СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 33

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый  уровень.  11  класс»  авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю использовать при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 33»

Урок 33. Основы современной космологии Цели урока

Личностные: высказывать собственную позицию относительно теории антитяготения и направлений поисков темной энергии.

Метапредметные: приводить доказательства ускорения расширения Вселенной; анализировать процесс формирования галактик и звезд.

Предметные: формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновы- вать ее справедливость и приводить подтвержде- ние; характеризовать понятие «реликтовое излуче- ние»; описывать общие положения теории Большо- го взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипоте- зы существования темной энергии и явления анти- тяготения.

Основной материал

Научные факты, свидетельствующие о различ- ных этапах эволюционного процесса во Вселенной. Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обна- руженное реликтовое излучение.

Методические акценты урока. В начале урока для активизации внимания учащихся важно предло- жить ряд следующих заданий.

  1. Рассмотрите графическую интерпретацию эф- фекта Доплера (рис. 20). Используя рисунок, дайте словесное описание данного явления.

  2. Определите, сколько лет идет к нам свет от га- лактики, скорость удаления которой 5104 км/с.

  3. Используя воздушный шарик и маркер, пока- жите, как будет меняться расстояние между точка- ми, нанесенными на поверхность шарика и располо- женными близко и далеко друг от друга, если шарик надувать. Моделью какого процесса выступает дан- ная система шарика с нанесенными точками?

  4. Поясните, какой смысл имеет каждая из вели- чин, входящих в закон Хаббла.

Рис. 20

Последнее задание переводит внимание учащих- ся в плоскость содержания занятия. В процессе об- суждения необходимо подвести учащихся к выводу о том, что в более раннюю эпоху по сравнению с ны- нешней галактики должны были находиться гораз- до ближе. Следовательно, теория определяет, что в некоторый момент времени во Вселенной не су- ществовало ни галактик, ни звезд, ни других наблю- даемых сейчас объектов. Важно сделать вывод о не- обходимости построения сценария возникновения Вселенной — качественного анализа возможных следствий принятых исходных положений и сравне- ние их с наблюдаемыми явлениями. Учащимся предлагается самостоятельно, используя материал

§ 27 учебника, заполнить таблицу.



Основание для разработки

сценария


Автор(ы) откры- тия/теории

Содер- жание открытия/ теории

Подтвер- ждение открытия/ теории

Гипотеза «горя- чей Вселенной»

Г. А. Гамов



Открытие реликтового излучения

А. Пензиас, Р. Вильсон



Окончание табл.



Основание для разработки

сценария


Автор(ы) откры- тия/теории

Содер- жание открытия/ теории

Подтвер- ждение открытия/ теории

Исследова- ние крупно- масштабной структуры Вселенной

Я. Б. Зельдо- вич



Физические свойства ваку- ума

Э. Б. Глинер



Лямбда-член в уравнениях ОТО

А. Эйнштейн



При обсуждении результатов выполнения учащи- мися задания необходимо акцентировать внимание на том, что открытые в земных условиях законы фи- зики используются для исследования Вселенной. Не исключено, что в процессе исследования Вселенной будут открыты неизвестные новые явления и типы космических объектов. Среди них — темная энер- гия. Совместно с учащимися анализируется рису- нок 6.28 учебника, на котором представлены кри- вые, отражающие теоретические и практические данные о связи «красного смещения» и расстояний до звезд. Темная энергия, обладающая антигравита- ционными свойствами, — главная причина расши- рения Вселенной. Она составляет 74% Вселенной. После анализа темной энергии как нового вида мате- рии анализируются некоторые ее предполагаемые свойства:

  • равномерно распределена по Вселенной, в от-

личие от обычного вещества и других форм темной материи. В галактиках и скоплениях галактик ее столько же, сколько вне их. Главные кандидаты на роль темной энергии — вакуум и гипотетическое сверхслабое поле;

  • испытывает антигравитацию (за счет ее при- сутствия темп расширения Вселенной растет). Тем-

ная энергия как бы расталкивает саму себя, ускоряя при этом и разбегание обычной материи, собранной в галактиках;

— обладает отрицательным давлением, благодаря которому в веществе возникает сила, препятствую- щая его растяжению. Аналогией отрицательного давления темной энергии служит оболочка воздуш- ного шарика: каждый квадратный сантиметр рас- тянут и стремится сжаться. Появись где-нибудь в оболочке разрыв, она немедленно бы стянулась. Но пока разрыва нет, отрицательное натяжение равно- мерно распределено по всей поверхности. Причем, если шарик надувать, резина будет становиться тоньше, а запасенная в ее натяжении энергия будет расти. Сходным образом ведет себя при расширении Вселенной плотность вещества и темной энергии.

Обобщая рассмотренные научные факты, свиде-

тельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной, важно совместно с учащими- ся конкретизировать наиболее распространенную в современной науке модель возникновения и раз- вития Вселенной. Анализируя графическую интер- претацию данного процесса (представленную на цветной вклейке учебника В. А. Касьянова «Физи- ка. Углубленный уровень. 11 класс»), учащиеся за- полняют таблицу.


Время с момента возникновения Вселенной


Температура Вселенной, К


Характеристика Вселенной




После окончания обсуждения результаты запол- нения данной таблицы могут быть приблизительно следующими.


Время с момен- та возникнове- ния Вселенной

Темпера- тура Все- ленной, К


Характеристика Вселенной

10–43 с

1032

После Большого взрыва суще- ствует физический вакуум, все взаимодействия неразли-

Продолжение табл.


Время с момен- та возникнове- ния Вселенной

Темпера- тура Все- ленной, К


Характеристика Вселенной



чимы; плотность вещества 1097 кг/м3

10–43—10–12 с

До 1015

Фазовый переход: грави- тационное взаимодействие становится независимым, существует единое электро- слабое взаимодействие; далее отделяется сильное взаимо- действие, Вселенная расши- ряется; разделяется электро- магнитное и электрослабое взаимодействие

10–12—10–6 с

До 1013

Вселенную заполняет смесь кварков—антикварков, леп- тонов—антилептонов

10–6—10–4 с

До 1012

Возникновение адронов—ан- тиадронов, существование лептонов—антилептонов, переносчики всех видов взаи- модействия

10–4—1 с

До 1010

Реакции аннигиляции и рождение пар частица—анти- частица

1—100 с

До 109

Антивещество практически полностью аннигилировало, вещество представлено нукло- нами, электронами, излуче- ние — фотонами и нейтрино; возникновение нуклеосинтеза

100 с —

15 мин —

350 тыс. лет —

1 млрд лет

3000

75% — ядра водорода и 25% — ядра гелия; свобод- ных нейтронов для синтеза тяжелых изотопов не оста- лось. Возникновение релик- тового излучения; процессы рекомбинации преобладают над процессами ионизации,

Окончание табл.


Время с момен- та возникнове- ния Вселенной

Темпера- тура Все- ленной, К


Характеристика Вселенной



вещество переходит в газо- образное состояние, Вселен- ная непрозрачна

1 млрд лет — настоящее время

15

Вселенная прозрачна для теплового излучения, излуче- ние перестает взаимодейство- вать с веществом, изотропно распространяясь во всех направлениях

Будущее — 5—20 млрд лет


В Солнечной системе Солнце превратится в красный ги- гант, а затем в белый карлик; Галактика столкнется с ту- манностью Андромеды

1020 лет


Время жизни звезд начнет сокращаться из-за роста в них тяжелых элементов; Галакти- ка разрушится

10100 лет


Распадутся протоны, испа- рятся черные дыры галакти- ческого масштаба
















Рис. 21

Для создания полноты картины возникновения Все- ленной важно вернуться в контексте данного сценария к процессу образования га- лактик и планетных систем на примере Солнечной систе- мы, предложив учащимся следующие задания.

    1. Используя рисунок 21, поясните процесс образова- ния сверхскоплений галак- тик.

    2. Используя рисунок 22, поясните процесс образова- ния различных типов галак- тик.

Рис. 22


    1. Используя представленную схему (рис. 23), по- ясните процесс возникновения звезд.


Рис. 23

Домашнее задание. § 27; практическое задание. Сравните прошлые представления о строении

Вселенной в геоцентрической и гелиоцентрической системах мира с современными.

Темы проектов
      1. Научная деятельность Г. А. Гамова.

      2. Нобелевские премии по физике за работы в об- ласти космологии.

Интернет-ресурсы

http://physics.kgsu.ru/astronomia/NV/Evaluz%- 20vselennoy.htm — Эволюция Вселенной.

http://www.sai.msu.su/ng/galaxy_universe/ot- her_galaxes.html — Распределение галактик в про- странстве. Структура и эволюция Вселенной

https://www.youtube.com/watch?v=TxvlFZK0s- Ts — Состав и эволюция Вселенной.

https://www.youtube.com/watch?v=UdDfn2- VjC7Q — История Вселенной за 10 минут.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!