СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный библиоквест "По дорогам сказок А.С.Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературного библтоквеста "По дорогам сказок А.С.Пушкина" посвященный Пушкинскому дню в России (6 июня). Рекомендован для проведения в школьном  оздоровительном лагере с учащимися 1-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Литературный библиоквест "По дорогам сказок А.С.Пушкина"»

Литературный библиоквест

«По дорогам сказок А.С. Пушкина»

посвященный Пушкинскому дню России (6 июня)

(мероприятие для летнего школьного лагеря – учащиеся 1-6 классов)


Сценарий мероприятия


Цели: воспитание интереса к книге и процессу чтения; развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.

Задачи:

1) привить интерес к творчеству А.С. Пушкина;

2) развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания, памяти;

3) обогащение словарного запаса учащихся.

Предварительная подготовка. Перед квестом предлагается перечитать сказки А.С. Пушкина. В квесте участвуют три команды (отряда). Команды проходят одинаковые этапы, но в разной последовательности, чтобы не допустить их пересечения на маршруте. Команды выбирают капитана, который осуществляет связь с организатором. Затем командам присваивается название. Участникам выдаются опознавательные знаки: эмблемы, значки, ленточки разного цвета. Организатор озвучивает повод, по которому все здесь собрались, легенду и условия игры. Напоминает о технике безопасности и правила игры. Организатор может выдать номер своего телефона капитанам команд, чтобы контролировать прохождение пути, оказывать консультации по вопросам прохождения этапов или выполнения заданий, т.п.

Цель квеста - собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы, ставится отметка о его прохождении. (Приложения). Задания могут быть созданы, как в интерактивном варианте с помощью различных интернет-сервисов, таких как http://learningapps.org/, http://puzzleit.org/, http://rebus1.com и др. (тогда для этого на этапе игры, где будут присутствовать такие задания, необходим доступ к интернету), так и в традиционном (задания распечатываются или озвучиваются ведущими этапов). В данном варианте квеста предлагаются традиционные.

На каждом этапе находятся воспитатели и вожатые-помощники, которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы за правильное их выполнение. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то чтобы получить «фрагмент» ключевой фразы, нужно ответить на дополнительные вопросы. (Вопросы готовит руководитель этапа).

Первый этап - прохождение испытаний, добывание ключей;

Второй этап - разгадывание шифровки;

Третий этап – поиски клада.

Каждое задание выполняется за какое то определенное выбранное время, обычно это 2-5 мин. Отбор детей для испытаний проводят сами дети, чтобы не было обид. В заданиях участвует 1-5 человек или вся команда. Если участвует 1 человек, то команда следит за временем, поддерживает и подсказывает. В ходе игры, нужно заработать 10 ключей, которые потом помогут отгадать зашифрованную фразу и найти клад. Сколько заданий будет выполнено, столько ключей и будет у отряда. Если участники или вся команда не успевает выполнить задание за отведенное время или не справляется с заданием, то ключ команда не получает. Получить недостающие ключи команда может в сватке с «Метром», выполнив его задания. Вызволить игрока, попавшего в «плен» команда может, выполнив дополнительное задание за определенное время (1-2 минуты). После выполнения задания на этапе, отряд получает фрагмент карты. После того, как все станции пройдены, ключи обмениваются на шифровку кода к карте, расшифровав которую, ребята узнают, где находится последний фрагмент карты с указанием места нахождения клада. Побеждает та команда, которая первая находит клад (сладкий приз).

После того, как будут собраны все фрагменты, команды расходятся (каждый отряд в свой кабинет), собирают из фраз всё высказывание, фотографируют результат и возвращаются в коридор школы, откуда начался квест и показывают результат организатору. Капитаны команд отдают заполненные маршрутные листы организатору, который фиксирует время завершения всех заданий. Команды собираются на улице (если погода хорошая) или в коридоре (если погода плохая) для подведения итогов и оглашения команды-победителя.

Маршрут.

Ключевая фраза:

«Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» А. Пушкин (фраза разбивается на 10 частей и каждая часть выдается участникам за выполнение задания)

Команды начинают прохождение маршрута из холла начальной школы.

Слово ведущего: Сегодня вас ждет увлекательное приключение. Мы попытаемся найти мудрую мысль, которую сказал когда-то Александр Сергеевич Пушкин, а для этого мы с вами отправимся в удивительный мир его сказок. Я надеюсь, что вы хорошо знаете его сказки и те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, будут для вас не слишком сложными. Но для начала нам нужно определить, по какой сказочной дорожке пойдет каждая из команд. Направо, а может быть налево? Мы это сейчас и узнаем. (командам раздаются маршрутные листы, в которых указано, на кокой первый этап отправляется команда. У всех команд разные первые этапы).

ЭТАП «НАЗОВИ ГЕРОЯ». (Библиотека).

1. Задание.

- О каких героях сказок А.С. Пушкина идет речь в этих отрывках? Назовите

эти сказки.

1) «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.»

О ком это говорится? (Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)

2) «Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.»

Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде»)

3) «Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп,

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»

Кто так говорил? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

4) «Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.»

Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

5) «Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Ки-ри-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку!»

Про кого это говорится? (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»)

6) Живёт он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

7) Правду молвить, молодица,

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла. (Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

8) Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает. (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане»)

9) Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор. (33 богатыря. «Сказка о царе Салтане»)

10) Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

11) В море остров есть далёкий,

Там под ёлкою высокой

Звонко песенку пою,

Золотой орех грызу,

Изумрудец вынимаю

И в мешочек опускаю. (Белка. «Сказка о царе Салтане»)

 12) Долго он скакал по свету.

Сторону и ту и эту

Поперёк и вдоль прошёл,

Но невесты не нашёл!

С солнцем даже повстречался,

К красну солнцу обращался.

Глаз своих он не смыкал,

Всё невесту он искал. (Царевич Елисей. «Сказка о мёртвой царевне»)

13) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мёртвой царевне »)

За правильный ответ команды получают фрагмент ключевой фразы.

- В шкафу, в библиотеке нужно найти книгу сказок А.С. Пушкина, в которой спрятано следующее задание.

2-е задание. «Музей сказочных предметов». Задание выполняет 1 участник команды.

Ведущий: Посмотрите, ребята, нам из сказочного городка отправили список потерянных вещей. Мы должны найти хозяев.  Ваша задача называть предметы из сказок А.С. Пушкина (можно использовать как предметы, так и рисунки, подготовленные к конкурсу), и сказать, из какой они сказки. В этом задании принимает участие 10 игроков. По одному они будут подходить ко мне , вытаскивать карточку, показывать ее вам и называть сказку.

На карточках напечатаны названия предметов: яблоко, зеркальце, орехи, рыбка, веревка, звезда, зайчик, собачка, спица, мешок.

Ответы:

Яблоко (сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Зеркальце (сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Орехи (сказка о царе Салтане)

Рыбка (сказка о рыбаке и рыбке)

Веревка (сказка о рыбаке и рыбке)

Звезда (сказка о царе Салтане)

Зайчик (сказка о попе и его работнике Балде)

 Собачка (сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Спица (сказка о золотом петушке)

Мешок (сказка о попе и его работнике Балде)

- Все вещи нашли хозяев. Пусть они их больше не теряют.

Выполнив это задание, команда получает фрагмент ключевой фразы и отправляется на следующий этап.

ЭТАП «ЗАГАДОЧНАЯ. ВОПРОСЫ КОТА УЧЕНОГО» (кабинет №8)

Ведущий: Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является ученый кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов. Выполнив это задание, команда получает фрагмент ключевой фразы и отправляется на следующий этап.

  1. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (остров Буян)

  2. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу)

  3. Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде»)

  4. Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха)

  5. Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер)

  6. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко)

  7. В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара и шмеля)

  8. Сколько раз и с какими просьбами ходил старик к золотой рыбке? (корыто, новая изба, столбовая дворянка, царица, владычица морская)

  9. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

  10. Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина? (изумруды)

  11. Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (4 раза) 

  12. Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Невод)

  13. В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане...»? (В муху, комара, шмеля) 

  14. Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане...»? («Во саду ли, в огороде»)

  15. Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего моря») 

  16. Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане...»? («Кораблю пристать велят»)

  17. Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») 

  18. Какой был у попа лоб? (Толоконный) 

  19. Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Съела отравленное яблоко) 

  20. На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»? (На Шамаханской царице) 

ЭТАП «ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ» (кабинет №2).
Ведущий: Найдите ошибку в данных отрывках. (Отрывки из сказки напечатаны на листе и передаются участникам команды. В этом этапе играют четыре игрока. Выполнив это задание, команда получает фрагмент ключевой фразы и отправляется на следующий этап.

  1. Свет мой, солнышко, скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее, 
    Всех румяней и белее. (правильно: зеркальце)
    2)  Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно двадцать лет и три года. (правильно: тридцать)
    3)  За морем принцесса есть, 
    Что не можно глаз отвесть:
    Днём свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает, 
    Месяц на косе блестит,
    А во лбу звезда горит. (правильно: царевна)

4) Только вымолвить успела,
Дверь тихонько запищала,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему. (правильно: заскрипела)

5) Но невеста молодая,
До зари в лесу гуляя,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.(правильно: блуждая)

6) Бедненькой бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки сломал. (правильно:протянул).

ЭТАП «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» (кабинет №1).

Ведущий: Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам. Выполнив это задание, команда получает фрагмент ключевой фразы и отправляется на следующий этап.

  1. У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том… (и днем и ночь кот ученый все ходит по цепи кругом).

  1. Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь, стаи тучь… (ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе).

  1. Правду молвить, молодица
    Уж и впрямь была царица: (высока, стройна, бела, и умом и всем взяла).

  2. Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок, (закричит и встрепенется и в то место обернется).

  1. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    „Кабы я была царица, —(говорит одна девица, —то на весь крещеный мир приготовила б я пир).

  2. Старика старуха забранила:

„Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки! (хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось).

  1. Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама-то величава, (выступает, будто пава; сладку речь-то говорит, будто реченька журчит).

  2. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет; (он бежит себе в волнах на раздутых парусах …)

  1. Город у моря стоит!
    Знайте, вот что не безделка:
    Ель в лесу, под елью белка,
    Белка песенки поет (и орешки всё грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые…).

  2. Для меня вы все равны,
    Все удалы, все умны,
    Всех я вас люблю сердечно; (но другому я навечно отдана. Мне всех милей Королевич Елисей).

ЭТАП «СОБЕРИ КАРТИНКУ» (кабинет № 6 начальная школа)

Ведущий: На столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки эта иллюстрация. Участвует вся команда. Выполнив это задание, команда получает фрагмент ключевой фразы и отправляется на следующий этап.

ЭТАП «СКАЗОЧНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» (кабинет № 3)
Ведущий: Напишите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые согласуются со следующими прилагательными: 
хрустальный (гроб, дом белки), разбитое (корыто), золотой (петушок, орех), синее (море), распроклятая (мошка), бедненький (бес), золотые (скорлупки), красная (девица), чудный (остров), славный (царь), столбовая (дворянка), парчовая (кичка), печальная (тьма, мгла), широкий (двор), злая (царица), молодая (царевна), наливное (яблочко), ясный (месяц). Выполнив это задание, команда получает фрагмент ключевой фразы и отправляется на следующий этап.

ЭТАП «ЧУДЕСА ИЗ СКАЗКИ» (кабинет № 4)

Ведущий: На карточках напечатаны слоги (ГО, ЛЕ, ГА, РОД, КО, НА, БЕЛ, БЕ, ШУН, ДЬ, РИ, БО, БОЧ, КА, МАР, ШМЕ, ЛЬ, ТЫ, КА, ЦА, РЕВ, ГВИ, ДОН, КОР). Из них нужно собрать чудеса из «Сказки о царе Салтане». В этапе принимают участие 5 игроков.

Ответы: Белка, коршун, богатыри, город, царевна, комар, лебедь, Гвидон, шмель, бочка.

За правильное выполнение задания команда получает фрагмент ключевой фразы.



ЭТАП «ШИФРОВКА» (кабинет № 5)

Ведущий: Нам поступили шифровки. Ваши задача – расшифровать их. В них зашифрованы названия животных и насекомых из сказок Пушкина).

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

BKMFОTNМKHFАKJGHFР – (комар).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

IUШGDFSМЕLIGRЛFSЬSD _ (шмель).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

GDKSVONLРKGVШУLSН – (коршун).

JGDMLDFУLJKGХJHGDA – (муха).

ЭТАП «СКАЗОЧНЫЙ ХОД» (кабинет №7)

Ведущий: Задание на этом этапе: восстановить ход сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». У вас четыре иллюстрации из этой сказки. Ваша задача, расставить их в правильной последовательности.

Правильно выполнив задание, команда получает фрагмент ключевой фразы.

ЭТАП «КНИГА-ДРУГ» (на улице, возле входа).

Ведущий: Ваша задача, собрать высказывание о книге. «Найди свою жемчужину в огромном океане книг!». Задание выполняет 1 участник команды.

Когда фрагменты будут собраны, команда получает последний фрагмент ключевой фразы, идет в свой кабинет, чтобы собрать всё высказывание, сфотографировать его, заполнить до конца маршрутный лист.

Для подведения итогов команды собираются в холле.

Заключительное слово ведущего.

- Я поздравляю команды за активное участие в игре. Вы собрали высказывание великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина о чтении, и я надеюсь, что это путешествие по его сказкам стало для вас не только увлекательным, но и в чем-то поучительным. А эти слова: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» вы будете помнить, и с удовольствием станете читать не только сказки, но и другие классические произведения русских и зарубежных писателей.






















Приложение.

Маршрутный лист 1 команды

Маршрут 1 команды

Отметка о прохождении

  1. «Назови героя» (библиотека).

  2. «Загадочная. Вопросы кота ученого» (каб.№8).

  3. «Там, на неведомых дорожках» (каб.№2).

  4. «Подскажи словечко» (каб.№1).

  5. «Собери картинку» (кааб.№6).

  6. «Сказочные прилагательные» (каб.№3).

  7. «Чудеса из сказки» (каб.№4).

  8. «Шифровка» (кааб.№5).

  9. «Сказочный ход» (кааб.№7).

  10. «Книга-друг» (на улице, возле входа).


Ключевая фраза:


Маршрутный лист 2 команды

Маршрут 2 команды

Отметка о прохождении

  1. «Загадочная. Вопросы от кота ученого» (каб.№8).

  2. «Там, на неведомых дорожках» (каб.№2).

  3. «Подскажи словечко» (каб.№1).

  4. «Собери картинку» (кааб.№6).

  5. «Сказочные прилагательные» (каб.№3).

  6. «Чудеса из сказки» (каб.№4).

  7. «Шифровка» (кааб.№5).

  8. «Сказочный ход» (кааб.№7).

  9. «Книга-друг» (на улице, возле входа).

  10. «Назови героя» (библиотека).


Ключевая фраза:


Маршрутный лист 3 команды

Маршрут 3 команды

Отметка о прохождении

  1. «Там, на неведомых дорожках» (каб.№2).

  2. «Подскажи словечко» (каб.№1).

  3. «Собери картинку» (кааб.№6).

  4. «Сказочные прилагательные» (каб.№3).

  5. «Чудеса из сказки» (каб.№4).

  6. «Шифровка» (кааб.№5).

  7. «Сказочный ход» (кааб.№7).

  8. «Книга-друг» (на улице, возле входа).

  9. «Назови героя» (библиотека).

  10. «Загадочная. Вопросы от кота ученого» (каб.№8).


Ключевая фраза:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!