СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие: Образование слов при помощи суффиксов.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие: Образование слов при помощи суффиксов.Занятие по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных системным недоразвитием речи для детей с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие: Образование слов при помощи суффиксов.»


Логопедическое занятие в 5 классе для детей с ОВЗ (у.о.).

Занятие по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных системным недоразвитием речи.

Лексическая тема: Сказка Г. Андерсена «Дюймовочка». Грамматическая тема: Упражнение в словообразовании имен существительных с помощью суффиксов.

Цель: Формирование системы словообразования имен существительных.


Задачи урока:
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных

Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Воспитывать любовь к чтению.


Оборудование урока: карточки с заданиями, мультимедийное сопровождение, схемы слов, мячик.

Ход урока

IОрганизационный момент

-На логопедических занятиях мы учимся грамотно излагать свои мысли устно и письменно.

-Попробуйте разгадать тему нашего урока.


На доске появляются предметные изображения и цифра. Надо взять из названия предмета только звук, показанный цифрой. Из звуков собрать слово.

БУСЫ– 3


СУП – 2


ФЛАГ – 1


ПОРТФЕЛЬ – 5


ПИЛА – 2


КОТ – 1


УСЫ – 2,3



Получилось слово «суффиксы».


II .Сообщение темы занятия

1.Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?

Догадайтесь, в какой строке записаны суффиксы


По, про, за, от . Чик, ик, к, ок.


Ответы детей. Докажите, приведите примеры слов с этими суффиксами.


2.Посмотрите на схемы. Какой схемы не может быть?

Корень +суффикс+окончание

Корень+ суффикс +суффикс + окончание

Суффикс + корень + окончание

Ответы детей, обсуждение.






  1. Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю? За что вы любите сказки? Чем сказка отличается от рассказа?



Дюймовочка

Кто это? Почему так назвали? Дети затрудняются.

Это русская сказка или зарубежная? Это народная сказка или авторская?

- Да. Написал ее датский писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен. Почему ее так назвали? Как образовалось это слово?

- Дюйм – это мера длины, которая раньше использовалась в европейских странах, равна приблизительно 2,54 см. (Детям выдаются отрезки дюймовой величины) Мы и сейчас используем эту меру длины: дюймовый болт, шестидюймовый и т.д.


4.Работа у доски.

Но, как же записать слово «Дюймовочка».

Два ученика пишут слово на доске (Намеренно вызываю слабого и сильного учеников) Кто написал правильно? Давайте найдем «опасные» места в слове. Ученики ставят ударение, выполняют морфемный анализ слова. Вывод: безударная гласная в суффиксе слова. Какое значение привносит этот суффикс в слово?

Формулировка темы урока: «Употребление суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и его правописание».

5. Проблемное объяснение

-Как действуем? Можно посмотреть в словаре, или понаблюдать, как пишется этот суффикс в ударной позиции.

Ученики делятся на две группы. Одной группе выдаются словари: орфографический и словообразовательный. Другой группе выдается карточка со словами, где суффикс - очк – в ударной позиции.

Комочки, листочки, цепочка, коготочки.

Поставь ударение, выдели суффикс.

Первая группа не нашла ответа на вопрос.

Вторая группа нашла суффикс в ударной позиции.


Вывод: Суффикс – очк – в ударной и безударной позиции пишется одинаково, привносит уменьшительно-ласкательное значение. «Дюймовочка» пишется с суффиксом - очк -.

6. Закрепление в речи.

Когда мы используем суффикс – очк –? (уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Когда ласково обращаемся к кому-то, называем маленькие предметы.

Девочка, Дюймовочка, ласточка, снегурочка, белочка

Игра с мячом «Скажи ласково»

Ласковое обращение к окружающим: мама – мамочка, папа – папочка, Света - …, Вова - …, Дима - …, и т.д.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой.

Образуй от данных слов слова с уменьшительно-ласкательным значением выдели суффикс.

Ёлка - …

Звезда - …

Роза - …

Стена - … Проверка.


8. Включение нового в систему знаний.

Ребята, я вам предлагаю поработать артистами и озвучить мультфильм «Дюймовочка», только текст надо немножко отредактировать. Дюймовочка - маленькая, и все предметы ее окружают маленькие, к ней ласково обращаются. Подчеркнутые слова замените однокоренными словами с уменьшительно-ласкательным значением.

У одной женщины не было детей. Она обратилась к колдунье. Та дала ей маленькое семя (семечко). Женщина посадила его в цветочный горшок.

В одно прекрасное утро женщина увидела в горшке росток (росточек). Он быстро набирал силу, появился бутон (бутончик), лепестки(лепесточки) его раскрылись, а внутри стояла маленькая девочка.

Женщина назвала её Дюймовка. Дева (девочка) росла ласковая, очень любила свою маму (мамочка).

Включаем отрывок из мультфильма «Дюймовочка» и читаем получившийся текст.


Итог: Что такое суффикс?

Как часто в нашей жизни мы используем суффикс - очк- ?

Мы с вами учились пользоваться этим суффиксом?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!