталинскую военно-политическую доктрину, которая в результате поставила армию и страну на край гибели.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война, в их стихах – мотив жертвенности.

В апреле 1941 года Павел Коган, молодой талантливый поэт, погибший на войне в 1942, написал:

Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
И, задохнувшись “Интернационалом”,
Упасть лицом на высохшие травы. 
И уж не встать, и не попасть в анналы, /аналог летописи/
И даже близким славы не сыскать.

Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые строки: “Я с детства не любил овал! // Я с детства угол рисовал!” (1936). Известная всем, ставшая народной песней романтиков “Бригантина” (“Надоело говорить и спорить, // И любить усталые глаза...”) – тоже его (1937 год). В этом же 1937 году им написано тревожное стихотворение “Звезда”.

(Стихотворения читают ученики):

Светлая моя звезда,
Боль моя старинная. 
Гарь приносят поезда 
Дальнюю, полынную.
От чужих твоих степей,
Где теперь начало
Всех начал моих и дней 
И тоски причалы
Сколько писем нес сентябрь,
Сколько ярких писем... 
Ладно – раньше, но хотяб
Сейчас поторопиться. 
В поле темень, в поле жуть –
Осень над Россией.
Понимаюсь. Подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо.
Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя. Звезда.
Боль моя старинная.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – "Священная война" на стихи Василия Лебедева-Кумача

(Отрывок из песни прослушать в записи.)

Почему эта песня стала легендарной?

(Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа “народной” и “священной”, песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.)

Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.

Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914–1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, – неприкрашенная война:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она 
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела; 
Это – боль головная, что ломит висок; 
Это – юность моя, что в окопах истлела; 
Это – грязных, разбитых дорог колеи; 
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет 
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.
1942

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Стихотворению Иосифа Уткина (1903– 1944) предпослан эпиграф из Н.А. Некрасова: “...Не жаль ни друга, ни жены, // Мне жаль не самого героя”.

Из письма

Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою, 
Я помню не его обиды, 
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно 
Его обманчивый уют.
Он мертв уже. Ему не больно, 
А их еще...письмом убьют!
1942

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова “Жди меня”

(Прослушать стихотворение в записи.)

Это стихотворение переписывали, знали наизусть.

В чем сила этого стихотворения?

Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов “жди меня”, “жди”.

Константин Симонов (1915–1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты “Красная звезда”, переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”

(Прослушать в записи.)

Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: “Мы вас подождем”. “Усталые женщины”, “деревни, деревни, деревни с погостами” – родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся “за в бога не верящих внуков своих”. И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.

Досада, злость, яростное желание отмщения в стихотворении Симонова “Убей!”. По прошествии лет мы можем ужаснуться такому постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить возможна ли была победа?

Образ России в ее единстве – в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила Исаковского: “Катюша”, написанная еще в 30-е годы и по-новому зазвучавшая в годы войны, “До свиданья, города и хаты”, “Ох, туманы мои, растуманы”, “В лесу прифронтовом”, “Огонек”

(Прослушать в записи на выбор.)

Поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину. Вспомним стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”, в котором символом родины выступает “русская речь, великое русское слово”.

У Ольги Берггольц, так же, как у Анны Ахматовой, был свой счет к советской власти, принесшей ей много горя: “проработки”, “исключения”, тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой “Февральский дневник”:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже ленинградская вдова.

Как чувства выражены в этих строках?

Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замерзшие, замершие в душе.

Но тот, кто не жил с нами, – не поверит,
что в сотни раз почетней и трудней
в блокаде, в окруженье палачей 
не превратиться в оборотня, в зверя...
Я никогда героем не была. 
Не жаждала ни славы, ни награды. 
Дыша одним дыханьем с Ленинградом, 
я не геройствовала, а жила.

Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: “Бой идет святой и правый, // Смертный бой не ради славы, // Ради жизни на земле” (А. Твардовский).

Заключительное слово учителя

— Итак, с самого начала войны советские писатели почувствовали себя мо-

билизованными и призванными. «Каждый советский писатель готов все свои

силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» — эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью.Богатый гражданский опыт литературы периода Великой Отечественной войны оказал заметное влияние на последующее развитие литературы. Это выразилосьв послевоенной литературе не только в том, что художники слова постоянно обращались к теме Великой Отечественной войны, раскрывая всё новые и новые аспекты, возвращая из небытия имена неизвестных героев, освещая множество

героических событий, сохранившихся в народной памяти, но и более широко.

Рекомендация: прослушать песню Алексея Фатьянова “Соловьи”.

Домашнее задание.

Прочитать статью учебника о прозе военных лет, перечитать повесть В. Некрасова “В окопах Сталинграда”.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!