СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: «Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героев повести А. С. Пушкина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка: Данная тема актуальна для учащихся – осужденных в нравственном аспекте, т.к. на примере семей Гринёвых, Мироновых заставит их задуматься о своей жизни, о воспитании детей, об отношении к родителям, над причинами, приведшими их на скамью подсудимых, изменит их отношение к жизни и поможет, в какой-то степени, адаптироваться нашим учащимся к жизни на свободе.

Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: «Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героев повести А. С. Пушкина»»

Конспект урока литературы для 8 класса по теме «Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героев повести А. С. Пушкина

УМК по литературе для 5-11 классов Т. Ф. Курдюмовой и др.

Пояснительная записка: Данная тема актуальна для учащихся – осужденных в нравственном аспекте, т.к. на примере семей Гринёвых, Мироновых заставит их задуматься о своей жизни, о воспитании детей, об отношении к родителям, над причинами, приведшими их на скамью подсудимых, изменит их отношение к жизни и поможет, в какой-то степени, адаптироваться нашим учащимся к жизни на свободе.

Тип урока: комбинированный с введением идей урока-обозрения (работаю над использованием модульной технологии на нетипичных уроках, способствующих развитию познавательной активности учащихся и направленных на приобретение навыков устойчивой положительной динамики личности учащихся – осужденных).

Оборудование урока: художественные тексты повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», фрагменты видеофильма «Русский бунт» (по повести «Капитанская дочка»), индивидуальные карточки, слайды.

Цели урока:

● Проникнуться идеями автора в решении важнейших нравственных проблем и роли семейного воспитания;

● Показать ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких, увидеть возможность разобраться в непростых общечеловеческих проблемах;

● Способствовать воспитанию читательского вкуса, нравственных качеств, помочь формированию социализированной личности.

Формы организации познавательной деятельности:

● Совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы;

● Организация образных комплексов;

● Создание микромодуля смыслового поступка героя, анализ текста;

● Работа со словарями и дополнительной литературой.

Система контроля на уроке: ответы учащихся на уроке, подготовка индивидуальных сообщений, оценка работы с литературными источниками.

Эпиграф к уроку:

Цель литературы – научить человека понимать самого себя.

А.М. Горький

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока, чтение эпиграфа и определение целей данного урока.

Итак, сегодня, обращаясь к нравственным проблемам повести, мы попробуем их решить через призму семейных отношений, посмотреть, каким образом семейное воспитание героев влияет на формирование их душ, на развитие тех качеств личности, которые привлекают современного читателя и делают интересным и полезным для него классическое произведение.

● Формирование понятия «семья». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля читаем: «Семья, семейство, род, колено, поколение, племя, кровь, предки и потомство. Прозвание, проименование, родовое имя».

● Вспомним, что и в английском языке, и в немецком слово «family» переводится как семья. Давайте обратимся к семьям героев повести «Капитанская дочка».

2. Реализация совместного проекта урока (накануне отбирался литературный материал, определялись задания для самостоятельной работы).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие семейные союзы представлены в повести?

Рассказы о семье Гринёвых, Мироновых, народная семейная мудрость Савельича, проявление отеческого в Пугачёве (выборочное чтение, просмотр видео отрывков, слайдов)

В чём вы видите отрицательное в семейном воспитании Петра Гринёва?

Традиционное барское воспитание в дворянской усадьбе, перенос воспитательных функций на других людей (дядьки, гувернёры, слуги, учителя)

«Старинные люди» Мироновы. Картина семейного воспитания Маши.

Тоже традиционная мелкопоместная семья, бытовые интересы, засилие роли женщины, типичное житьё мелкого гарнизона, смещение частной жизни и государственных интересов.

Что известно о семьях других, которые «способствуют» его воспитанию? (окружение Гринёва люди бессемейные, бездомные, без основ и привязанностей)

Мосье Бопре (выписан вместе с продуктами, был парикмахером, не был врагом «бутылки», теперь учит Петрушу). И.И. Зурин – мастер азартных игр, пробуждает молодого человека к соблазнам жизни, «приобщает к военной службе, кутила и обманщик» А.И. Швабрин – столичный офицер, ничего о его семье, не ценит семейных отношений, пытается силой и обманом принудить к браку Машу, мелкий завистник и доносчик.

Роль Савельича в повести? (сравнение с личностью дядьки А.С. Пушкина Никиты Козлова)

Ничего не известно о его семье, всю жизнь при барине, глубокое понимание вечных истин, проявление народной педагогики, но раболепие, покорность – изначальные черты русского крепостного.

3. Организация образных комплексов «Выросли дети» (сообщение учащихся).

1) Наглядное «взросление» Петра Гринёва (Проявление характера через поступок, формирование нравственных качеств, принятие самостоятельных решений, понимание своего гражданского долга, и личной ответственности).

2) Капитанская дочка Маша Миронова (Смысл названия повести, роль образа, выявление лучших традиционных черт личности русской женщины, понимание личной ответственности за судьбу любимого человека и свою семью).

3) Обнажение характера Швабрина, проявление низменных человеческих качеств.

4) Роль Пугачёва (влияние на характер Гринёва, смещение смыслового центра, возникновение нетрадиционных ситуаций).

4. Создание модуля смыслового поступка. «Кодекс чести» героев (проявление семейных черт в поведении и характере героев)

Учитель: Приведите примеры из текста, подтверждающие формулу Ф.М. Достоевского «… он был оскорблён, но никогда не допускал себе быть униженным».

Учащиеся: «Сцена целования руки Пугачёву», отказ Гринёва послужил началом уважения; беседа Гринёва и Пугачёва «Послужи мне верой и правдой», проявление отцовской настойчивости, упорства, долга; сцена «вызволения Маши»; верность в любви.

Учитель: Зачем Гринёв Пугачёву?

Учащиеся: Для души. Он чувствует в нём лучшие качества, которые имеет сам и ценит в людях: доброжелательность, порядочность и честность.

Учитель: Путь Петруши к Петру Андреевичу Гринёву.

Учащиеся: За три месяца действия Гринёв достигает десятилетнего взросления души. Между ним и Пугачёвым большая разница, но их влечёт друг к другу, они чувствуют симпатию и человеческое понимание.

Учитель: Какие семейные черты мы видим во взрослом Гринёве? (сцена «Кивок с плахи»).

Учащиеся: Зачитывается сцена. Честь, долг, уважение, гражданственность, святыни Отечества.

5. Формирование нравственных понятий. «Семейный словарь».

Отец – батюшка, батя, батяня (комбат), камбанат (военный человек). У Лермонтова «Слуга царю – отец солдатам». Царь-батюшка, отец большой российской семьи, отчизны, Отечества.

Мать – матерь, матушка, маманя, мать – сыра земля.

Дом - отчий, отчизна, Отечество, родной, народный.

Мужчина – (муж+ чин), ответственность, деловые качества, надёжность.

Женщина - жена общины, часть общего рода, хранительница очага, берегиня.

Эти слова являются общеупотребительными во многих славянских языках и вместе с другими (дочь, сын, брат, сестра, зять, сват) являются частью «семейного словаря».

Можно ли данные выражения применить к теме нашего разговора? Ассоциации с какими героями они у вас вызывают?

● Аминем беса не избить.

● Беды мучат, да уму учат.

● Без стыда лица не износишь.

● Близ царя - близ смерти.

● Бог плута метит (бог шельму метит).

● Будет твоя душа в раю, помяни и мою.

● Была бы шея, а хомут найдётся.

● Муж – голова, а жена шея.

● Видна птица по полёту.

● Горе только одного рака красит.

● Грех воровать, да нельзя миновать.

● Дела не делай, а от дела не бегай.

● Долг платежом красен.

● Доносчику первый кнут.

● Женский ум лучше всяких дум.

● Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.

● Не место красит человека, а человек место.

6. Подведение итогов урока. Реализация целей, эпиграфа, результативность проекта.

7. Выставление и комментирование оценок.

8. Список литературы.

1. Ильин Е.Н. Как сдать экзамены по литературе. Изд. 2, М.: Школа – пресс, 1994

2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие для учителей. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2004

3. Штильман С.П. Учимся читать классику. Пособие для учителей и учащихся, М.: Школьная пресса, 2002

4.Т.Ф.Курдюмова Литература для 8 класса. Учебник-хрестоматия,

М. «Дрофа»,2008.


9. Использованы рекомендации преподавателей ИРООО и идеи методического комплекса «Вокруг тебя – мир…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!