Тема: "КОСМОС"
Цели: Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение элементарных знаний о космосе. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.
Коррекционно-развивающие. Развитие общей и мелкой моторики (игра "Собери ракету"), зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции (воспитание ясной шепотной речи).
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.
Оборудование: игрушка "Лунтик"; предметные картинки (ракета, космонавт, планета Земля, скафандр, звезды); разрезные картинки ракеты; слайдовое сопровождение по теме "Космос" в Microsoft Power Point; плакат "Космос"; плакат "Звёздное небо"; аудиозапись "Выход космического корабля в атмосферу"; аудиозапись "Звёздная страна" М. Таривердиева; песочные часы.
Ход занятия.
Организационный момент. Дети входят в кабинет под музыку М. Таривердиева “Звёздная страна”.
Логопед загадывает загадку:
Что за птица?
Песен не поет,
Гнезд не вьет,
Огненный хвост за собой несет. (Ракета)
Логопед спрашивает:
– Как вы думаете, зачем людям ракета? (Чтобы полететь в космос)
– Знаете ли вы, что такое космос? (ответы детей)
Введение в тему (развитие речевого внимания и слуха)
Логопед знакомит с гостем:
– Посмотрите, кто у нас в гостях. Это Лунтик. Он прилетел из космоса. Лунтик приглашает нас совершить космический полёт. Прежде чем отправиться в путешествие, послушайте его рассказ.
Беседа (пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания, диалогической речи)
Логопед показывает плакат "Космос":
– Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце - это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случиться не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках.
Но Земля – это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи.
Логопед показывает слайды"Звёздное небо" и читает стихотворение:
Вот звёздное небо! Что видно на нём?
Звёзды там светят далёким огнём!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!
Логопед спрашивает:
– На какой планете мы живём? (На планете Земля)
– На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)
– Где находится Солнце? (В космосе, в небе)
– Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)
– Солнце большое или маленькое? (ответы детей)
– Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)
Упражнение "Солнечный зайчик" (гимнастика для глаз)
Логопед: – Лунтик предлагает поиграть Вам с солнечным зайчиком.
Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька маленький, как крошка
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.
Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движения пальца, который медленно прикасается сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении.
Дети: – Вот закрыли мы глаза, (закрывают глаза ладонями)
А солнышко играет: щечки теплыми лучами нежно согревает.
Игра "Посмотри и назови" Логопед выставляет картинки: космонавты, скафандр, ракета
– Как вы думаете, кто это? (Космонавты)
– Как называется костюм космонавта? (скафандр)
– На чем летают космонавты в космос? (На ракетах).
– А вы хотите полететь в космическое путешествие?
– Что нам необходимо для этого сделать?
Игра "Собери ракету" (развитие мелкой моторики, использовать песочные часы)
Логопед предлагает детям собрать ракету из разрезанных деталей, с ограничением времени, если нужно оказывает помощь:
- Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим – места нет!
Логопед (закрепление):
– Сейчас мы с вами отправимся в космос.
– Кем мы будем в полёте? (Космонавтами)
– Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр)
Физ.минутка, игра "Космонавты" (координация речи с движениями)
– Давайте поиграем, на ракете полетаем (слова сопровождаются движениями)
Космонавтом стать хочу,
На ракете полечу, Руки вверх над головой соединить.
Облечу вокруг земли, Бежать по кругу – поворот в обратную сторону.
Приземлюсь от всех в дали. Разбежаться по классу, присесть.
Логопед:
– Ребята, вы хотите услышать, как взлетает настоящая космическая ракета? (включается аудио запись "Выход космического корабля в атмосферу")
Упражнение "Измени по образцу" (изменение глаголов по лицам и числам).
Вариант игры. Взявшись за руки дети проговаривают шепотом и медленно, обычным голосом и быстрее, громко и быстро.
Я лечу, лечу, лечу
Я на месте не стою,
Он летит, летит, лети,
Он на месте не стоит
Она летит, летит, летит,
Она на месте не стоит… И т.д.
Упражнение "Потопаем, похлопаем" (совершенствование слоговой структуры слов)
Логопед раздаёт детям индивидуальные дидактические карточки: космонавт, солнце, планета, звёзды
– Лунтик принёс картинки. Я картиночки беру и ребятам раздаю. Назовите картинки, разделите слова на части, отхлопав их.
Проводится игра "Наоборот" (активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения)
Логопед: – Сейчас я буду читать стихотворение, а вы добавляйте пропущенные слова, показывайте их жестами.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко)
Я укажу рукой вперёд,
А ты укажешь мне …(назад)
Я руку вправо протяну,
А ты протянешь …(влево)
Я головой кругом верчу,
Я всё на свете знать …(хочу)
Итог занятия.
Логопед подводит итог занятия:
– Вот и закончилось наше путешествие. Дети, что интересного вы запомнили?
Мне понравилось, как вы работали. Всем спасибо! До свидания!