Логопедические игры для детей 3-7 лет
«Осенние говорилки»
Подготовила:
Учитель-логопед
Мамаева Д.С.
Игра «Кто так говорит?»
Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре
которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и
называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает»
названное животное, и изобразить его.
Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и
говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Что это за звук»
Цель игры: научить ребенка отличать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова.
Оборудование: картинки, на которых написаны известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.
Ход игры. В игру вполне можно играть вдвоем или с 3—5 детьми. Игроки садятся за стол, а взрослый говорит, что будет показывать им картинки и называть их. Дети должны внимательно
слушать и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях. Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе. Найденный звук должен произноситься четко.
Игра «Повтори по слогам».
Цель игры: научить ребенка проговаривать слова по слогам.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Ребенок должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.
Игра «Выбери правильно»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы мужского и женского гардероба.
Оборудование: карточки с изображениями предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов.
Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбираются двое
детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с мужской одеждой, а мальчику — с женской.
Игра «Животные»
Цель игры: научить ребенка различать диких и домашних животных.
Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома.
Ход игры. Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.
“Услышишь — стой!”
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Дятел.
Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:
“Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”
После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:
Папа-дятел долбит- Д-Д-д
Маленький птенец- Дь-Дь-дь
Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука).
Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.
Правила игры:
В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:
М-и-и-ша- И
Р-ы-ы-бка- Ы
К-о-о-тик- О
Э-э-дик- Э
Игра «Кто что делает»
Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи глаголы III лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка — мяукает; собака — гавкает; Петя — играет; Света — рисует и т. п.
Игра «Какое настроение?»
Цель игры: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игре могут принимать участие несколько детей, каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подходящим словом и объяснить причину того или иного настроения.
Игра «Помоги закончить слово»
Цель игры: развить фонематический слух, научить ребенка добавлять недостающий звук в слове, закрепить правильное произношение звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры. Взрослый по одной выкладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть внимательно на картинку, догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Как только ребенок усвоит эту игру, ее правила можно усложнить и попросить малыша заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью. Например, закончи слова звуком [н] — бараба(н), бара(н), и т. д. или же слогом ка — бан(ка), лож(ка), соба(ка) и т. д.
Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)
И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)
В этот солнечный денек (руки опустить вниз)
Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)
Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
Игра «Дождик»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их
внутренней стороной ладоней вверх)
Хорошо меня полей!
Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)
И не страшно сырости!
Игра «Гром»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно
выполняя соответствующие движения:
Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)
Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).
Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).
Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).
Игра «Ласковое слово»
Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять в речи слова-существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов,
мяч.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку предметную картинку и называет по ней большой и маленький предметы. После этого он начинает называть большой предмет, а ребенок должен
Образовать слово для обозначения маленького ласкательным значением. Например, стол — столик, стул — стульчик, рука — ручка, мяч —мячик.
По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, перебрасывая мяч и называя слова.
Игра «Кому что необходимо?»
Цель игры: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже, обогатить словарный запас, развить память, мышление.
Оборудование: предметные картинки с изображением людей знакомых ребенку профессий, а также необходимых для каждой профессии инструментов и предметов.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку картинки с изображением человека какой-либо профессии, а тот при этом выбирает среди разложенных на столе картинок с изображениями предметов и инструментов, нужные для нее. Например, парикмахер — ножницы, расческа, фен; учитель — доска, мел, указка; врач — градусник, шприц, лекарство и т. д.
Игра «Листья и деревья»
Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять относительные прилагательные (названия листьев и веток) от существительных (названий деревьев), расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные деревья и их листья.
Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, на которых изображены деревья, и просит назвать их. После этого он дает малышу картинки с изображениями листьев, которые нужно подобрать к соответствующему дереву. Как только ребенок справится с заданием, ему можно предложить правильно назвать их, образуя слова-прилагательные от существительных — названий деревьев. Например, лист березы — березовый, лист клена — кленовый, ветка ели — еловая и т. д.