СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение.Стихотворения И. Гамазковой «Живая азбука» и С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение.Стихотворения И. Гамазковой «Живая азбука» и С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».»

                                                       

Тема: Стихотворения И. Гамазковой

«Живая азбука»

и С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».



Ход урока

-Давайте проверим готовность к уроку. Я вам загадываю загадки, а вы мне ответ на загадку. Приготовьтесь.


1.Два братца через дорогу живут, друг дружку не видят. (Глаза)

2.Если бы не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

3.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

4.Не лишился друг чтоб слуха,
Не кричи ему ты в.…(ухо)


Молодцы! Я вижу, что все  и всё готово к уроку!


Проверка знаний

-Я сейчас буду читать строчки их стихотворение, которое вы знаете, а вы заканчиваете эти строчки.

Родитель читает стихотворение « Кто как кричит?», а ребенок заканчивает строчки из этого стихотворения.

-А как называется это стихотворение? (« Кто как кричит?»)

-А вы не заметили ничего необыкновенного, когда заканчивали строки? (Звери не правильно издавали звуки)

-Молодцы! В веселых стихотворениях рифма подсказывает неверный по смыслу ответ. Это не страшно, но зато весело и смешно.


Гамазкова Инна в детстве хотела стать врачом. В семь лет ее любимой книгой был «Волшебник изумрудного города». Она веселая, остроумная и доброжелательная.

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Инны Гамазковой.


Знакомство со стихотворением «Живая Азбука»

-Открываем свои учебники на странице 18 (одни восемь). Прочитайте, какая большая тема урока. (Как хорошо уметь читать)

-Да! Сейчас мы познакомимся со стихотворением «Живая Азбука». Я читаю, а вы внимательно слушайте и следите, потому что это стихотворение похоже на прошлое. Вы должны закончить фразу. 


Родитель читает стихотворение.

-Ребята, а о ком говориться в этом стихотворении? (О животных!)

-Каких животных вы назвали? 

Родитель читает предложения, а дети называют животное.

-Что же такого удивительного в этом стихотворении? (Звери не умеют разговаривать, а в стихотворении они умеют.)

-Молодцы! Помогите мне! Я не знаю, кто же из животных ёжиться, а кто ёршится! (Ёжится – еж, а ершится – ерш.)

-Покажите мне, как ежится еж! Дети показывают.

-А теперь покажите, как ершится ерш. Дети показывают.

-Ребята! Запомните это! Еж не может ершиться, а ерш не может ежится!

-А почему стихотворение называется «Живая Азбука»? (Наверно потому, что звери разговаривают!)

-Это тоже верно! Назовите мне первые буквы животных. 

Дети называют буквы.

-Ребята! Как называется это стихотворение? (Живая Азбука)

-Азбука. А что есть в азбуке? (Буквы. Алфавит)

-Правильно, алфавит. Вот и поставьте в правильном порядке эти буквы.

-Давайте, вместе прочитаем буквы.  Хором читают


Беседа об азбуке

 -Ребята! Вы недавно прошли целую азбуку.  Как вы думаете, чем она вам помогла?

- Мы с вами знакомились с буквами, потом научились читать и писать. В азбуке много красивых и интересных картинок. Читали интересные стихотворения, рассказы.


Беседа о творчества С. Маршака

- Ребята! Сейчас я вас познакомлю с новым для вас писателем Самуилом Яковлечем Маршаком. 


Самуил Яковлевич Маршак — русский советский поэт. Родился в Воронеже в семье талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. В гимназии учитель словесности привил любовь к поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Маршак писал детям сказки, стихотворения и загадки. Его стихи очень любят дети. И чему здесь удивляться! Ведь в стихах Маршака особый мир: яркий, разноцветный и радостный. У Маршака есть замечательная книга, а называется она «Занимательная Азбука». Ее страницы очень красочные, а так же занимательный материал. Много стихотворений на данные буквы. Вы обязательно прочитайте эти книги.


Знакомство со стихотворением «Автобус №26»

- Ребята! Посмотрите на страницу 19. Это одно из стихотворений С. Маршака, с которым мы сегодня познакомимся. Называется «Автобус номер двадцать шесть». Стихотворение большое, не такое сложное, но вы внимательно следите за текстом, особенно обращайте внимания на знаки препинания. Давайте сядем ровно, спинки прямые, ножки вместе. 

Родитель с выражением читает стихотворение.

-О ком в этом стихотворении говориться? (О животных, которые ехали в автобусе)

-А что здесь такого необычного?        

-Животные разговаривают и ездят на автобусе, пользуются общественным транспортом.

-Это действительно удивительно. Ребята! А вот чем похожи стихотворения «Живая азбука» на «Автобус №26»? (Там и там животные как люди. Разговаривают)

-А что их различает? (В первом стихотворении звери более дикие, так как живут в лесах и норках, а во втором стихотворении они как люди. Второе очень смешное и непривычное. Там много разных животных)

-А вы обратите внимание на каждую строчку в стихотворении «Автобус №26». Пробегитесь глазками и скажите, что связывает эти буквы?

-Наверно, что каждая строчка начинается с названия животного?

-Нет! Мы сегодня не однократно вспоминали про Азбуку и алфавит. Каждая строчка начинается с буквы Алфавита в определенном порядке. Давайте, вместе узнаем порядок этих букв. Все вместе читаем. 

Родитель и дети называют первые буквы в каждой строчке.

-Правильно ли буквы выстроились в ряд? (В конце порядок неправильный)

-Да, он не правильный. А кто из животных не может обойтись без воды? Найдите и назовите тех животных, которые обитают в воде. (Гиппопотам, дельфин, тюлень)

-А теперь найдите их на картинке.  Назовите мне животных из первых четверостишья. (Баран, верблюд, волк, вол, гиппопотам)

-А как эти звери зашли в автобус? Найдите ответ в тексте.


Работа с текстом.

-Найдите, что говорит индюк, козел, лиса и медведь.

-Кто на ваш взгляд, был очень суров и невоспитан? (Медведь)

-А приличные люди, в нашем случае животные, так ведут? (Нет! Это невоспитанный медведь)

-Найдите в тексте, кто еще был не воспитанным в автобусе. (Рысь, свинья, еж, тюлень, морж, удав, хорек)

-Прочитайте строчки из стихотворения. Дети читают.

-Что сделал жираф? (Он дернул за хвост удава, принял его за шнурок)

-А почему, вы знаете? (Нет)

-Раньше в автобусах были натянуты шнурки. Они служили как сигнал остановки. Пассажиры тянули за него, и раздавался звонок. Водителю был подан знак, чтобы он остановился на останове. Найдите мне жирафа на картинке и удава. Ребята! Прочитайте мне 4 четверостишье. И скажите: Кому петух пропел «Какой герой»? (Орлу)

-Почему именно орлу? (Потому, что орел не боится медведя)

-Ребята! А как пишутся названия зверей на письме? (С маленькой буквы)

-Молодцы! Правильно, с маленькой буквы. В этом стихотворении, так получилось, что название животных начитается с новой строчки, или предложение. А вы знаете, что новое предложение пишется с большой буквы. Найдите мне названия зверей в стихотворении, которые напечатаны с маленькой буквы.

Ребенок работает с текстом.

- Найдите мне на картинке хорька, цыпленка, червяка и шмеля. А теперь найдите мне отрывок из стихотворения, как ведут себя эти звери. 

Дети читают отрывок.

-Ребята, а все знают кто такой щегол? 

Щегол – это птица - Длина тела 12 см. Крылья чёрные с жёлтой полосой, темя чёрное или серое, вокруг клюва красное кольцо.

-Найдите эту птицу на картинке в учебнике.




Выпь - птица семейства цаплевых. Птицы похожа на цаплю. Вы ее быстро узнаете.

-Найдите ее на картинке и в тексте.








Юрок – птица - Величина вьюрка соответствует величине воробья. Они темного цвета. 

-Найдите мне его на картинке и в тексте.

-Давайте полностью прочитаем эти 6 строк.

-Ребята! Скажите мне, пожалуйста, кто закрыл свет выпи?

-Щегол  закрыл свет выпи, уселся он на окно.

-Так, но эму говорит, что закрыл он свет, а выпь говорит, что ей темно. Ребята, а найдите мне на картинке яка. 

Як — крупное животное с длинным телом, относительно короткими ногами, широкими, округлыми копытами и тяжелой, низко посаженной головой. Як похож на быка, но у быка рога отведены назад и нет какой густой шерсти. Но относятся к одному подсемейству.

-Прочитайте мне 1 четверостишья на следующей странице.

Чтение отрывка.

-Вы мне скажите, всех ли знали животных до прочтения этого стихотворения?

-Нет, да!

-Вам было интересно увидеть этих животных?

-Посмотрим на следующие четверостишье. Что до нас хочет донести писатель? (Что мы в транспорте не вели себя плохо и некультурно)

-А с кем он сравнивает пассажиров в автобусе? (С ежом, с медведем, удавом и свиньей)

-А что такого плохого сделали эти звери? Найдите подтверждение в тексте. (Еж спорил со свиньей; медведь сказал, что всех съест; удав кольцом сдавил свинью; свинья тоже спорила с ежом)

-Молодцы! С. Маршак нам наглядно показал, что будет, если пассажиру будут себя так вести, как вели себя эти животные. Если вы будите некультурными и грубыми, то вас будут сравнивать с животными.

-Хорошо! Ребята! А какие знаки препинания вы видите в этом стихотворении? (Запятые; вопросительный знак, он один; вопросительные знаки, 11; двоеточие, дефис)

-А как мы будем читать, если это будет восклицательный знак? (С восклицанием)

-А когда вопрос? (В вопросительной форме)

-А там где мы видим дефис (тире), что это означает? (Диалог)

-То есть это чье-то высказывание, перед которым нужно остановиться и читать с выражением!  Сейчас еще раз будем читать стихотворение.


Задание

1.Ответить на вопросы.


2.Творческое задание.

-У вас будет очень интересное и творческое задание. Создадим классом свою маленькую азбуку. Назовем ее «Азбука цветов».

  • Для этого нам нужно распределить буквы, кто за какую букву будет отвечать.

  • На листе формата А4 (альбомный лист) вы выполняете работу. Рисуете цветок, название которого начинается с выбранной буквы, можете вырезать цветок из ненужных газет, журналов, открыток и наклеить его.

  • Описываете цветок с помощью стихотворения, например:


  • Затем мы все вместе собираем работу каждого ученика в одну книгу, оформляем обложку. Таким образом, нами будет выполнена коллективная работа в виде книги.


Для того чтобы было всем легче договориться, буквы распределит учитель!


Подведение итогов урока  

-Что мы сегодня делали на уроке?

-С какими писателями познакомились?

-Какие стихотворения читали и разбирали?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что не понравилось на уроке?

-Сегодня вы все молодцы! Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!