СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение А. Куприн "Скворцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока внеклассного чтения А. Куприн "Скворцы" в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение А. Куприн "Скворцы"»

Внеклассное чтение.

Тема урока: А.И. Куприн «Скворцы».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения  А.Куприна «Скворцы».

Задачи урока:

Образовательная – формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;

Развивающая– расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательная - воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Информационные умения:

умение находить информацию;

умение представлять информацию в разной форме;

соотнесение разных видов информации   (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);

умение находить  ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.

Коммуникативные умения:

умение четко и грамотно выражать свои мысли;

умение аргументировать своё мнение;

умение принимать позицию другого;

умение задавать вопросы;

умение отвечать на вопросы.

Регулятивные умения:

умение контролировать способ чтения других учеников;

умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;

умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).

Личностные результаты:

умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;

умение терпимо относиться к советам, рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

Оборудование:, мультимедийная презентация, инфографика, аудиозапись произведения, «Голоса птиц. Скворец» , карточки «Сравнительная характеристика скворцов и воробьёв», «Сенквейн» , текст рассказа у каждой группы, поделённый на три части.

Класс поделён на три группы. Каждая группа получила предварительное задание (за 2-3 дня до урока): прочитать свою часть текста, подготовить устный рассказ на темы:

1 гр. – «Трудности перелёта скворцов»

2 гр. – «Как скворцы выселяют воробьёв»

3 гр. – «Как скворцы защищают свои дома»

Группы также находят в своей части незнакомые слова и предполагают их значение.

Ход урока:


  1. Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Знакомство с жизнью и творчеством А.И. Куприна. Краткая биография. Инфографика.

- Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.

Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Куприна «Скворцы»

- Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).

3. Актуализация знаний. Сообщения групп.

- Дома вы проделали предварительную работу, подготовив интересные сообщения о жизни скворцов, и сейчас я попрошу вас их озвучить. (В конце каждого рассказа проводится словарная работа).

Словарная работа

  • Беспечный - беззаботный, легкомысленный.

  • Истребить – уничтожить, погубить.

  • Плешина – лысина.

  • Становище – место стоянки.

  • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

  • Рубка – надстройка на палубе.

  • Застреха - в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.

  • Подзадоривают – побуждают к действиям.

  • Взмывали – высоко взлетали.

  • Верста – старинная мера длины

  • Сажень - старинная мера длины

  • Любезность – оказание приятной услуги

  • Чётки –бусы для перебирания пальцами

  • Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.

  • Конница - конное войско.

  1. Организация исследовательской деятельности.

    1. Выдвижение гипотезы.

- Почему люди строят именно скворечники? Почему скворцов называют пародистами, пересмешниками? (предположения детей, работа в группах)

4.2. Слушание аудиозаписи по частям. Постановка задания группам перед прослушиванием. Члены групп слушают с листочками и делают пометки (знаю, хочу узнать, удивило).

1 часть до слов «…И так мы дожидались скворцов»

1 гр. О каких первых признаках весны говорит автор?

2 гр. Почему прибрежные маяки бывают гибельными для птиц?

3 гр. Какое поверье есть у моряков в отношении птиц?

Обсуждение услышанного, анализ пометок.

Выборочное чтение:

- Что служит спасением для птиц в море?

- В чём заключается мудрость птиц?

- Как быстро передвигаются скворцы? (80 вёрст за час)

- Что нового вы узнали? С какой ещё информацией хотелось бы ознакомиться?

2 часть до слов «Лучше всего наблюдать скворца рано утром»

1 гр. Как люди готовились к прилёту скворцов?

2 гр. Как вели себя скворцы после прилёта?

3 гр. Как скворцы охотятся за своей добычей?

- Почему автор использовал слово «закричал», а не «сказал» о прилёте скворцов? (передать радость людей)

- Какое ещё слово подтверждает ожидание людьми скворцов? (наконец)

- Почему воробьям не удаётся вернуть гнездо? (ветреная, пустая, несерьёзная птица)

- Какую пользу приносят людям скворцы? (съедают вредителей в 300 раз больше массы своего тела)

- Как вы думаете, впервые ли скворцы сели на отдых в Одессе? Докажите. (Нет, это их излюбленное место)

- Как обустраивает скворец своё гнездо? (очень глубоко, чтобы кот или вороны не достали)

- Чем отличается охота скворцов от других птиц? (они не ловят насекомых в воздухе, не находят их на деревьях, а ловят на земле и в земле).

3 часть до конца.

1 гр. Как можно подружиться со скворцом?

2 гр. В чём заключаются обязанности скворца, когда самка высиживает птенцов?

3 гр. Почему скворцы хорошие товарищи?

Обсуждение услышанного, анализ пометок.

Выборочное чтение:

- Когда лучше всего слушать песню скворца?

- Сколько времени самка сидит в гнезде?

- Чем отличается в этот период пение скворца?

- Когда скворцы покидают гнёзда?

- Что является первым экзаменом для молодых скворцов?

- Какие сведения были для вас новыми? Что удивило?

Слушание голоса скворца (аудозапись)

4.3. Работа с карточками. Составление сравнительной характеристики.

Скворцы


Воробьи


Милые, весёлые общительные птицы

Плут, воришка, забияка

Радостные вестники весны

Драчун, сплетник, первейший нахал

Лезет в чужое гнездо

Первые перелётные гости

Степенно чистят клювом пёрышки

Ерошится, прыгает, блестит глазками

Кричит на всю вселенную

Пустая, несерьёзная птица

Деловой, суетливый, забавный




- Говорит ли автор прямо о своём отношении к скворцам и воробьям? (Нет) А можно ли это понять? Подтвердите словами из текста.

5. Вывод.

- Какую особенность вы заметили в этом рассказе? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. 

- Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком? (Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).

- Попробуем сформулировать ответ на наши вопросы, поставленные в начале урока:

Люди любят скворцов за то, что они приносят на крыльях весну, радуют людей своим прилётом. Помогают человеку в уничтожении вредителей. А так как скворцы в природе живут в дупле, на всех домиков не хватает, и люди помогают птицам, вывешивая скворечники, тем самым привлекая птиц в сады.

Скворцы умеют передразнивать других птиц и животных, за это их называют пародистами или пересмешниками.

6. Итог урока:

-  Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).

Составление сенквейна

Скворцы Воробьи

Весёлые, общительные Хитрые, легкомысленные

Щебечут, трескочут, суетятся Прыгают, ерошатся, дерутся

Скворцы – радостные вестники весны Воробьи занимают чужие гнёзда

Пародисты Забияки


Рефлексия (карточки)

Домашнее задание. Написать эссе на тему «Что нового я узнал о скворцах?» , «Почему скворцы заслуживают уважения?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!