СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная на тему: "Рассказы и басни Льва Николаевича Толстого".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной гостиной может быть интересен школьным библиотекарям, учителям начальных классов. Материал способствует развитию интереса к рассказам и басням Льва Толстого.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная на тему: "Рассказы и басни Льва Николаевича Толстого".»

Л.Н. Толстой. Рассказы и басни.


(сценарий литературной гостиной)


Цели:


Общеобразовательная: формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать.

Развивающая: развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас и читательский опыт учащихся. Отрабатывать навык выразительности.

Воспитательная: воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом; способствовать развитию доброго отношения к людям; воспитывать чувство дружбы, сопереживания.


Оборудование: на экране портрет писателя.

Эпиграф: « Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Л.Н.Толстой. 

Выставка книг писателя.

Ход мероприятия:


  1. Организационный момент.


Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня я приглашаю всех в литературную гостиную. Она посвящается великому писателю, которого помнит и любит не одно поколение людей не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Вы догадались, о ком я говорю? Да это Лев Николаевич Толстой. Книги Льва Николаевича Толстого читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, эти книги читаете сейчас и вы, потом их читать будут ваши дети и внуки и учиться добру, любви, справедливости, уважению к взрослым.


 Ампилова Люба


Книги учат детей

Всем премудростям жизни -

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


Толстой прожил 82 года. Он умел разговаривать с детьми, знал много сказок. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Полное собрание сочинений писателя составляет 90 томов. Его книги переведены на разные языки. Более 100лет читают их люди во всем мире.



А чтобы вы смогли больше узнать о жизни и творчестве Льва Николаевича, я предлагаю вам посетить Ясную Поляну.

презентация

2.Показываю видео

А вы думаете, он был только писателем? Еще он был справедливым и мудрым учителем. Давайте еще раз скажем спасибо всем учителям

Чтение стихотворений

Марьина Рита


3.Звук запряженных лошадей Я думаю, кто-то спешит к нам в гости.

       Девочка из Ясной Поляны - Сигель Вероника


Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было нельзя. За каменной оградой был старинный парк, дальше берёзовая аллея, пруд- вот и всё, что можно было увидеть. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

Вот удивились мы , ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! Думали-гадали, зачем зовёт нас граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

В городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходим на праздники в церковь...

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Мы подошли к белому графскому дому и остановились.

Двухэтажный дом показался нам огромным ведь сами-то мы выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Мы стояли и ждали графа.

Граф вышел на крыльцо - плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - меня зовут... (Львом Николаевичем), так и зовите меня».

- Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками? Сейчас и мы поиграем в эту игру.


   Дети исполняют песню


4.Библиотека любимых книг

Обзор книг Л.Толстого

Как вы думаете, умеют ли животные дружить?

О трогательной дружбе льва и собачки читайте в этой книге.

Ответы детей?

А заботиться о своих птенцах. Всегда ли правильно поступают люди по отношению к животным?

Наши малыши могут прочитать сказку 3 медведя

- Чему же учат детей рассказы Толстого? (дружбе, взаимовыручке и т.д.)

Мы с вами говорили о том, что Лев Толстой сам написал Азбуку. В этой книге вы найдете сказки, были, басни. В книге много рисунков.


В сборнике Льва Толстого Филипок также много рассказов, басен и былей Толстого. В книге есть красивые цветные иллюстрации.

Ребята постарше могут прочитать Рассказ Кавказский пленник

Учитель: Толстой писал не только сказки, рассказы и басни, но и сочинял для детей загадки.

Вы любите разгадывать загадки? Сейчас проверим.


Маленький Ерофейка

Подпоясан коротенько,

По лавкам скок-скок

И его в уголок. (Веник)


На дворе горой,

А в избе водой. (Снег)


Один льет,

Другой пьет,

Третий растет. (дождь, земля, трава)



   Давайте подойдем к выставке картин (рисунки ребят)      

Узнайте к каким произведениям они сделаны?  

  1. Выставка картин

  2. Физкультминутка

«Во кузнице»

  1. Доскажи фразу

Учитель

Толстой в своих книгах писал фразы, которые стали крылатыми.

До сих пор люди помнят их и удивляются их точности.

1.Искать большого счастья- малое потерять.

2. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

3.Волков бояться, в лес не ходить.

4. Под лежачий камень вода не потечет.


Во времена Льва Толстого люди любили ходить в театры. Вот и сейчас ребята покажут сценки по произведениям писателя.

  • Инсценирование рассказа « Косточка». 3 группа 4 класс

- Как вы охарактеризуете мальчика Ваню?

Косточка (рассказ)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
—Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.


  • Инсценирование рассказа « Ученый сын ». 2группа


Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.


  • Инсценировка рассказа «Котенок» 6 группа

Инсценировка рассказа «Мышь полевая и мышь городская» 4 группа


«Бюро находок»

Слива «Косточка»

кукла « Пожарные собаки»

птичка-игрушка («Лев и собачка»)


шапка-ушанка («Филиппок»)

обезьянка («Прыжок»)


Толстой дал своему внуку уроки жизни. Как вы их понимаете?


Делай по возможности все сам, не будь «барином».

Не будь назойлив.

Будь внимателен.

Не надо жадничать.

Будь тверд и стоек.

В игре, в спорте, в труде- будь разумен.

Будь организованным.

Глубоко вникай в то, что тебе преподается.

Имей свое мнение.

Эти уроки пригодятся и вам.



8.      Викторина. 

- А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину и посмотрим, на сколько внимательны вы были, читая рассказы Л.Н. Толстого.

1) В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» (Лгун)

2) В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак? (Котёнок)

3) Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. (Филиппок)

4) В каком рассказе из-за того, что скрыли правду, погибла кормилица семьи? (Корова)

5) В каком рассказе девочка Маша развела костёр в сенях? (Пожар)

6)  С девочкой из какого рассказа, когда она переходила дорогу, случилась беда? (Девочки и грибы).

7. В каком городе произошёл случай, описанный в рассказе "Лев и собачка"?
а) в Москве б) в Лондоне в) в Париже г) в Киеве
8. Какую птичку держал Серёжа в клетке в рассказе "Птичка"?
Тесты
9) чижа б) соловья в) воробья г) грача
3. У берега какого континента стоял корабль в рассказе "Акула"?
а) Америки б)Австралии в) Африки г) Антарктиды
10.. Имя брата Филиппа в рассказе "Филиппок" ?
а) Ваня б)Слава в) Федя г) Костя
11. Сколько котят родилось у кошки из были "Котёнок"? Пять

12.Лесной хищник из басни "Два товарища" (медведь)
Что купила мама в рассказе "Косточка"(сливы)

13. Два настоящих друга, живших вместе в одной клетке? (лев и собачка)

В какой усадьбе родился Л.Н.Толстой? (Ясная поляна)
Морское чудовище, чуть не проглотившее купающихся мальчиков? (акула)
Кого спас Боб в рассказе "Пожарные собаки"? (девочку)


9.      Итог праздника

- Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н. Толстой?

- Чему же учат нас произведения Толстого?

А сейчас ребята подведут итог нашего урока.

Которев Никита

(Чтение подготовленными учащимися стихотворения)

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Фоменко Виолетта

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель

Праздник подошел к концу.

Чтоб он прошёл не зря

Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были!

Я хочу вам напомнить,

Что день, прожитый без книги-

Потерянный день.

8