СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 1 класс. Небылицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить с жанром небылицы, понаблюдать, как используют небылицу поэты в своих произведениях, как шутку, повторить ранее изученные жанры;

развивать наблюдательность по обнаружению примет различных жанров;

воспитывать интерес к фольклорным жанрам.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 1 класс. Небылицы»

Трофимова Наталья Вячеславовна

Учитель начальных классов

ГБОУ школа 569



План – конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК «Перспектива»,

Тема урока: Небылица в поэзии.

Цель урока: Познакомить с жанром небылицы, понаблюдать, как используют небылицу поэты в своих произведениях, как шутку, повторить ранее изученные жанры;

развивать наблюдательность по обнаружению примет различных жанров;

воспитывать интерес к фольклорным жанрам.

1.Повторение ранее изученных фольклорных жанров.

1. Путешествуя по литературному чтению, мы знакомились с различными фольклорными жанрами.

2. Посмотрите на экран. Эти облака плывут к нам с огородов Бабы Яги. Какое облако лишнее и почему? Слайд № 1. (лишнее слово – рифма. Рифма – это созвучные концы слов, а все остальные слова обозначают названия жанров.)

4. А что такое закличка? (это обращение к природе).

5. Какие заклички вы знаете?

6. Кто помнит считалку мышат? (динамический момент)

7. Какая сказка называется докучной? (надоедливая, не имеющая конца)

8. Кто может рассказать такую сказку?

9. Инсценировка докучной сказки «Про белого бычка».

2. Динамический момент.

1. А где мы познакомились с рифмой? (в пещере Эхо). С каким жанром познакомились в пещере Эхо? (со стихами). Можно ли без рифмы сочинить стихи? Игра «Найди рифму». Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч. По сигналу «Стоп» передача мяча прекращена. Тот человек, у которого в это время оказался в руках мяч, должен придумать рифмованные слова.

3. Работа по теме урока.

1. Слайд № 2. В этих волшебных домиках живут фольклорные жанры, но они заблудились и не могут попасть в свои дома. Помогите им.

2. Кто живее в доме № 1? Закличка. Найдите её. (Дети читают закличку, и она заселяется в свой домик). Так же заселяются и остальные жанры, кроме четвертого домика.

3. Постановка проблемной задачи - А кто же живёт в четвертом домике? (подвести детей к понятию «Небылица»).

4. А что же такое небылица? (это описание того, чего не бывает на самом деле и быть не может)

5. Тема нашего урока – небылица в поэзии. Слайд № 3.

6. Многие поэты используют жанр небылицы в своих стихах, чтобы сделать их смешными, добавить к ним шутку и юмор. На следующих уроках мы познакомимся с небылицей, как фольклорным жанром, прочитаем небылицы, придуманные народом, а сегодня прочитаем стихи различных поэтов, которые помещают небылицу в свои произведения.

4. Работа с учебником.

1. Чтение в учебнике первой части стихотворения Б. Заходера «Где поставить запятую?».

2. К какому жанру можно отнести это стихотворение? (небылица)

3. Почему?

4. А теперь автор всего лишь переставил запятую. Прочитайте, что из этого вышло?

5. Чтение второй части стихотворения. Текст выделен голубым и белым цветом.

6. Что исчезло после перестановки запятой? (небылица и рифма).

7. Оказывается, запятая играет очень важную роль в записи текста. И её никогда нельзя терять при письме.

5. Динамический момент.

1. Слайд № 4. Прочитайте слова, которые вы видите на экране (дети читают стоя - бутон, батон, бидон, питон, бетон). А теперь, хлопая руками, прочитаем все слова быстрее, затем еще быстрее.

6. Работа с тетрадью на печатной основе.

1. Как можно назвать то, что вы сейчас прочитали? (скороговорка).

2. Почему? (трудно произносить быстро)

3. Что такое бутон? Батон? Бидон? Питон? Бетон?

4. Какие слова рифмуются между собой?

5. Прочитайте первую часть стихотворения Н. Матвеевой «Путаница».

6. Подчеркни рифмующиеся слова в выделенных строчках. Кто не нашел таких слов – можно встать и подойти посмотреть у ребят, которые нашли нужные строчки.

7. Прочитайте вторую часть этого стихотворения.

8. Миша считает, что это – считалка. Подчеркни одной чертой слова, на которые обратил внимание Миша.

9. Маша считает, что это – небылица, потому что такого не бывает. Подчеркни двумя чертами выражения, на которые обратила внимание Маша.

7. Итог урока.

1. С каким жанром мы познакомились на уроке? (с небылицей)

2. Что же такое – небылица?

3. Какие авторы используют небылицу в написании своих стихов? Прочитайте их фамилии в учебнике и тетради. (Б. Заходер, Н. Матвеева)

4. А могут быть небылицы без рифмы?

5. А вы сами можете придумать небылицу? Не обязательно в стихотворной форме. (варианты ответов)

6. Пока вы придумывали небылицы, волшебница Анишит Йокоп прислала вам зашифрованную телеграмму. Кто расшифрует, что здесь написано? Слайд № 5. Ыцдолом! Обисапс! (Молодцы! Спасибо!)

5. Самым активным участникам сегодняшнего урока Анишит Йокоп дарит волшебную ромашку с огородов Бабы Яги.

6. Рефлексия. Помашите своими ромашками те, кто остался доволен уроком, своими ответами, у кого хорошее настроение.