Внеклассное чтение.
Тема урока: А.И. Куприн «Скворцы».
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения А.Куприна «Скворцы».
Задачи урока:
Образовательная – формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;
Развивающая– расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательная - воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Информационные умения:
умение находить информацию;
умение представлять информацию в разной форме;
соотнесение разных видов информации (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);
умение находить ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.
Коммуникативные умения:
умение четко и грамотно выражать свои мысли;
умение аргументировать своё мнение;
умение принимать позицию другого;
умение задавать вопросы;
умение отвечать на вопросы.
Регулятивные умения:
умение контролировать способ чтения других учеников;
умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;
умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
Личностные результаты:
умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;
умение терпимо относиться к советам, рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.
Оборудование:, мультимедийная презентация, инфографика, аудиозапись произведения, «Голоса птиц. Скворец» , карточки «Сравнительная характеристика скворцов и воробьёв», «Сенквейн» , текст рассказа у каждой группы, поделённый на три части.
Класс поделён на три группы. Каждая группа получила предварительное задание (за 2-3 дня до урока): прочитать свою часть текста, подготовить устный рассказ на темы:
1 гр. – «Трудности перелёта скворцов»
2 гр. – «Как скворцы выселяют воробьёв»
3 гр. – «Как скворцы защищают свои дома»
Группы также находят в своей части незнакомые слова и предполагают их значение.
Ход урока:
Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Знакомство с жизнью и творчеством А.И. Куприна. Краткая биография. Инфографика.
- Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.
Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Куприна «Скворцы»
- Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).
3. Актуализация знаний. Сообщения групп.
- Дома вы проделали предварительную работу, подготовив интересные сообщения о жизни скворцов, и сейчас я попрошу вас их озвучить. (В конце каждого рассказа проводится словарная работа).
Словарная работа
Беспечный - беззаботный, легкомысленный.
Истребить – уничтожить, погубить.
Плешина – лысина.
Становище – место стоянки.
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Рубка – надстройка на палубе.
Застреха - в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
Подзадоривают – побуждают к действиям.
Взмывали – высоко взлетали.
Верста – старинная мера длины
Сажень - старинная мера длины
Любезность – оказание приятной услуги
Чётки –бусы для перебирания пальцами
Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
Конница - конное войско.
Организация исследовательской деятельности.
Выдвижение гипотезы.
- Почему люди строят именно скворечники? Почему скворцов называют пародистами, пересмешниками? (предположения детей, работа в группах)
4.2. Слушание аудиозаписи по частям. Постановка задания группам перед прослушиванием. Члены групп слушают с листочками и делают пометки (знаю, хочу узнать, удивило).
1 часть до слов «…И так мы дожидались скворцов»
1 гр. О каких первых признаках весны говорит автор?
2 гр. Почему прибрежные маяки бывают гибельными для птиц?
3 гр. Какое поверье есть у моряков в отношении птиц?
Обсуждение услышанного, анализ пометок.
Выборочное чтение:
- Что служит спасением для птиц в море?
- В чём заключается мудрость птиц?
- Как быстро передвигаются скворцы? (80 вёрст за час)
- Что нового вы узнали? С какой ещё информацией хотелось бы ознакомиться?
2 часть до слов «Лучше всего наблюдать скворца рано утром»
1 гр. Как люди готовились к прилёту скворцов?
2 гр. Как вели себя скворцы после прилёта?
3 гр. Как скворцы охотятся за своей добычей?
- Почему автор использовал слово «закричал», а не «сказал» о прилёте скворцов? (передать радость людей)
- Какое ещё слово подтверждает ожидание людьми скворцов? (наконец)
- Почему воробьям не удаётся вернуть гнездо? (ветреная, пустая, несерьёзная птица)
- Какую пользу приносят людям скворцы? (съедают вредителей в 300 раз больше массы своего тела)
- Как вы думаете, впервые ли скворцы сели на отдых в Одессе? Докажите. (Нет, это их излюбленное место)
- Как обустраивает скворец своё гнездо? (очень глубоко, чтобы кот или вороны не достали)
- Чем отличается охота скворцов от других птиц? (они не ловят насекомых в воздухе, не находят их на деревьях, а ловят на земле и в земле).
3 часть до конца.
1 гр. Как можно подружиться со скворцом?
2 гр. В чём заключаются обязанности скворца, когда самка высиживает птенцов?
3 гр. Почему скворцы хорошие товарищи?
Обсуждение услышанного, анализ пометок.
Выборочное чтение:
- Когда лучше всего слушать песню скворца?
- Сколько времени самка сидит в гнезде?
- Чем отличается в этот период пение скворца?
- Когда скворцы покидают гнёзда?
- Что является первым экзаменом для молодых скворцов?
- Какие сведения были для вас новыми? Что удивило?
Слушание голоса скворца (аудозапись)
4.3. Работа с карточками. Составление сравнительной характеристики.
Скворцы | | Воробьи |
| Милые, весёлые общительные птицы Плут, воришка, забияка Радостные вестники весны Драчун, сплетник, первейший нахал Лезет в чужое гнездо Первые перелётные гости Степенно чистят клювом пёрышки Ерошится, прыгает, блестит глазками Кричит на всю вселенную Пустая, несерьёзная птица Деловой, суетливый, забавный | |
- Говорит ли автор прямо о своём отношении к скворцам и воробьям? (Нет) А можно ли это понять? Подтвердите словами из текста.
5. Вывод.
- Какую особенность вы заметили в этом рассказе? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком.
- Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком? (Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).
- Попробуем сформулировать ответ на наши вопросы, поставленные в начале урока:
Люди любят скворцов за то, что они приносят на крыльях весну, радуют людей своим прилётом. Помогают человеку в уничтожении вредителей. А так как скворцы в природе живут в дупле, на всех домиков не хватает, и люди помогают птицам, вывешивая скворечники, тем самым привлекая птиц в сады.
Скворцы умеют передразнивать других птиц и животных, за это их называют пародистами или пересмешниками.
6. Итог урока:
- Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).
Составление сенквейна
Скворцы Воробьи
Весёлые, общительные Хитрые, легкомысленные
Щебечут, трескочут, суетятся Прыгают, ерошатся, дерутся
Скворцы – радостные вестники весны Воробьи занимают чужие гнёзда
Пародисты Забияки
Рефлексия (карточки)
Домашнее задание. Написать эссе на тему «Что нового я узнал о скворцах?» , «Почему скворцы заслуживают уважения?»