Логопедическое занятие в 5 классе для детей с ОВЗ (у.о.).
Занятие по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных системным недоразвитием речи.
Лексическая тема: Сказка Г. Андерсена «Дюймовочка». Грамматическая тема: Упражнение в словообразовании имен существительных с помощью суффиксов.
Цель: Формирование системы словообразования имен существительных.
Задачи урока:
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных
Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование урока: карточки с заданиями, мультимедийное сопровождение, схемы слов, мячик.
Ход урока
IОрганизационный момент
-На логопедических занятиях мы учимся грамотно излагать свои мысли устно и письменно.
-Попробуйте разгадать тему нашего урока.
На доске появляются предметные изображения и цифра. Надо взять из названия предмета только звук, показанный цифрой. Из звуков собрать слово.
БУСЫ– 3 | СУП – 2 | ФЛАГ – 1 | ПОРТФЕЛЬ – 5 |
ПИЛА – 2 | КОТ – 1 | УСЫ – 2,3 | |
Получилось слово «суффиксы».
II .Сообщение темы занятия
1.Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?
Догадайтесь, в какой строке записаны суффиксы
По, про, за, от . Чик, ик, к, ок.
Ответы детей. Докажите, приведите примеры слов с этими суффиксами.
2.Посмотрите на схемы. Какой схемы не может быть?
Корень +суффикс+окончание
Корень+ суффикс +суффикс + окончание
Суффикс + корень + окончание
Ответы детей, обсуждение.
Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю? За что вы любите сказки? Чем сказка отличается от рассказа?
Дюймовочка
Кто это? Почему так назвали? Дети затрудняются.
Это русская сказка или зарубежная? Это народная сказка или авторская?
- Да. Написал ее датский писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен. Почему ее так назвали? Как образовалось это слово?
- Дюйм – это мера длины, которая раньше использовалась в европейских странах, равна приблизительно 2,54 см. (Детям выдаются отрезки дюймовой величины) Мы и сейчас используем эту меру длины: дюймовый болт, шестидюймовый и т.д.
4.Работа у доски.
Но, как же записать слово «Дюймовочка».
Два ученика пишут слово на доске (Намеренно вызываю слабого и сильного учеников) Кто написал правильно? Давайте найдем «опасные» места в слове. Ученики ставят ударение, выполняют морфемный анализ слова. Вывод: безударная гласная в суффиксе слова. Какое значение привносит этот суффикс в слово?
Формулировка темы урока: «Употребление суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и его правописание».
5. Проблемное объяснение
-Как действуем? Можно посмотреть в словаре, или понаблюдать, как пишется этот суффикс в ударной позиции.
Ученики делятся на две группы. Одной группе выдаются словари: орфографический и словообразовательный. Другой группе выдается карточка со словами, где суффикс - очк – в ударной позиции.
Комочки, листочки, цепочка, коготочки.
Поставь ударение, выдели суффикс.
Первая группа не нашла ответа на вопрос.
Вторая группа нашла суффикс в ударной позиции.
Вывод: Суффикс – очк – в ударной и безударной позиции пишется одинаково, привносит уменьшительно-ласкательное значение. «Дюймовочка» пишется с суффиксом - очк -.
6. Закрепление в речи.
Когда мы используем суффикс – очк –? (уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Когда ласково обращаемся к кому-то, называем маленькие предметы.
Девочка, Дюймовочка, ласточка, снегурочка, белочка
Игра с мячом «Скажи ласково»
Ласковое обращение к окружающим: мама – мамочка, папа – папочка, Света - …, Вова - …, Дима - …, и т.д.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой.
Образуй от данных слов слова с уменьшительно-ласкательным значением выдели суффикс.
Ёлка - …
Звезда - …
Роза - …
Стена - … Проверка.
8. Включение нового в систему знаний.
Ребята, я вам предлагаю поработать артистами и озвучить мультфильм «Дюймовочка», только текст надо немножко отредактировать. Дюймовочка - маленькая, и все предметы ее окружают маленькие, к ней ласково обращаются. Подчеркнутые слова замените однокоренными словами с уменьшительно-ласкательным значением.
У одной женщины не было детей. Она обратилась к колдунье. Та дала ей маленькое семя (семечко). Женщина посадила его в цветочный горшок.
В одно прекрасное утро женщина увидела в горшке росток (росточек). Он быстро набирал силу, появился бутон (бутончик), лепестки(лепесточки) его раскрылись, а внутри стояла маленькая девочка.
Женщина назвала её Дюймовка. Дева (девочка) росла ласковая, очень любила свою маму (мамочка).
Включаем отрывок из мультфильма «Дюймовочка» и читаем получившийся текст.
Итог: Что такое суффикс?
Как часто в нашей жизни мы используем суффикс - очк- ?
Мы с вами учились пользоваться этим суффиксом?