СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Водный урок по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе.»

М.Ю.Лермонтов  «Герой нашего времени» — первый психологический роман 9 класс

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман

9 класс

История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер.  События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется –  впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск,  Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах  боевых действий, посещения Тамани, встречи с  ссыльными декабристами.  1837 – 1840 гг. – время написания романа.

История создания

1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер.

События разворачиваются на фоне столичной жизни.

1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется –

впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск,

Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах

боевых действий, посещения Тамани, встречи с

ссыльными декабристами.

1837 – 1840 гг. – время написания романа.

История создания Годы написания:  1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году) Годы опубликования: 1839-1840 гг. Впервые опубликованы:

История создания

  • Годы написания:

1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году)

  • Годы опубликования: 1839-1840 гг.
  • Впервые опубликованы:

"Бэла" - в "Отечественных записках" (1839, т. 2, №3);

"Фаталист" - в "Отечественных записках" (1839, т. 6, №11);

"Тамань" - в "Отечественных записках" (1840, т. 8, №2);

первое отдельное издание полностью - СПб., 1840.

Первый русский  реалистический психологический  роман в прозе Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера своей среды и эпохи. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

Первый русский реалистический психологический роман в прозе

Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера своей среды и эпохи.

Об этом сказал сам Лермонтов: «История души

человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

Психологизм романа определяет его проблематику. Автора интересует загадка человеческой личности, проблема ее становления и развития, проблема поиска смысла жизни и определения своего предназначения. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, о свободе и необходимости.

Психологизм романа определяет его проблематику.

Автора интересует загадка человеческой личности,

проблема ее становления и развития, проблема поиска смысла жизни и

определения своего предназначения.

Лермонтова интересуют

взаимоотношения человека с судьбой,

его представления о вере и предопределении,

о свободе и необходимости.

Жанр романа: социально-психологический реализм. Проблематика романа «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.

Жанр романа: социально-психологический реализм.

Проблематика романа «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.

  СЛОВАРНАЯ РАБОТА  Сюжет ( франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула ( лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Сюжет ( франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

Фабула ( лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета.

 Нравственные проблемы в романе Проблема смысла жизни и назначения человека Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого. Проблема счастья Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле все, что его окружает. Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.

Нравственные проблемы в романе

Проблема смысла жизни и назначения человека

Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого.

Проблема счастья

Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле все, что его окружает. Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.

 Нравственные проблемы в романе Проблема уважения к людям Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», - рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».  «Наполеоновская проблема» Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.

Нравственные проблемы в романе

Проблема уважения к людям

Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», - рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».

«Наполеоновская проблема»

Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.

Своеобразие композиции:  её концентрическая структура Структура романа Хронологический порядок частей Предисловие ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Тамань Княжна Мери Бэла Фаталист Максим Максимыч I. Бэла II. Максим Максимыч I. Бэла II. Максим Максимыч  Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем (на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче») проходит пять лет. Журнал Печорина  Предисловие I. Тамань Предисловие I. Тамань ЧАСТЬ ВТОРАЯ ( Окончание журнала Печорина ) II. Княжна Мери III. Фаталист II. Княжна Мери III. Фаталист

Своеобразие композиции: её концентрическая структура

Структура романа

Хронологический порядок частей

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • Тамань
  • Княжна Мери
  • Бэла
  • Фаталист
  • Максим Максимыч
  • I. Бэла II. Максим Максимыч
  • I. Бэла
  • II. Максим Максимыч

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем (на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче») проходит пять лет.

  • Журнал Печорина
  • Предисловие I. Тамань
  • Предисловие
  • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ ( Окончание журнала Печорина )
  • II. Княжна Мери III. Фаталист
  • II. Княжна Мери
  • III. Фаталист
 Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:  1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани. 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча. 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем. 5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем. 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).  От хронологической последовательности автор отказался.

Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:

1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани.

2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.

3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.

4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.

5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.

6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).

От хронологической последовательности автор отказался.

Хронологический порядок событий ФАБУЛА

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.

«Тамань»

СЮЖЕТ

Предисловие ко всему роману.

«Бэла»

После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск.

«Княжна Мери»

После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.

«Бэла»

« Максим Максимыч»

Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.

«Предисловие»

к «Журналу Печорина».

«Тамань»

Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя.

Затем происходит история

с Вуличем.

«Фаталист»

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

«Княжна Мери»

Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч»

«Фаталист»

Вопросы: Как вы думаете, зачем писатель изменил порядок частей?  В каком произведении Лермонтова нам встречался подобный прием?  С какой целью М.Лермонтов передает повествование разным персонажам?

Вопросы:

  • Как вы думаете, зачем писатель изменил порядок частей?
  • В каком произведении Лермонтова нам встречался подобный прием?
  • С какой целью М.Лермонтов передает повествование разным персонажам?
Жанр романа   «Бэла» романтическая новелла путевой очерк «Максим Максимыч» психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть «Тамань» дневник «светская» повесть «Княжна Мери» записки романтическая новелла «Фаталист» социально-психологический философский роман 14

Жанр романа

«Бэла»

романтическая новелла

путевой очерк

«Максим Максимыч»

психологическая новелла

авантюрная новелла

остросюжетная повесть

«Тамань»

дневник

«светская» повесть

«Княжна Мери»

записки

романтическая новелла

«Фаталист»

социально-психологический

философский роман

14

Художественная роль  концентрической композиции  В центре всех пяти новелл - образ Печорина .  Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты:   интимные,   психологические,   нравственные,   философские,   конфликты характеров  (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).  Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым конфликтом (конфликт Печорина и «власть имущих», по воле которых он оказался на Кавказе, «правопорядок» которых герой не принимает).  Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа . (В этом новаторство).   Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный герой характеризуется с разных позиций , включая и его исповедь, которую можно считать доминирующей.

Художественная роль концентрической композиции

В центре всех пяти новелл - образ Печорина .

Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты:

интимные,

психологические,

нравственные,

философские,

конфликты характеров

(Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).

Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым конфликтом (конфликт Печорина и «власть имущих», по воле которых он оказался на Кавказе, «правопорядок» которых герой не принимает).

Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа . (В этом новаторство).

  Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный герой характеризуется с разных позиций , включая и его исповедь, которую можно считать доминирующей.

 Выводы.   Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий.  Мы знакомимся с главным героем, слушая рассказ о нём Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя, описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.

Выводы.

Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий.

Мы знакомимся с главным героем, слушая рассказ о нём Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя, описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.

Раскрытие характера Печорина

Раскрытие характера Печорина

 Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания  в России.

Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания

в России.

Концепция «лишнего человека»: кто виноват в судьбе Печорина?

Концепция «лишнего человека»: кто виноват в судьбе Печорина?

«И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань») Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отвечает: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина. Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может описывать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.

«И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань»)

  • Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отвечает: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.
  • Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может описывать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.
Чтение и анализ предисловия к журналу Очень интересно Лермонтов начинает предисловие. Странная реакция на известие о смерти! Но, оказывается, обрадовался тому, что «оно давало мне право печатать эти записки». Здесь вымышленный автор больше похож на Лермонтова: он язвителен, умен, наблюдателен. Лермонтов решил объяснить своим современникам их самих, ничего не скрывая, не приукрашивая. Вот почему он говорит, что герой «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин странен. Но странным в то время называли того, кто не таков, как все, необычен, непонятен, тот, у кого есть собственные мысли и чувства. В двух повестях Печорин показан извне, глазами других героев, теперь мы его увидели изнутри.

Чтение и анализ предисловия к журналу

  • Очень интересно Лермонтов начинает предисловие. Странная реакция на известие о смерти! Но, оказывается, обрадовался тому, что «оно давало мне право печатать эти записки». Здесь вымышленный автор больше похож на Лермонтова: он язвителен, умен, наблюдателен.
  • Лермонтов решил объяснить своим современникам их самих, ничего не скрывая, не приукрашивая. Вот почему он говорит, что герой «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин странен. Но странным в то время называли того, кто не таков, как все, необычен, непонятен, тот, у кого есть собственные мысли и чувства.
  • В двух повестях Печорин показан извне, глазами других героев, теперь мы его увидели изнутри.
Своеобразие  идейно-художественного содержания романа Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла в душе человека.

Своеобразие идейно-художественного содержания романа

  • Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности.
  • В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла в душе человека.
Своеобразие  идейно-художественного содержания романа Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

Своеобразие идейно-художественного содержания романа

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона:

добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе.

Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

Подумаем — Черты какого художественного метода — романтизма или реализма — присущи роману «Герой нашего времени»? — Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма? Вспомним характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях. Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Подумаем

— Черты какого художественного метода — романтизма или реализма — присущи роману «Герой нашего времени»?

— Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?

  • Вспомним характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.
  • Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Черты романтизма и реализма в романе

«Герой нашего времени»

Черты романтизма

Черты реализма

  • Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
  • Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей

2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, к его размышлениям о нравственных и философских проблемах, к анализу собственных переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц

4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

Вывод

В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения.

197

Своеобразие романа «Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно-композиционные особенности романа. Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).

Своеобразие романа

  • «Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно-композиционные особенности романа.
  • Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Своеобразие романа Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм. Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зрения. Концентрическая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.

Своеобразие романа

  • Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм.
  • Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  • Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зрения. Концентрическая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.
 Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе ( 1837 – 1840 ).  Этот роман – новый взгляд на человека, его характер, открывающий в нем связь социально-психологического, физического и духовного начала.

Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе ( 1837 – 1840 ).

Этот роман – новый взгляд на человека, его характер, открывающий в нем связь социально-психологического, физического и духовного начала.

«Бэла»   Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

Бэла и Печорин «он часто грезился ей во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления…» «…наряжал ее , как куколку, холил и лелеял…» «…я ее еще люблю… я за нее жизнь отдам…» НО НО «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосерде- чие одной так же надоедают, как и кокетство другой…»  Полюбить не может, так как Печорин - иноверец Страдает от противоречия Попытка приблизиться к чело- веку другой веры заканчивается трагически

Бэла и Печорин

«он часто грезился ей во сне…

и ни один мужчина никогда не

производил на нее такого

впечатления…»

«…наряжал ее , как куколку,

холил и лелеял…»

«…я ее еще люблю… я за нее

жизнь отдам…»

НО

НО

«Я опять ошибся: любовь дикарки

немногим лучше любви знатной

барыни; невежество и простосерде-

чие одной так же надоедают, как и

кокетство другой…»

Полюбить не может, так как

Печорин - иноверец

Страдает от противоречия

Попытка приблизиться к чело-

веку другой веры заканчивается

трагически

Повесть «Максим Максимыч» ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Максим Максимыч Печорин Все прошедшее мучительно Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Не может и не хочет вспоминать спокойно,  особенно историю с Бэлой Воспоминания о прошлом придают некую значительность Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель)

Повесть «Максим Максимыч»

ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ

Максим Максимыч

Печорин

Все прошедшее

мучительно

Все прошедшее мило

Общие воспоминания –

основа для беседы, которую

ждет с нетерпением

Не может и не хочет

вспоминать спокойно,

особенно историю с Бэлой

Воспоминания о прошлом

придают некую

значительность

Боль в душе – не может

простить историю с Бэлой

(ее гибель)

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить. Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г. 33

Повесть «Тамань»

М.Ю. Лермонтов, 1837 г.

Ф.Д. Константинов, 1962 г.

33

 Повесть «Тамань» рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте. Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

Повесть «Тамань» рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»  Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.  Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери . Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом. Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери . Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

Печорин и Мери Раздражение Ненависть Интерес Отсутствие внимания со стороны Печорина Сопереживание «Дерзкие»  поступки Печорина Желание узнать, кто же такой Печорин Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ 36

Печорин и Мери

Раздражение

Ненависть

Интерес

Отсутствие внимания со стороны Печорина

Сопереживание

«Дерзкие» поступки

Печорина

Желание узнать,

кто же такой

Печорин

Исповедь Печорина

ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ

36

«ФАТАЛИСТ» Является завершающей частью романа, его «замковым камнем». Повествует о трагической гибели сербского офицера Вулича. Содержит безответные вопросы о роли судьбы, предопределения в жизни человека.

«ФАТАЛИСТ»

Является завершающей частью романа, его «замковым камнем». Повествует о трагической гибели сербского офицера Вулича. Содержит безответные вопросы о роли судьбы, предопределения в жизни человека.

– Восстановите хронологический порядок событий. “ Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; “ Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; “ Фаталист ”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “ Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “ Максим Максимыча ”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”. Восстановите картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”.  Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине . 36

Восстановите хронологический порядок событий.

  • Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
  • Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
  • Фаталист ”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
  • Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
  • Максим Максимыча ”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
  • Восстановите картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”.

Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине .

36

Образ Печорина  — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209—11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. 36

Образ Печорина  — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209—11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага.

36

Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе) Время и общество Он сам ↓ ↓ Судьба Социальные причины Нравственные ↓ (Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе) (Характер героя — есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».) Философия (Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба).

Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе)

Время и общество

Он сам

Судьба

Социальные причины

Нравственные

(Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе)

(Характер героя — есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».)

Философия

(Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба).

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”. М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

 Печорин – человек 30-х гг. (время реакции)  одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля)  характер противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца)  способен на глубокую любовь (отношение к Вере)  типичный герой своего времени тип лишнего человека  А.И. Герцен (1 8 61 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».
  • Печорин – человек 30-х гг. (время реакции)
  • одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля)
  • характер противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца)
  • способен на глубокую любовь (отношение к Вере)
  • типичный герой своего времени

тип лишнего человека

А.И. Герцен (1 8 61 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».

 К типу «лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого).  Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи.  Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.  Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.

К типу «лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого).

Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи.

Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!