Урок чтения разработан для учащихся с умеренной умственной отсталостью с учётом психофизических и интеллектуальных особенностей школьников.
Тема урока «Стихотворения современных поэтов о Великой Отечественной войне» изучается в программе курса чтения по учебнику «Чтение» 6 класс И.М. Бгажнокова Е.С. Погостина М. «Просвещение», 2016. Данный урок пятый в теме: «Вечный свет подвига».
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие и коррекционно-- развивающие задания | Планируемые результаты |
БУД | Личностные результаты | Предметные результаты |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Организационный момент | психологический настрой на работу на уроке | приветствует учащихся. | приветствуют учителя. проверяют свою готовность к уроку. | пгра «Самые внимательные» (сядет тот, у кого имя начинается на букву…..) | ЛУУД: осознать необходимость быть готовым к работе на уроке КУУД: умение слушать и вступать в диалог | способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации | | |
Этап мотивации | создание эмоционального настроя | организует речевую зарядку | работают с таблицей Шульте, Проговаривают скороговорки | таблицы Шульте (найти цифру, соответствующую: дате урока, месяцу, когда отмечают День Победы; скороговорки (проговаривание с увеличением темпа и силы звука) | | способность поддерживать коммуникацию со взрослым | знать дату, месяц, даты изучаемых исторических событий; бегло, с чётким произношением проговаривать скороговорки |
Этап целеполагания | создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения | организует работу по определению цели урока. | слушают песню с просмотром видеоролика отвечают на вопрос, участвуют в работе по целеполаганию | Сегодня наш урок внеклассного чтения мы начнём с незнакомой для вас песни (Б. Окуджава «До свидания, мальчики»). Прослушайте 1 куплет и подумайте, о каких событиях мы будем сегодня вспоминать на уроке. Верно, мы продолжаем с вами работу над стихами, посвящёнными Великой Отечественной войне. | РУУД: наметить цель и пути ее достижения, принять учебную задачу; КУУД: умение слушать учителя; | способность поддерживать коммуника цию со взрослым | понимать смысл содержания прослушанного произведения; выделять главную мысль текста; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения своими словами |
Актуализация знаний и фиксирования индивидуальных затруднений в учебном действии | проверка понимания изученного материала; расширение общей эрудиции и культуры учащихся | уточнить понимание учащимися лексического значения слов о ВОв. | выполняют задания объясняют значение слов практическая работа выполняют гимнастику | Разноуровневые задания: Задание (Андрей Б., Павел К.) Собрать из разрезных букв слова: война мир Задание (Денис Я, Сергей В., Добрыня П., Андрей К.) Найти и подчеркнуть все слова по теме урока (корректурная проба) (Приложение 2) Уточнение значения слов: Отечественная война, фашисты, Германия, Москва, Сталин, Победа, Советский Союз, Берлин, блокада Ленинград. Ассоциации: собрать ассоциативный ряд со словами: война и мир (Приложение 3) Зрительная гимнастика «Пальминг» | ПУУД: построение логической цепочки; установление причинно- следственных связей. КУУД: выполнение инструкций учителя; умение участвовать в беседе, строить понятное высказывание; ЛУУД: установка на здоровый образ жизни | способность поддерживать коммуника цию со взрослым и сверстниками | понимать значения слов, связанных с событиями Вов; объяснять их значения с помощью учителя | понимать значение слов, связанных с событиями Вов; объяснять значение слов, связанных с событиями ВОв. |
Этап закрепления знаний и умений с проговариванием во внешней речи | формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | предлагает вспомнить авторов и названия изученных стихов | слушают рассказ учителя вспоминают авторов и названия изученных стихов: «Дедушкин рассказ» А. Парошина, «Наши песни спеты на войне» М. Дудина отвечают на вопрос (Андрей Дементьев «Баллада о матери») | В этом году знаменательная дата – исполняется – 75 лет со Дня Победы. Мы с вами разучивали несколько стихотворений, посвящённых Вов. Автор этого стихотворения рассказал такую историю: «Это было в Грузии. Пожилая грузинка увидела в кадрах военной кинохроники своего сына. Она увидела его молодым, двадцатилетним. Таким, каким она провожала его на фронт. Он пропал без вести. И уже много лет как закончилась война, но она все еще надеется увидеть сына». Автор услышал об этом и так был потрясен, что весь день не мог успокоиться. И долго этот рассказ сохранялся в памяти, пока однажды он не написал стихотворение. -Как вы думаете, о каком стихотворении идет речь, и кто автор? | КУУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. ПУУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно – следственных связей) в процессе выполнения заданий; ЛУУД: понимание эмоционального состоянии других людей и сопереживание им | проявлять уважительное отношение к одноклассникам; | отвечать на вопросы и выражать свое отношение к поступкам героев; устанавливать последовательность событий в произведении с помощью учителя | участие в беседе по содержанию урока; умение отвечать на вопросы и выражать свое отношение к поступкам героев; устанавливать последовательность событий в произведении выделять главную мысль произведения с помощью учителя. |
создание эмоционального настроя на прочтение стихотворения «Баллада о матери» А. Дементьева | | читают стихотворение «Баллада о матери» А. Дементьева | Для каждого из нас мама – это самый близкий и дорогой человек. Мама – это первое слово, которое произносит человек, но часто и самое последнее. Когда нам больно или горько мы шепчем или кричим: «Мама». Мама для нас это «Жизнь». В годы ВОв образ матери стал выглядеть еще величественней на фоне великой и страшной беды. Кто более матери перенес страданий в ту пору? Мамы теряли на фронте своих сыновей, до изнеможения работали в цехах и полях и, всеми силами помогая Родине выстоять. Немцы восхищались русскими женщинами и говорили: “У русских женщин особенное сердце. Только они могут так жалеть, плакать и любить”. Но самое главное, они ждали, молились о своих детях, верили в их возвращение. Постарайтесь прочитать это стихотворение, и передать чувства, которые испытала мама, увидев своего сына живым на экране. Вывод: Это стихотворение А. Дементьев посвятил всем матерям, которые продолжают ждать своих сыновей и жить надеждой на их возвращение. | КУУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. ПУУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно – следственных связей) в процессе выполнения заданий; ЛУУД: понимание эмоционального состоянии других людей и сопереживание им. | эмоционально- нравственная отзывчивость | участвовать в чтении стихов наизусть | знать наизусть стихотворение выразительно, осознанно, без ошибок читать наизусть стихотворение с помощью учителя, эмоционально передавать чувства героев. |
Этап подведения итогов занятия | Оценить работу на уроке. | подводит итоги проделанной работы; предлагает назвать имя ученика, которому хочется сказать спасибо за сотрудничество; предлагает оценить свою работу на уроке. | оценивание друг друга на уроке Самооценка | метод «Благодарю» | РУУД: принятие аргументов учителя по оценке выполненной работы КУУД: осуществлять взаимный контроль и оценку | уважительное отношение к мнению одноклассников и учителя. | осуществлять самоконтроль и самооценку |
Этап информации о домащнем задании | Формирование у учащихся способности к новому способу действия | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. | Я предлагаю вам выполнить сегодня творческое домашнее задание – написать своим мамам письмо. Найдите самые добрые, ласковые слова, чтобы мамы почувствовали вашу любовь. Но письмо вы оформите в письме – треугольнике, как это делали в годы войны. | РУУД: принятие учебной задачи, поставленной учителем | | |
ПРОТЕЧЕСТВЕННАЯАПРОЛВОЙНААПРОЛБЕРЛИНАПРОЛГЕРМАНИЯАПРОЛРГИТЛЕРАПРОЛСТАЛИНАПРМИРПРОЛПОБЕДААПРОЛСМЕРТЬПРОЛРОЛДДЖДСОВЕТСКИЙСОЮЗАПБЛОКАДАПРОМОСКВАПРОЛЛЕНИНГРАДВАПРОЛДЖЭЖ