СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие с детьми (ОНР 3,4 уровни речевого развития) в подготовительной группе «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [б]- [п] «Игры с Винни Пухом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие для детей с ОНР, 3-4 ур. речевого развития в подготовительной группе. Играя с Винни Пухом, дети дифференцируют  звонкие и глухие согласные звуки [п ]-  [б]. 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие с детьми (ОНР 3,4 уровни речевого развития) в подготовительной группе «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [б]- [п] «Игры с Винни Пухом»»

Логопедическое занятие с детьми (ОНР 3,4 уровни речевого развития) в подготовительной группе

Подготовил учитель-логопед Растунина Ирина Сергеевна

МБДОУ «Детский сад» №77 «Василек» г. Нижний Новгород


Тема: Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [б]- [п] «Игры с Винни Пухом»


Цель: Формирование навыков фонетико-фонематического восприятия

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Расширение и активизация словаря родственными словами. Закрепление навыков суффиксального способа словообразования

  2. Формирование умения самостоятельно делать звуковой анализ и синтез односложных слов и сравнивать их, используя алгоритм в виде схемы

  3. Уточнение и расширение значения многозначного слова ПУХ

  4. Формирование умения подбирать синонимы к слову бух, используя действия с предметами

Коррекционные - развивающие задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к слову

  2. Формирование умения детей делать короткий вдох носом и длинный выдох через рот, вырабатывать диафрагмальное дыхание

  3. Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков

  4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия через дифференциацию звонких и глухих звуков

  5. Развитие аналитико-синтетической деятельности, умения анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать фонемы, слова

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание интереса к российским мультфильмам.

  2. Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом и в тетради.

Словарная работа:

  • Суффиксальный способ образования родственных слов: пух – пуховый, пуховик, пушинка, Пушок, пушистый.

  • Многозначное слово ПУХ: выстрел, имя медвежонка, птичий пух, козий пух

  • Синонимы: бух – бухаться, падать, грохнуться, упасть.

Оборудование и материал к занятию:

  1. Демонстрационный материал

  • Ноутбук с отрывком из мультфильма

  • Игрушка Винни Пух

  • Картинки: подушка, тополь, платок, варежки, пушистый щенок

  • Предметы: пушинки, махровое полотенце, шерстяная нить

  • иллюстрации к сюжету: Пятачок с ружьем, Винни Пух на шариках, Винни Пух упал после выстрела

  • Красные, синие, зеленые кружки или магниты для звукового анализа, буквы

  • Пуховые перья

  1. Раздаточный материал

  • Кружки и полоски для звукового анализа слов

  • Касса букв




Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Этапы урока

Методы и приемы

Виды инструкции

Виды помощи

Прогнозирование деятельности учащихся

1. Организационный

этап

Звуковая загадка

Игрушка Винни Пух

Отгадайте, кто к нам придет в гости. Фамилию этого сказочного героя я назову по звукам: П У Х

Кто это?

П+у=пу Добавьте Х Получится

Пух



Винни Пух

2.Основной этап


Дыхательная гимнастика







Работа с родственными словами





Подбор синонимов







Сюрпризный момент Упражнение на выработку диафрагмального дыхания





Картинки: подушка, тополь, платок, варежки, пушистый щенок

Предметы: пушинки, махровое полотенце, шерстяная нить

символы




символ-определения


Я вам принес в подарок пух.


Какой он? Назовите ласково.

Подуйте на него.

На что похожи пушинки?

Подуйте на пушинки.

Только что выпавший снег, какой?



Что еще бывает пушистым?


Из пуха вяжут, какой платок?

Подушка, заполненная пухом, какая?

Одеяло с пухом, какое?

Как называется теплая куртка, утепленная пухом?

Что объединяет слова пуховик, пуховый?

Как назовем пушистого щенка?

Соберем в копилку родственные слова.
Что объединяет родственные слова?


Какие медвежонок и щенок?

У меха есть ворсинки. Какой мех?

У полотенца есть махры. Какое полотенце? У собаки длинная шерсть. Какая она?



Какой он по цвету? Какой он по весу?


Положите пушинку на правую ладонь. Встаньте прямо. Левую ладонь положите на живот. Губы улыбаются, видны зубы, язык лежит за нижними зубами. Вдохнули воздух носом, животик надувается. Подули на кончик языка [ccccc]

(картинки пушистых предметов)

О чем вы думаете, когда я произношу эти слова? Пуховик – это...


Какое слово живет в этих словах?

О чем вы думаете, когда слышите эти слова?


Какая у них шерсть?

Дети берут пушинки в руки. Белый, легкий

Пушок. Пушинка

Пушинки похожи на снежинки.

(Дети дуют на пушинки)

Снег пушистый.



Пушистая кошка, шуба, шапка, одуванчик

Пуховый платок

Пуховая подушка

Пуховое одеяло

Пуховик

Пуховик – это теплая куртка, внутри которой есть пух. Во всех этих словах есть слова ПУХ

Пушок


Пух, Пушок, пушистый, пушинка, пуховик…

Пух, пуш

Я думаю о чем-то мягком и пушистом

Пушистые

Ворсистая

Махровое полотенце

Длинношерстная

Работа в тетрадях

Звуковой анализ слова в тетрадях

Дети делают звуковой анализ слова и записывают его в тетради.

Винни Пух делает звуковой анализ и записывает слово на доске.

Посмотрите, правильно написал свою фамилию Винни Пух?

Исправьте ошибку

Приемы активизации внимания: закрыть глаза и показать пальчиками количество звуков, сказать на ухо шепотом, проверить друг у друга схему выложенного слова

Дети записывают звуковую схему в тетради

Повторение слоговых рядов












Подбор синонимов

Отрывок мультфильма

Обыгрывание повторения слоговых рядов, иллюстрации к сюжету.

(Пятачок с ружьем, Винни Пух на шариках, Винни Пух упал после выстрела)

Обыгрывание сюжета.

Я слышу чью-то песенку: па-ба-па, бы-бы-пы

Дети, помните, когда я летал к пчелам на шарике, А Пятачок стрелял в шарик. Какой звук издает ружье при выстреле?

Пух-ПУХ-пух ПУХ-пух-пух

Словом, пух обозначают разные предметы и действия: имя медвежонка, выстрел из ружья. А еще какой бывает пух? С тополей слетает…

Слово одно, а обозначает разные предметы. Это многозначное слово.

Что я крикнул, когда упал? Что означает слово БУХ. Что произошло с медвежонком, когда выстрелил Пятачок из ружья?

Добавьте к слову Бух в конце 2 слога –нуть -ся. Какое слово получилось?

Каким словом назвать падение с грохотом?

О падении медвежонка

Можно сказать, разными словами. Назовите их.

Повторение слогового ряда в медленном темпе.




Предлагаю прохлопать ритмический рисунок, а потом повторять ряд слов.


Использование иллюстрации (тополь)



Произнесите первый звук в слове ПУХ звонко (с голосом). Контроль произношения ладонью на горле.

Указательный жест на картинку. Что делает медвежонок?


От слова грохот

Дети встают полукругом. Ребенок, в руках у которого медвежонок, повторяет слоговые ряды.


Дети повторяют ритмический рисунок выстрела со сменой ударения.







Бух

Медвежонок упал





Падает

Бухнуться

Грохнуться

Бух, падать, упасть, грохнуться

Звуковой анализ слова и сравнение слов

Звуковой анализ слова и сравнение слов, используя прием моделирования слова в тетради

Сделайте звуковой анализ слова БУХ в тетради.

Сколько звуков в слове БУХ? Отступили 2 клеточки сверху и 1 клеточку слева. Рисуем прямоугольник-слово в 3 клеточки. Назовите первый звук в этом слове. Дайте его характеристику. Это гласный или согласный (воздуху что-то мешает). Какой он по характеру твердый или мягкий?

Каким цветом мы его обозначаем? Назовите второй звук в слове? Какой он? Каким цветом мы его обозначаем? Какой третий звук? Дайте характеристику. Каким цветом мы его обозначаем?

В слове бух1 слог, 3 звука первый звук в слове согласный, твердый, обозначаем синим цветом.

Второй звук в слове У- гласный, обозначаем красным цветом. Третий звук в слове Х – согласный. Твердый, обозначаем синим цветом.

Звуковой анализ слова и сравнение слов

Схематичный план для сравнения слов, вопросный план

Чем похожи, и чем отличаются слова ПУХ и БУХ?

Сколько слогов в этих словах? (предлагаю прохлопать эти слова) Сколько гласных в слове? Назовите гласные. Сколько согласных? Какие они твердые или мягкие? Сколько звуков в этих словах? (Если в слове один гласный и два согласных, сколько всего звуков?)

Какими звуками отличаются? Какие эти звуки? Звонкие или глухие?

В слове пух 1 слог

В слове бух 1 слог

В слове пух и в слове бух 1 гласный звук [у]


В слове пух и в слове бух 2 согласных звука, они твердые.


В слове пух и в слове бух три звука


В слове пух первый согласный [п], а в слове бух первый согласный [б]. Звук [п]- глухой, а звук [б] – звонкий согласный


Игра «Наоборот» с мячом

Научите меня игре «Волшебники»

Необходимо заменить звук [п] на звук [б] в словах. Какие слова получились?

Почка-… пар-… пой-… пашня-… правый-… палка-… пот-...

Повтори слово. Назови первый звук в слове. Произнеси его звонко.

Ребенок, у которого мяч называет слово

- бочка, -бар, -бой, -башня, -балка, -бот

3. Итог занятия

Самоанализ работы детей на занятии

Что нового вы узнали на занятии? Какое задание для вас было сложным? Какие задания вам было интересно выполнять? Нарисуйте или приклейте картинки – родственников к слову ПУХ. Назовите эти слова. Составьте предложения с этими словами. Андрею, Любе, Насте и Лизе придумать рассказ или сказку, используя эти слова.


Дети делятся своими впечатлениями




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!