Жизнь и творчество поэта. «Парус».
( 1814 г. - 1841 г.)
- познакомить учащихся с личностью поэта, показать, как биография отражается в его творчестве, знакомство с выдающимся шедевром русской лирики;
- совершенствовать навыки анализа стихотворения, соотнесения его содержания с фактами биографии, расширение словарного запаса;
- эстетическое наслаждение разными видами искусства: музыкой, живописью.
Родители поэта
Мария Михайловна Лермонтова
(Арсеньева)
Юрий Петрович Лермонтов
Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева
В возрасте «полугоду» родители привезли его из Москвы в Тарханы.
Детство провел в имении бабушки
Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.
Портрет Е.А. Арсеньевой (бабушки поэта)
Из письма родственницы:
«Старушка Арсеньева
боготворила
своего внука
Лермонтова…
Она жила им одним.
Не нахвалится, бывало,
не налюбуется на него».
Детские портреты
1817 г. - 1818 г.
1820 г. - 1822 г.
Пензенский край Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта..
Лермонтов и Кавказ
« Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство моё;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры всё мечтаю о вас да о небе»
- В 1818,1820 и 1825 Елизавета Алексеевна возит внука на Кавказ для укрепления его здоровья. Кавказская природа поразила впечатлительного мальчика.
«Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ!..»
Лермонтов рисует Кавказ
1830 -1832гг. Учеба в Благородном пансионе при Московском университете
- 1828 год- принят в IV класс Московского университетского благородного пансион
- « Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры
О Боге, о Вселенной…»
Переезд в Петербург
«... Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой! . .
Куда ни взглянешь, красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой;
Нет милых сплетен - все сурово,
Закон сидит на лбу людей;
Все удивительно и ново -
А нет не пошлых новостей!
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою,
То без названия у них!..»
Тест по биографии
- 1. В каком году родился М.Ю.Лермонтов?
а) 1814 б) 1825 в) 1804
- 2. Где родился М.Ю. Лермонтов?
а) в Тарханах б) в Пензе в) в Москве
- 3. Кому принадлежало поместье в Тарханах?
а) самому Лермонтову б) бабушке в) отцу
- 4. Куда возила бабушка лечиться своего внука?
а) Крым б) за границу в) Кавказ
- 5. Какими ещё языками владел М.Ю. Лермонтов?
а) итальянским и немецким б) французским и немецким
в) английским и немецким
- 6. Где учился тринадцатилетний М.Ю. Лермонтов?
а) Царскосельский лицей б) Благородный пансион
в) Пажеский корпус
- 7. В каком возрасте погиб М.Ю. Лермонтов?
а) 33 б) 26 в) 29
«Парус» Акварель М.Ю.Лермонтова
Александр Варламов- русский композитор
Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца .
Введение новых понятий
Одинокий парус белеет
Необычный порядок слов -ИНВЕРСИЯ
Мятежный – бурный, тревожный, неспокойный, неудовлетворённый
Белеет парус одинокий
Работа со словарем
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Многие слова, используемые в стихотворении,
приобрели в поэзии символическое значение.
Символ – обобщённый знак какого-либо понятия или явления.
Попробуем расшифровать символы М.Ю. Лермонтова.
Парус – поиск
Туман – сомнения, тревога
Море – стихия жизни
Волны – угрозы
Ветер – перемены
Светлая струя - надежда
Луч – спасение
Буря - борьба
Домашнее задание:
Составить устный рассказ
о стихотворении «Парус».
Выучить стихотворение наизусть.