СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра по повести А.С. пушкина " Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра направлена на развитие интереса учащихся к литературе. Именно в игровой форме урок проходит непринужденно и интересно. Используются в разработке разные конкуры. Среди них интервью с литературными персонажами : Гриневым, Пугачевым и другими.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра по повести А.С. пушкина " Капитанская дочка"»


Литературная игра по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»

Цели : обобщить и закрепить знания по тексту .

Задачи : научить понимать идейно- художественное богатство повести , учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте ;развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся ; привить интерес к родной классической литературе и любовь к чтению .

Предварительная подготовка : три команды по 7 – 8 человек , возможны названия команд, выбран капитан команды , определён состав жюри , оформлен кабинет.

Эпиграф: « В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». (Н.В.Гоголь)

Ход игры :

1. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина , которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная , притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя , на которой присутствовал Пушкин.

Сегодня мы проверим , кто лучше всех разобрался в тексте , кто лучше запомнил, кто увидел то , что другие не заметили.


2. Вопросы игры .

1 . Разминка. Блиц опрос.

- Давайте вспомним страницы романа и постараемся быстро и правильно ответить на вопросы ( вопросы задаются попеременно каждой команде , в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде )

А) Как зовут главного героя? ( Пётр Андреевич )

Б) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного ? ( Савельич)

А) Для Петруши был нанят француз …( мосье Бопре)

Б) Кем был Бопре в своём отечестве ? ( парикмахер)

А) Батюшка вошёл на урок …( географии)

Б) В это время Гринёв …( прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

А) А Бопре…( спал на кровати сном невинности)

Б) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? ( капитану Зурину)

А) Имя офицера , разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство ? ( Швабрин )

Б) Кем провозгласил себя Пугачёв ? ( царём Петром 3 )


2 . Угадай портрет.

- Мы привыкли к тому , что слово портрет больше относится к изобразительному искусству или фотографии , но литература своего рода тоже искусство , искусство слова . Вот и попытаемся угадать словесный портрет героев романа ( зачитывается портрет попеременно каждой команде, в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде )

  1. Наружность его показалась мне замечательна : он был лет сорока , росту среднего , худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. ( вожатый – Пугачёв)

  2. Дверь отворилась , и ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Он был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен.

( Швабрин)

  1. Увидел я высокого барина , лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. ( ротмистр Зурин)

  2. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло- русыми волосами. Гладко зачёсанными за уши , которые у ней так и горели. С первого взгляда она мне не очень понравилась.

  3. Ему казалось лет за семьдесят . У него не было ни носа, ни ушей. Голова была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос ; он был маленького росту , тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. ( Башкирец)

  4. Дама сидела на скамейке противу памятника. Она была в белом утреннем платье , в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её , полное и румяное, выражало важность и спокойствие , а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. ( императрица)


3. Фанты .

- Все вы знаете детскую игру « Фанты» . Вот я тоже хочу с вами провести эту мини – игру. Я называю предмет, а вы должны ответить , кому принадлежит этот предмет, как связан этот предмет с событиями и героями повести ?

  1. Придворный календарь ( отцу Андрею Петровичу)

  2. Бильярдный кий ( Зурину)

  3. Заячий тулуп ( Петру ,а потом Пугачёву )

  4. Китайчатый халат ( капитану Ивану Кузьмичу Миронову )

  5. Тетрадка со стихами ( Петру )

  6. Белая собачка английской породы ( императрице)


4. Сон в руку или ассоциация ( задание командам на время ).

- Наверное, многие из вас иногда пытались разгадать значение сна или понять смысл сказки или притчи . Сейчас мы проверим , как вы умеете это делать .Команды по жребию выбирают задание. Через 2-3 минуты один участник команды отвечает на вопрос , оценивается правильность и подробность ответа .

  1. Вспомните сон Петруши . Почему этот сон считается пророческим ? Докажите.

  2. Вспомните калмыцкую сказку , рассказанную Пугачёвым . Как вы понимаете её иносказательный смысл ?

5 .Конкурс капитанов . Интервью.

- Капитанам предлагается выбрать по жребию одного из героев.( Пётр Гринёв , Маша Миронова , комендант крепости Иван Кузьмич , Швабрин , Пугачёв , Василиса Егоровна )

Примерные вопросы :


Пётр Гринёв :

- Кто были вашими учителями и как проходило ваше обучение ?

- Какие напутственные слова сказал вам ваш отец , отправляя вас на службу ?

- Как вы отблагодарили вожатого ?

- Из-за чего и с кем произошёл поединок ?

- Какие отношения вас связывали с Машей Мироновой , после какого события вы это поняли ?

- Как вы думаете , почему Пугачёв вас пощадил ? Только ли из-за заячьего тулупа ?

- За что вас арестовали ?

- Какова ваша дальнейшая судьба ?

- Каково ваше отношение к Пугачёву ?


Маша Миронова :

- Какой вы были до того , как известные события перевернули всю вашу жизнь ?

- Как вы думаете , почему Швабрин распускал про вас нехорошие слухи ?

- Как вы относились к Петру Гринёву ?

- Почему вы не захотели выйти замуж за Петра без родительского благословения ?

- По какой причине вы несколько дней провели в беспамятстве ?

- Благодаря кому вы остались живы?

- Какую роль в вашей судьбе сыграл Пугачёв?

-Для чего вы отправились в Петербург?

- Какова ваша дальнейшая судьба?


Иван Кузьмич :


- Где и каким вас впервые увидел Пётр Гринёв ?

- Признайтесь честно , кто же всем заправлял в крепости ?

- За что Василиса Егоровна велела посадить Гринёва и Швабрина « на хлеб и воду» ?

- Как вы восприняли весть о приближении войск Пугачёва ?

- Почему вы хотели удалить из крепости Василису Егоровну и Машу , удалось ли это ?

- Ваши действия при осаде крепости ?

- Как с вами поступил Пугачёв и за что ?


Швабрин :


- Как вы появились в Белогорской крепости ?

- Какие сначала отношения у вас были с Гринёвым ?

- Почему вы пытались очернить Машу в глазах Петра ?

- Как вы отнеслись к стихам Петра ? Что за этим последовало ?

- Как вам удалось победить Петра Гринёва в поединке ?

- Ваши действия после взятия крепости войсками Пугачёва ?

- Какую роль сыграл Пугачёв в вашей жизни ?


Василиса Егоровна :


- Как вы встретили Петра Гринёва ?

- У всех сложилось мнение , что именно вы управляете всем в крепости , согласны вы с этим мнением ?

- Как вы восприняли поединок между Гринёвым и Швабриным ?

- Удалось ли Ивану Кузьмичу провести военный совет без вашего присутствия ?

- Почему Иван Кузьмич хотел вас с Машей удалить из крепости перед тем , как её захватит Пугачёв ? Если бы это было возможно , оставили бы вы Ивана Кузьмича ?

- Ваша судьба после захвата Белогорской крепости войсками Пугачёва ?


Пугачёв :


- При каких обстоятельствах вы впервые знакомитесь с Петром Гринёвым ?

- Как отблагодарил вас Гринёв ?

- Кем вас представляет правительство ? А кем вы себя провозгласили ?

- Как вас встретили в Белогорской крепости ?

- Вы жестоко обошлись с комендантом , помощником коменданта , его женой , почему же помиловали Петра Гринёва ? Только ли из-за заячьего тулупа , который вам был к тому же мал ?

- Для чего вы рассказали Петру калмыцкую сказку . что этим хотели сказать ?

- Ваша роль в судьбе Марьи Ивановны ?

- Ваша дальнейшая судьба ?


6 .Допиши словечко ( командная игра ).

- Вы хорошо справились с прошлыми заданиями , подробно устно отвечали на вопросы . Теперь предстоит проверить , как вы помните отдельные моменты повести . Вам нужно дописать недостающие слова .

1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне ………… лет .Тут судьба моя переменилась.

2) « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».

3) « Хорошо , -сказал я хлоднокровно , - если не хочешь дать полтину , то вынь ему что-нибудь из моего платья . Он одет слишком легко. Дай ему мой ……..»

4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь , чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………

5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …………………………,но узенькие глаза его сверкали …………

6) Комендант , изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты……………….., слышь ты !»

Текст для проверки :

1) Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне 17 лет .Тут судьба моя переменилась.

2) « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».

3) « Хорошо , -сказал я хлоднокровно , - если не хочешь дать полтину , то вынь ему что-нибудь из моего платья . Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп

4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь , чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей колечко.

5) Никогда не забуду этого человека. У него не было ни ушей , ни носа,но узенькие глаза его сверкали еще огнем .

6) Комендант , изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты !»



- Пока команды думают над ответом , проводится игра с болельщиками . Ответы зачисляются в копилку команд .


3. Заключительное слово учителя

- Это было последнее испытание для команд и болельщиков . Мы сейчас подведем итоги ( или это делает жюри , если оно предварительно выбрано ) . Все команды хорошо подготовились к этому мероприятию , сейчас мы узнаем , кто же стал лучшим . Я надеюсь, что мероприятие вам понравилось


4. Подведение итогов , награждение победителей









Использованная литература и интернет-ресурсы :

А.С.Пушкин « Капитанская дочка»

Иллюстрации к повести :

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=49564d0e.jpg

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428623ca.jpg

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428a604d.jpg

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428c8cae.jpg

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=49565c03.jpg

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=495762d5.jpg


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!