СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный турнир по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила". Для учеников 5 кл.

Просмотр содержимого документа
«Литературный турнир по поэме Пушкина (5 кл)»


Управление образования администрации Прохоровского района

МБОУ «Подолешенская средняя общеобразовательная школа»








ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…»

(литературный турнир для обучающихся 5 класса)





Автор: Беленко Наталья Викторовна










Класс: 5

Тип занятия: внеклассное мероприятие

Цели мероприятия:

воспитательные:

- воспитывать любознательных, внимательных читателей-знатоков творчества Пушкина;

- воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения  принимать  решение;

общеобразовательные:

расширение кругозора учащихся;

развивающие:

- развитие творческого мышления, догадки, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля, любознательности, инициативы;

познавательные:

-способствовать расширению и систематизации знаний учащихся по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Формируемые компетенции:

Формирование учебно — познавательных компетенций через приемы: вопросы-ответы, ответ группой; совместное обсуждение; аналитическое сравнение, сообщение, рассказ, погружение в поэму, через прием самостоятельной работы, самооценки учебной деятельности, решение проблемного вопроса.

Формирование ценностно-смысловых компетенций через приемы: принятие решения, исследование.

Формирование компетенций личностного самосовершенствования через прием творческого задания.

Формирование коммуникативных компетенций через приемы: работа в группе, выбор руководителя, вопрос —  ответ, умение слушать и слышать.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая

Оформление:

портрет А.С.Пушкина,

выставка различных изданий поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»,

Оборудование:

мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.


Ход турнира

Вступительное слово учителя.

У книг, как и у людей есть свой День рождения. В 2015 году своё 195-летие отмечает поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», которая до сих пор интересна читателю. Каждый видит в этой поэме то, что близко ему: борьбу добра и зла или красивую историю любви и верности, опасное очарование колдовства или пример доблести и мужества русского витязя, "преданья старины глубокой" или волшебную сказку… В произведении тесно переплелись народные сказки и былины, переработанные творческой фантазией великого поэта. Пушкин весело перемешал разные традиции, жанры, стили, чтобы завладеть вниманием читателя.

Давайте и мы еще раз обратимся к страницам этой сказочно красивой поэмы.

Ведущий : Итак, внимание, мы начинаем наш литературный турнир «Там на неведомых дорожках…» по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». (Далее идет представление жюри и команд)

Первый конкурс «Блиц-опрос», который выявит лучших знатоков биографии А.С.Пушкина. Если команда дает неверный ответ, право ответа передается другой команде. Правильный ответ оценивается в 1 балл.


  1. Назовите точную дату рождения А.С.Пушкина. (26 мая (6 июня) 1799 года).

  2. В каком городе родился А.С.Пушкин? (Москва)

  3. Как звали няню А.С.Пушкина ? (Арина Родионовна Яковлева)

  4. Сколько лет было Александру Пушкину, когда он поступил в Царскосельский лицей? (12 лет).

  5. Лицейское прозвище А.С.Пушкина. (Француз).

  6. Выпускники Лицея располагались в списке в зависимости от их успехов в учёбе. Какое место занимал в этом списке А.С.Пушкин? (Пятнадцатое).

  7. Лицейские друзья А.С.Пушкина. (Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер)

  8. Почему выпускники Лицея называли себя «чугунниками»? ( В день выпуска каждому из них надевалось на палец чугунное кольцо, как символ крепкой дружбы).

  9. Назовите самый любимый и самый нелюбимый школьный предмет А. С. Пушкина. (Любимый – словесность, нелюбимый – математика).

  10. Кем приходится поэту Надежда Осиповна Ганнибал? (мама А.С.Пушкина)


Второй конкурс «Определи героя поэмы по описанию»


1. «Воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей…» (Рогдай)

2. «В нём кровь остыла, взор погас, в устах открытых замер глас, и пал без чувств он на колена…» ( Фарлаф)

3. «Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч и с воплем строй на строй валится…» (Руслан)

4. «В своей пустыне безмятежной с спокойным сердцем ожидал, чтоб день судьбины неизбежной, давно предвиденный восстал…» ( Финн).

5. «Сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов. Отшельник мирный и безвестный…» (Ратмир)

6. «Он звезды сводит с небосклона, он свистнет – задрожит луна…»

( Черномор)

7. «Душой летит за наслажденьем, кого-то ищет с упоеньем, зовёт. Глядит с боязнию вокруг…» ( Людмила)

8. «И наконец я счастлив буду, спокойно мир оставлю сей – и в благодарности моей твою пощёчину забуду…» (Голова)

9. «Старушечку чуть-чуть живую, горбатую, совсем седую. Она дорожною клюкой ему на север указала…» (Наина)

10. «Меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана…» (князь Владимир)


Ведущий: Ребята, я думаю, вы знаете, что есть и опера «Руслан и Людмила». Её написал наш знаменитый русский композитор М.И.Глинка.

Итак, третий конкурс!

Конкурс капитанов «Музыкальный». Сейчас вы прослушаете отрывок из оперы М.И.Глинка «Руслан и Людмила». Вы должны определить, какой герой появляется под звуки этого марша.

(Звучит марш Черномора)


Конкус четвертый «Лингвистический» . Нужно объяснить смысл слова.

1.Почивайте – отдыхайте.

2. Челнок – лодка.

3.Печенеги – враги, племена, нападавшие на Русь.

4.Отшельник – одинокий человек, живущий вдалеке от людей.

5.Дол – ровное место, равнина.

6.Чета – пара, муж и жена.

7.Ретивый – быстрый, шустрый.

8. Грядущий – будущий.

9.Булава – оружие.

10.Перст – палец.

11.Котомка – сумка за плечами.

12.Демон – дьявол.

13.Гридница- комната, где играют свадьбу, принимают гостей

14.Волынка- духовой музыкальный инструмент с надувным мехом

15.Яхонты- рубины

16.Венец перловый - венчальный головной убор, украшенный жемчугом

17.Десница- правая рука

18.Стогна- улицы, площади


Конкурс пятый «Живые картины». Изобразите сценку из поэмы без слов.


Конкурс шестой «Внимательные читатели». Определить пропущенное слово-предмет из текста поэмы.

1. К ногам красавицы надменной

Принёс я меч окровавленный,

…, злато и жемчуг… (Кораллы).


2. А девушке в семнадцать лет

Какая … не пристанет! (Шапка).


3.Покрылись кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

… , прозрачной, как туман… (Фата).


4. Лазурный, пышный …

Одел Людмилы стройный стан. (Сарафан).


5. И мёд из тяжкого …

За их здоровье выпивал. (Стакан).


6. Но вдруг раздался глас приятный

И звонких … беглый звук. (Гусли).



Конкурс седьмой «Отгадай кроссворд». Командам предлагаются одинаковые кроссворды по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.


1




2






3








4







5






6




7






8










9











1) Четвероногий пушистый и ученый сказочник. (Кот)

2) Злобный лесной дух. (Леший)

3) Она и женщина, и рыба. (Русалка)

4) Они выходили на берег из моря со своим морским дядькой (Витязи)

5) Царь, который «над златом чахнет». (Кощей)

6) Старая страшная колдунья, которая живет в избушке на курьих ножках. (Баба Яга)

7) Сказочный летательный аппарат. (Ступа)

8) Сын короля . (Королевич)

9) Место заключения сказочных героев. (Темница)


Конкурс восьмой «Зрительский». Зрители в этом конкурсе могут заработать 1 балл для своей команды. Вопрос :

Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму „Руслан и Людмила“»? (В.А.Жуковский)


Подведение итогов литературного турнира , вручение призов победителям.






Литература:

  1. Пушкин А.С. Поэма «Руслан и Людмила» - М.: ЭКСМО – Пресс, 1999.














Перечень используемых ЭОР

п.п.

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофранменты, тест, модель и т.д.)


Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

  1. Литературный турнир по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

презентация

Методическая копилка учителя

  1. Фрагмент оперы Михаила Ивановича Глинки (1804–1857)

«Руслан и Людмила» (1842 г.)

Фрагмент оперы

http://cor.edu.27.ru/dlrstore/ae458bd1-0283-40ce-8de4-cc5c38f4404d/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BAU_10%5D.htm

  1. Фрагмент учебного фильма "Победителю-ученику от побежденного учителя" (N 206522)

3.Фрагмент учебного фильма

http://cor.edu.27.ru/catalog/res/f615de25-7457-40f9-a8ad-42ffcc3c38aa/?sort=order&from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&&rubric_id[]=76893




Просмотр содержимого презентации
«литер. турнир»

Литературный турнир по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»  Автор: Беленко Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Подолешенская СОШ» Прохоровского района Белгородской области

Литературный турнир по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Автор: Беленко Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Подолешенская СОШ» Прохоровского района Белгородской области

Книга-юбиляр  195 лет

Книга-юбиляр 195 лет

Первый конкурс   БЛИЦ-ОПРОС

Первый конкурс БЛИЦ-ОПРОС

Определи героя по описанию 1. «Воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей…»

Определи героя по описанию

1. «Воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей…»

Рогдай

Рогдай

Определи героя по описанию 2. «В нём кровь остыла, взор погас, в устах открытых замер глас, и пал без чувств он на колена…»

Определи героя по описанию

2. «В нём кровь остыла, взор погас, в устах открытых замер глас, и пал без чувств он на колена…»

Фарлаф

Фарлаф

Определи героя по описанию 3. «Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч и с воплем строй на строй валится…»

Определи героя по описанию

3. «Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч и с воплем строй на строй валится…»

Руслан

Руслан

Определи героя по описанию 4. «В своей пустыне безмятежной с спокойным сердцем ожидал, чтоб день судьбины неизбежной, давно предвиденный восстал…»

Определи героя по описанию

4. «В своей пустыне безмятежной с спокойным сердцем ожидал, чтоб день судьбины неизбежной, давно предвиденный восстал…»

Финн

Финн

Определи героя по описанию 5. «Сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов. Отшельник мирный и безвестный…»

Определи героя по описанию

5. «Сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов. Отшельник мирный и безвестный…»

Ратмир

Ратмир

Определи героя по описанию 6. «Он звезды сводит с небосклона, он свистнет – задрожит луна…»

Определи героя по описанию

6. «Он звезды сводит с небосклона, он свистнет – задрожит луна…»

Черномор

Черномор

Определи героя по описанию 7. «Душой летит за наслажденьем, кого-то ищет с упоеньем, зовёт. Глядит с боязнию вокруг…»

Определи героя по описанию

7. «Душой летит за наслажденьем, кого-то ищет с упоеньем, зовёт. Глядит с боязнию вокруг…»

Людмила

Людмила

Определи героя по описанию 8. «И наконец я счастлив буду, спокойно мир оставлю сей – и в благодарности моей твою пощёчину забуду…»

Определи героя по описанию

8. «И наконец я счастлив буду, спокойно мир оставлю сей – и в благодарности моей твою пощёчину забуду…»

Голова

Голова

Определи героя по описанию 9. «Старушечку чуть-чуть живую, горбатую, совсем седую. Она дорожною клюкой ему на север указала…»

Определи героя по описанию

9. «Старушечку чуть-чуть живую, горбатую, совсем седую. Она дорожною клюкой ему на север указала…»

Наина

Наина

Определи героя по описанию 10. «Меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана…»

Определи героя по описанию

10. «Меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана…»

Князь Владимир

Князь Владимир

Конкурс капитанов «Музыкальный»

Конкурс капитанов «Музыкальный»

Конкурс капитанов «Музыкальный» Какой герой оперы появляется под звуки этого марша?

Конкурс капитанов «Музыкальный»

Какой герой оперы появляется под звуки этого марша?

Звучал марш ЧЕРНОМОРА

Звучал марш ЧЕРНОМОРА

Конкурс «Внимательные читатели» 1. К ногам красавицы надменной Принёс я меч окровавленный, … , злато и жемчуг…

Конкурс «Внимательные читатели»

1. К ногам красавицы надменной

Принёс я меч окровавленный,

… , злато и жемчуг…

2. А девушке в семнадцать лет Какая … не пристанет!

2. А девушке в семнадцать лет

Какая … не пристанет!

3.Покрылись кудри золотые, И грудь, и плечи молодые … , прозрачной, как туман…

3.Покрылись кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

… , прозрачной, как туман…

4. Лазурный, пышный … Одел Людмилы стройный стан.

4. Лазурный, пышный …

Одел Людмилы стройный стан.

5. И мёд из тяжкого … За их здоровье выпивал.

5. И мёд из тяжкого …

За их здоровье выпивал.

6. Но вдруг раздался глас приятный И звонких … беглый звук.

6. Но вдруг раздался глас приятный

И звонких … беглый звук.

Конкурс «Отгадай кроссворд» 1   2     3 4               5         6           7 8                     9                                                          

Конкурс «Отгадай кроссворд»

1

 

2

 

 

3

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет с дарственной надписью В. А. Жуковского  А. С. Пушкину: «Победителю-уче­нику от побежденного учителя». С литографии Эстеррейха (1820).

Портрет с дарственной надписью В. А. Жуковского А. С. Пушкину: «Победителю-уче­нику от побежденного учителя». С литографии Эстеррейха (1820).

Использованные источники

Использованные источники

  • http://www.smolensk2.ru/images/img_29386.jpg
  • http://ic.pics.livejournal.com/letidor_school/44838931/158722/original.jpg
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=eb1460b09b32415705bd66ba9a67450f-07-144&n=21
  • http://pptsearch.ru/upload/pptake.slide/26/11/89/file/convert/261189-000.jpg
  • http://www.edgardegasgallery.org/upload/file-admin/images/new19/Ilya%20Repin-869636.jpg
  • http://pishustihi.ru/uploads/posts/2013-10/thumbs/1381593549_c7b170d756325dab865d630360326dc4_900_0.jpg
  • http://www.mirinform.ru/images/kalendar/dekabr%27/10/+03%20Ruslan.jpg
  • http://ic.pics.livejournal.com/fere_expertt/51734577/92475/92475_original.jpg
  • http://www.doroga.ua/Handlers/ContentImageHandler.ashx?cilid=780&size=small
  • https://avatars.yandex.net/get-images-search/-3QP1kJdn9CiTAtjV2H0iA/preview
  • https://avatars.yandex.net/get-images-search/zI14bKTAHKEmL4STJgK3Bw/preview
  • https://avatars.yandex.net/get-images-search/4GIbb8Xvq3eTQrVyTGDLAw/preview
  • https://avatars.yandex.net/get-images-search/BRCToJrkfzsotXkaBdn8nA/preview
  • https://avatars.yandex.net/get-images-search/rNUZy4cGlqqWAWShdBeJHw/preview
  • https://avatars.yandex.net/get-images-search/BbflfHsKcYAQ0nSOcJQzcQ/preview
  • https://avatars.yandex.net/get-images-search/sjJ7NdhPhi2cKnQ7XA9Rzg/preview
  • https://avatars.yandex.net/get-images-search/C24StWx_cW-UODQKxT_2QA/preview


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!