Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи.
Образовательные:
развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другой;
закреплять умения детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
формировать правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении песен, учить передавать шутливый характер песни, правильно брать дыхание во время пения;
развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу, бег, поскоки, прыжки;
Коррекционно-развивающие:
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;
воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки для профилактики простудных заболеваний;
обучение простейшим приемам массажа.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательность, взаимопомощь;
развивать умение совершать коллективные действия: двигаться, петь всем вместе;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: презентация по теме в программе Power Point, магнитофон, диски с музыкой, воздушный шарик, барабан, шапка волка
Ход занятия
Логопед – У меня воздушный шарик
Круглый, желтый и большой.
До чего красив и ярок,
А летает, как живой!
1. Дыхательное упражнение «Воздушный шар»
Летал-летал наш шарик (идут по кругу,держась за руки) и опустился на землю. Бежала мимо мышка - «пи-пи-пи». Она увидела шарик, подумала, что это сыр, укусила зубками - «ам» и шарик сдулся ( вдох – носом, выдох – с-с-с; дети на «дробном» шаге сужают круг). Мы его заклеим и снова надуем (вдох – через нос, выдох – ш-ш-ш; дети отходят назад, расширяя круг). Вот какой красивый шарик у нас получился. Полетел наш шарик дальше. Летал-летал, устал и опустился на полянку в лесу. Бежал мимо ежик - «ф-ф-ф», уколол своей иголочкой - «Ой!», шарик сдулся (с-с-с). Мы его заклеим, надуем (ш-ш-ш), и отпустим в небо. Помашем ручками нашему шарику на прощание.
2. Двигательное упражнение «Прогулка» (логопед читает текст и отбивает соответствующий ритм на барабане, дети ритмично выполняют движения)
Раз-два-три, раз-два-три –
По дорожке мы пошли (ходьба)
А теперь мы все поскачем,
Как резиновые мячики (поскоки)
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали (прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей.
Руки в стороны расставим.
Переходить его мы станем (ходьба на носках, руки в стороны)
Вдруг полянку увидали,
Дружно к ней мы побежали (бег на носках)
3. Артикуляционная гимнастика «Кто живет в лесу?»
Вот в лесу живут лягушки,
Две лягушки - хохотушки - упражнение «Лягушка»
Утром вылезли на пень –
Целый день болтать не лень - упражнение «Болтушка»
Рассказали нам про всех:
Белка принесла орех - упражнение «Орешек»
Грызла – грызла – не разгрызла,
Обезьянке подарила - упражнение «Обезьянка»
Прибежал большой бульдог,
И орех разгрызть помог - упражнение «Бульдог»
У бобров хвосты лопаткой,
В воду прыгнут очень гладко - упражнение «Лопатка»
Проползала тут змея,
Испугалась ее я - упражнение «Змейка»
Серый зайчик прибежал,
Губку верхнюю поднял - упражнение «Зайчик»
Барабанил и стучал,
Всех зверей перепугал - упражнение «Барабанщик»
Рассердился кот лесной - упражнение «Кошечка»
Мышки гонятся за мной - упражнение «Поймаем мышку
Мышки толстые, худые,
Мышки разные такие - упражнение «Толстячок – худышка»
Прибежал зубастый волк - упражнение «Посчитаем зубки язычком»
Ежик гриб большой нашел - упражнение «Грибок»
Птицы с юга прилетели
И построили качели - упражнение «Качели»
Тут лягушки замолчали,
Видно утку увидали - упражнение «Уточка»
Тучки в небе набежали,
Вот и капли застучали - упражнение – пошлепать губами
Солнцу спрятаться пора –
Вот и кончилась игра.
Логопед – На полянке дом большой –
И с окошком и с трубой.
Мы окошки открываем,
Кто живет в нем, мы узнаем! (Презентация в программе «Power Point»)
4. Подвижная игра «Гора – дерево – кочка»
Дети бегают врассыпную по залу под музыку, помахивая руками, как крыльями. Когда музыка обрывается, логопед дает команды: «Кочка!» - дети приседают, обхватив колени руками; «Дерево!» - замирают, подняв руки вверх; «Гора!» - встают на колени и поднимают соединенные руки вверх.
5. Ритмическое упражнение «Ежик и барабан» М.Картушина
Дети проговаривают хором стихотворение, ритмично хлопают по коленкам на словах: бум-бум-бум!
С барабаном ходит ёжик: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрел случайно: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
И удары раздавались: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули: бум-бум-бум, бум-бум-бум!
6. Песня «Ежик» муз. И.Бодраченко, сл.Н.Зарецкой
Дети поют, ритмично выполняют движения по тексту
1. Жил в лесу колючий ежик – да-да-да.
Был клубочком и без ножек – да-да-да.
Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Не умел он топать – топ-топ-топ.
Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг,
Только носом двигать – вот так!
2. А ребята в лес пришли – да-да-да.
Ежика в лесу нашли – да-да-да.
Научили хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Научили топать – топ-топ-топ.
Научили прыгать – прыг-прыг-прыг,
Научили бегать – вот так!
7. Самомассаж лица «Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад.
Оттяну вперёд я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках.
А теперь по кругу щёчки дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам память разовьём.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке.
На подбородке круг черчу: мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить, звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем.
«Рисовать» круги на лбу.
Чтобы думали получше озорные мишки,
Мы погладим лобики плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания.
Мы подушечками пальцев в точки попадём:
Так курносому мишутке носик разомнём.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для носа нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой и налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой и направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки, тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа будет для ребят!
8. Массаж «Зайкин огород» модель и текст С.Луниной, Т.Боровик
Дети разбиваются по парам
Был у зайки огород, («зайка» сидит, другой ребенок приставляет ладони к его
голове – «ушки»)
Ровненьких две грядки (плотное поглаживание от плеча до кисти)
Там играл зимой в снежки (легко стучит пальцами по раскрытым в стороны рукам)
Ну а летом в прятки (прячет кулачки под ладонь партнера)
А весною в огород («зайка» прыгает на месте)
Зайка с радостью идет!
Но сначала все вскопает, (вращательные движения кулачками по спине)
А потом все разровняет, («расчесывает» спину сверху вниз)
Семена просеет ловко (берет «зайчика» за кисти и трясет)
И пойдет сажать морковку («пружинка»)
Ямка – семя, ямка – семя (собирает в щепотку одной рукой, а в центре ставит
пальчик другой руки)
Закопает, разровняет (вращательные движения кулачками, «расчесывает»)
И глядишь, на грядках вновь (поднимает свободно опущенные руки за второй,
Вырастут горох, морковь третий и остальные пальцы по очереди)
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет (ребром ладоней гладит спину, «собирает»)
Все собрал. И как раз
Здесь закончился рассказ. (Плотно проводит руками от макушки до щиколоток)
9. Коммуникативная игра «Ладошки»
Дети выполняют движения в парах, попеременно
Твоя ладошка – это пруд, (гладят ладошку, ребром ладони делают волнообразные
По ней кораблики плывут движения)
Твоя ладошка, как лужок, (гладят лад
А сверху падает снежок (несколько раз дотрагиваются указательным пальцем,
движения сверху вниз)
Твоя ладошка, как тетрадь, (гладят ладошку)
В тетради можно рисовать («рисуют» указательным пальцем)
Твоя ладошка, как дорожка, (гладят ладошку)
А по дорожке бегут ножки («бегут» указательным и средним пальцами)
10. Песня-драматизация «Орешки» Слова и подбор музыки Т.Боровик
Смотри, под новогодней нашей елкой,
Сидит зубастый серый волк.
Сидит недовольный, зубами щелкает:
Щелк-щелк-щелк-щелк-щелк!
Щелк – на бельчат, щелк – на зайчат,
И на ежика, и на поросят.
- Нельзя сегодня быть таким сердитым, -
Ему зверята говорят.
А рядом с волком, там, гляди под елкой
Лежит с орешками мешок.
И волк орешки зубами щелкает:
Щелк-щелк-щелк-щелк-щелк!
Щелк – для бельчат, щелк – для зайчат,
И для ежика, и для поросят.
- Сегодня волк у нас такой хороший, -
Ему зверята говорят: да-да-да
Ему зверята говорят. (Волк) Гав!
11. Пальчиковая игра «Цветочек» текст Т.Боровик, муз.неизв.
Цветочек на клумбе растет и растет,
На солнышке греясь, гостей к себе ждет.
К нему прибежал покачаться жучок –
Качает, качает жучка лепесток.
Попить сладкий сок прилетела пчела,
В цветок залетела и мед собрала.
В гости к нему прибежал паучок –
Можно я здесь сплету гамачок?
Улитка тихонько ползет по дорожке,
Торчат на головке улиткиной рожки.
Но вот улетела пчела, мотылек, жучок убежал, и остался цветок.
На солнышке, греясь, он будет стоять,
А солнце зайдет, и цветок будет спать.
И под листочек залезет улитка –
Спать до утра, и закроет калитку.
Прозрачный висит на цветке гамачок,
А в гамачке тихо спит паучок.
Спать всем пора!
12. Пластическое упражнение «Дом» Текст и подбор музыки Т.Боровик
Я хочу построить дом, дети в кругу, держатся за руки, медленно поднимают
Что б окошки были в нем опускают руки вниз
Что б у дома дверь была, руки вверх, заглядывают под руки
Рядом что б сосна росла руки вверху, пальцы широко расставлены
Чтобы рядом была речка, берутся за руки, делают волнообразные движения
Был лужок, на нем овечка, сужают круг, расширяют круг
Чтобы в травке жил жучок, перебирают пальцами по рукам рядом стоящих
Бегал быстрый паучок.
Солнце было, дождик шел, резко поднимают руки вверх, быстро опускают
А в саду цветок расцвел держась за талию рядом стоящих, прогибаются назад
Что б флажок на доме был, поднимают пр.руку вверх, кисть в сторону
А за домом ёжик жил соединяют прямые пальцы с рядом стоящими детьми
И такой хочу я дом, обнимают рядом стоящих за плечи и ритмично Что б все дружно жили в нем! покачиваются
13. Итог