СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра по творчеству Н.А.Некрасова «Что? Где? Когда?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знать содержание произведений поэта, факты и события, относящиеся к жизни Н.А.Некрасова; уметь погружаться в мир художественных произведений, выражать свое мнение, выразительно читать лирические стихотворения.

Эпиграф: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией»

                                                                                                             Н.А.Некрасов.

Николай Алексеевич Некрасов – один из трех гигантов русской поэзии 19 века. Продолжив традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время  открыл новую страницу в истории нашей поэзии.

Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ – по-разному называют Некрасова. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Эту мысль Некрасов по-разному повторяет  в своих стихотворениях, критических  статьях, письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья – значит ненавидеть все, что ее позорит, бороться с угнетением, рабской покорностью. Некрасов хочет, чтобы каждый мыслящий человек в России понял:

Кто живет без печали и гнева ,

Тот не любит отчизны своей…

Всю свою жизнь, весь свой огромный талант Некрасов отдал служению народу. И с полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

-Обратите внимание на эпиграф к нашему мероприятию. Как вы понимаете, что это за « клапан в душе каждого человека, отворяющийся только поэзией?»

Сегодня мы  с вами проводим литературную игру по творчеству замечательного поэта –«Что? Где? Когда?». Напомню правила игры. Как видите , игровой стол поделен на несколько секторов:

1.Фразеологическая викторина

2. Страницы жизни

3.Лирика поэта

4.Тест «Проверь себя» ( по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

5.Некрасов – посвящение критикам.

В каждом секторе есть поэтическая  пауза (вам нужно будет прочитать наизусть одно из стихотворений Некрасова)

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра по творчеству Н.А.Некрасова «Что? Где? Когда?»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»



















Литературная игра по творчеству Н.А.Некрасова

«Что? Где? Когда?»



Внеклассное мероприятие в рамках Года Литературы









Разработала:

учитель русского языка и литературы

Гатина Светлана Анатольевна



















Цель: знать содержание произведений поэта, факты и события, относящиеся к жизни Н.А.Некрасова; уметь погружаться в мир художественных произведений, выражать свое мнение, выразительно читать лирические стихотворения.

Эпиграф: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией»

Н.А.Некрасов.



Ход мероприятия

  1. Слово учителя.

Николай Алексеевич Некрасов – один из трех гигантов русской поэзии 19 века. Продолжив традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии.

Слайд 1

Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ – по-разному называют Некрасова. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихотворениях, критических статьях, письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья – значит ненавидеть все, что ее позорит, бороться с угнетением, рабской покорностью. Некрасов хочет, чтобы каждый мыслящий человек в России понял:

Кто живет без печали и гнева ,

Тот не любит отчизны своей…

Всю свою жизнь, весь свой огромный талант Некрасов отдал служению народу. И с полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

Слайд 5-9

-Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете, что это за « клапан в душе каждого человека, отворяющийся только поэзией?»

Слайд 4

Сегодня мы с вами проводим литературную игру по творчеству замечательного поэта –«Что? Где? Когда?». Напомню правила игры. Как видите , игровой стол поделен на несколько секторов:

1.Фразеологическая викторина

2. Страницы жизни

3.Лирика поэта

4.Тест «Проверь себя» ( по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

5.Некрасов – посвящение критикам.

В каждом секторе есть поэтическая пауза (вам нужно будет прочитать наизусть одно из стихотворений Некрасова)

Слайд 13



  1. Вопросы фразеологической викторины.

1.Я лиру посвятил народу своему. («Элегия»)



2. Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. («Поэт и гражданин»)



3.Суждены нам благие порывы,

Но свершить ничего не дано. («Рыцарь на час»)



4. Золото, золото,

Сердце народное. («Кому на Руси жить хорошо»)



5. И вот они опять знакомые места. («Родина»)



6. Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало! («Памяти Добролюбова»)



7. Наши топоры лежали до поры. («Кому на Руси жить хорошо»)



8. О Волга! Колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я? («На Волге»)



9. Пройдет – словно солнцем осветит!

Посмотрит – рублем одарит. («Мороз, Красный нос»)



10. На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь. («Тройка»)



11. Вечным праздником быстробегущая

Жизнь очнуться тебе не дает. («Размышления у парадного подъезда»)



12. Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. («Мороз, Красный нос»)



13. Чистое серебро-

Чистота твоя.

Красно золото-

Красота твоя. («Кому на Руси жить хорошо»)





2. Страницы жизни.

- Какой период в жизни Некрасова называют «петербургскими мытарствами?»



- Исповедальное стихотворение Некрасова, написанное , по словам одного из друзей, « не чернилами, а кровью» . («Родина»)



-Какой журнал выходил под редакцией Некрасова с 1847 по 1866 год?

(«Современник»)



- Какой нравственный закон жизни выводит Некрасов в стихотворении «Зеленый Шум»?

(«Люби – покуда любится,

Терпи – покуда терпится,

Прощай, пока прощается,

И – Бог тебе судья «)



- В посвящении к этой поэме Некрасов писал: «здесь одни только камни не плачут».

(«Мороз, Красный нос»)



-Какое стихотворение из последних Некрасов назвал «самым задушевным и любимым».

(«Элегия»)



- Поэма «Русские женщины» воспевает подвиг жен декабристов. Как первоначально назвал Некрасов свою поэму? («Декабристки»)



-Кому посвящен «панаевский цикл» стихотворений, это лирическая исповедь.

(гражданской жене, А.Я.Панаевой)

Слайд15





3.Лирика Некрасова.

а) Какое произведение Некрасов посвятил «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу?»

(«Коробейники»)

б )Какое стихотворение Некрасова имело первоначальное название «Старые хоромы».

(«Родина»)

в) Какое стихотворение Некрасова имело второе название «Детство Валежникова»?

(«На Волге»)

г) Это стихотворение публиковалось под названием «Памяти приятеля», оно было посвящено … Кому ? Имя этого человека находилось под цензурным запретом. (В.Г.Белинский)

д) Каким поэтическим манифестом открывается сборник Некрасова 1856 г.

(«поэт и гражданин»)

е) В стихотворении «О погоде» мы узнаем, как жителей Петербурга извещали о подъеме воды в Неве и угрозе затопления?

(выстрелы из пушек Петропавловской крепости. «Слава Богу, стрелять перестали»)

ж) После чтения какого стихотворения Белинский воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!» («В дороге»)

з) Как называется цикл стихотворений Некрасова, в котором он выводит итоговую формулу «Мерещится мне всюду драма» («На улице»)

и) Текст какого стихотворения предваряли следующие слова : «Ко всем ныне действующим писателям вообще и к каждому порознь можно применить следующие стихи»?

(«Поэт и гражданин»)

к) Из каких частей состоит поэма «Русские женщины»

(«Княгиня Трубецкая» , «Княгиня Волконская»)

л) У Некрасова есть стихотворение «Зеленый Шум». Что означает это выражение?

(Пробуждение природы)

Слайд10, 11



4.Тест «Проверь себя»

Вставь пропущенное слово

Кто так описывается в поэме

Кому принадлежат слова

Дайте название эпизода


Вольготно

Князь Утятин

Гриша Добросклонов

«Пролог»

Раб


Ермил Гирин

Оболт-Оболдуев

«Последыш»

Кудеяр


Гриша Добросклонов

Ермил Гирин

«О двух великих грешниках»


несокрушимая

Дед Савелий

Павлуша Веретенников

«Крестьянка»


Пустопорожней

Матрена Тимофеевна

Дед Савелий

«Счастливые»



Вопросы для теста:

  1. Вставь пропущенное слово.

а) Сошлися и заспорили:

Кому живется весело,

__________ на Руси.



б) Савелий не рассердится.

Уйдет в свою светелочку,

Читает святцы, крестится

Да вдруг и скажет весело:

«Клейменый, а не -----.



в) Было двенадцать разбойников,

Был ----- атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан.



г) Рать подымается-

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

----------------------.



д) Семь временнобязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева

------------ волости

Из смежных деревень.



  1. Кто так описывается в поэме?

а) Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И разные глаза:

Один здоровый – светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош.

б) Как ни просила вотчина,

От должности уволился,

В аренду снял ту мельницу,

И стал он пуще прежнего

Всему народу люб.

В) Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Г) С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал.

Д) Осанистая женщина

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

  1. Кому принадлежат слова?

А) В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью к тебе улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Б) Закон – мое желание!

Удар – моя полиция.

В) Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны.

Г) Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,Во рвы , в канавы валятся-

Обидно посмотреть.

Д) А потому терпели мы,

Что мы – богатыри.

В том богатырство русское.

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится.

Ужли не богатырь?

  1. Дайте название эпизода.

а) Пока они гуторили,

Вилась, кружилась пеночка

Над ними: все прослушала

И села у костра.

б) Старик, поднявшись на берег,

На красном мягком коврике

Долгонько отдыхал.

в) Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.



г) Идите вы к чиновнику,

К вельможному боярину,

Идите вы к царю,

А женщин вы не трогайте.



д) А вы меня попотчуйте:

Я счастлив: видит Бог.

У первого боярина,

У князя Переметьева

Я был любимый раб.



Слайд 14





  1. Некрасов – посвящение критикам.

- Каким русским критикам посвящены стихотворения, фрагменты которых приводятся:

а) Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени . (В.Г.Белинский)



б) Сознательно мирские наслажденья

Он отвергал, он чистоту хранил.

Ты жажде сердца не дал утешенья.

Как женщину ,ты Родину любил. (Добролюбов)



в) Его еще покамест не распяли,

Но час придет, он будет на кресте.

Его послал бог гнева и печали

Рабам земли напомнить о Христе. (Чернышевский)



  1. Заключительное слово учителя. Слайд 16-19

Подошла к завершению наша встреча с замечательным поэтом. В заключение мне хочется процитировать одно высказывание литературоведа Розанова о великом поэте.

«Он стал голосом России в самую могучую , своеобразную эпоху ее истории, и голосом отнюдь не подпевающим, а свободно шедшим впереди. Идет толпа и поет: но впереди, в кусточках, в перелеске идет один певец и заливается - поет одну песню со всеми . И ни к кому он не подлаживается, и никто к нему не подлаживается, а выходит ладно».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!