СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.М.Пришвин-певец природы.Проблемы взаимоотношений человека и природы в творчестве М.М.Пришвина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.М.Пришвин-певец природы.Проблемы взаимоотношений человека и природы в творчестве М.М.Пришвина»

М.М.Пришвин – певец природы. Проблемы взаимоотношений человека и природы в творчестве М.М.Пришвина. Работу выполнила Учитель нач.классов МОУ «СОШ № 57» г.Саратов Федосеева Ольга Анатольевна

М.М.Пришвин – певец природы.

Проблемы взаимоотношений человека и природы в творчестве М.М.Пришвина.

Работу выполнила

Учитель нач.классов

МОУ «СОШ № 57» г.Саратов

Федосеева Ольга Анатольевна

 «Все прекрасное на земле ̶ от солнца, и все хорошее ̶ от человека».   М.М.Пришвин  Цель работы: разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека и природы, о великой миссии человека и его ответственности за свою жизнь и за жизнь природы, пробудить интерес к творчеству М.М. Пришвина.

«Все прекрасное на земле ̶ от солнца, и все хорошее ̶ от человека».

М.М.Пришвин

Цель работы: разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека и природы, о великой миссии человека и его ответственности за свою жизнь и за жизнь природы, пробудить интерес к творчеству М.М. Пришвина.

Детство свое Пришвин провел среди крестьян. Потом была учеба, служба и работа агрономом. И вдруг писатель бросает все, берет маленькую сумку, ружье, записную книжку и уходит пешком на Север, чтобы узнать, как разговаривают звери и птицы, растения и животные. Пришвин ходил по белу свету: по лесным тропам и берегам рек, и писал о том, что сам видел и пережил в природе. Так он стал писателем.

Детство свое Пришвин провел среди крестьян. Потом была учеба, служба и работа агрономом. И вдруг писатель бросает все, берет маленькую сумку, ружье, записную книжку и уходит пешком на Север, чтобы узнать, как разговаривают звери и птицы, растения и животные. Пришвин ходил по белу свету: по лесным тропам и берегам рек, и писал о том, что сам видел и пережил в природе. Так он стал писателем.

  Человек ̶ это часть природы . В своих произведениях Пришвин хочет нам сказать, что всё нужно беречь: и лес, и цветы, которые встретятся нам на пути, и ёжика, что перебежал нам дорогу в лесу.   Его рассказы способны пробудить и развить лучшие качества человека, которые будут необходимы ему в жизни.

Человек ̶ это часть природы . В своих произведениях Пришвин хочет нам сказать, что всё нужно беречь: и лес, и цветы, которые встретятся нам на пути, и ёжика, что перебежал нам дорогу в лесу.

Его рассказы способны пробудить и развить лучшие качества человека, которые будут необходимы ему в жизни.

М.М. Пришвин воспринимает природу как писатель, и как ученый. Его наблюдения отличаются достоверностью, зоркостью взгляда; у него нет случайных слов - каждое выверено и взвешено. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник, искатель слов, точных и поэтических, искатель правды.

М.М. Пришвин воспринимает природу как писатель, и как ученый. Его наблюдения отличаются достоверностью, зоркостью взгляда; у него нет случайных слов - каждое выверено и взвешено. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник, искатель слов, точных и поэтических, искатель правды.

  За М.М. Пришвиным прочно закрепилось имя «певца природы». Природа для него была и материалом, и творческой лабораторией, и живой средой. Писателю удаётся создать движущуюся картину природы, точно воспроизвести переходные моменты, переживаемые растительным и животным миром на стыке времён года – зимы и весны, лета  и осени и т.д. «Дожди вовсе  замучили хозяев. Стрижи давно  улетели. Ласточки табунятся  в полях. Было уже два мороза….»

За М.М. Пришвиным прочно закрепилось имя «певца природы». Природа для него была и материалом, и творческой лабораторией, и живой средой. Писателю удаётся создать движущуюся картину природы, точно воспроизвести переходные моменты, переживаемые растительным и животным миром на стыке времён года – зимы и весны, лета

и осени и т.д. «Дожди вовсе

замучили хозяев. Стрижи давно

улетели. Ласточки табунятся

в полях. Было уже два мороза….»

 В рассказах М.М. Пришвин дает точные реальные образы, при этом каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. Звери и птицы у писателя «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них движется по-своему. «Неустанно куковала в бору кукушка.Цапля вымахнула из сухих старых тростниковБолотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке. Землеройка пискнула в старой листве…»

В рассказах М.М. Пришвин дает точные реальные образы, при этом каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. Звери и птицы у писателя «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них движется по-своему. «Неустанно куковала в бору кукушка.Цапля вымахнула из сухих старых тростниковБолотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке. Землеройка пискнула в старой листве…»

Пейзажи природы удивительны и неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет нашу душу восторгом. В зарисовке «Жаркий час» показана удивительная картина ранней весны - пробуждение леса. «Лес пробудился, птички запели, подснежники полезли». Пришвин показывает этот процесс реалистически, буквально: всю зиму деревья пригибались к земле под тяжестью снега, и вот пришел жаркий час. Это час, когда «снег заметно подтаивает и в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой ... спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может сама собой шевельнуться... Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула...

Пейзажи природы удивительны и неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет нашу душу восторгом. В зарисовке «Жаркий час» показана удивительная картина ранней весны - пробуждение леса. «Лес пробудился, птички запели, подснежники полезли». Пришвин показывает этот процесс реалистически, буквально: всю зиму деревья пригибались к земле под тяжестью снега, и вот пришел жаркий час. Это час, когда «снег заметно подтаивает и в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой ... спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может сама собой шевельнуться... Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула...

 Из очерков «Северный лес» и «Лесная капель» мы узнаём, как в каждом конкретном случае протекает борьба за существование между особями разных видов. Светолюбивая береза «бросилась вверх, и ель тоже за ней. Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим  голым веником она начала  из года в год хлестать ель  по макушке.  Но исхлёстанная, уродливая  ёлка половинкой дотянулась  и обогнала, усилилась  и задушила берёзку».

Из очерков «Северный лес» и «Лесная капель» мы узнаём, как в каждом конкретном случае протекает борьба за существование между особями разных видов. Светолюбивая береза «бросилась вверх, и ель тоже за ней. Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим

голым веником она начала

из года в год хлестать ель

по макушке.

Но исхлёстанная, уродливая

ёлка половинкой дотянулась

и обогнала, усилилась

и задушила берёзку».

 Мастерство М. Пришвина, как писателя, обладающего большими знаниями и умениями живо передавать тончайшие проявления жизни природы, показано в «Календаре природы» «Раз я сел отдохнуть на лесной вырубке. Вокруг были пни на сыром месте, и между пнями на большом пространстве начался свежий моховой покров… И везде весь этот лунно – зелёный покров  был небольшими бугорками…»

Мастерство М. Пришвина, как писателя, обладающего большими знаниями и умениями живо передавать тончайшие проявления жизни природы, показано в «Календаре природы» «Раз я сел отдохнуть на лесной вырубке. Вокруг были пни на сыром месте, и между пнями на большом пространстве начался свежий моховой покров… И везде весь этот лунно – зелёный покров

был небольшими бугорками…»

 Идея о единстве человека и природы показана в рассказе «Этажи леса». Люди живут в многоэтажках на определенном этаже, так птицы и звери живут каждый на своем этаже. Но если люди без труда могут спуститься на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети...»

Идея о единстве человека и природы показана в рассказе «Этажи леса». Люди живут в многоэтажках на определенном этаже, так птицы и звери живут каждый на своем этаже. Но если люди без труда могут спуститься на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети...»

 А в рассказе «Белый ожерёлок». Старый охотник спас медведя от волков. Весной он надел на этого медведя белый ожерёлок и всем охотникам наказал, чтобы его никто не обижал: «этот медведь – его друг»

А в рассказе «Белый ожерёлок». Старый охотник спас медведя от волков. Весной он надел на этого медведя белый ожерёлок и всем охотникам наказал, чтобы его никто не обижал: «этот медведь – его друг»

 Пришвин учит сохранять прекрасное в мире природы ради больших целей, связанных с проблемами гармонического воспитания человека. Показывая встречу с пятнистой оленихой, он пишет «… я замер, и она медленно опустила ногу, сделала один и ещё один шаг ко мне. Я смотрел её прямо в глаза, дивился их красоте, то представляя себе такие глаза на лице женщины, то на стебельке, как цветок, как неожиданное открытие среди  цветов…» («Жень-шень»)

Пришвин учит сохранять прекрасное в мире природы ради больших целей, связанных с проблемами гармонического воспитания человека. Показывая встречу с пятнистой оленихой, он пишет «… я замер, и она медленно опустила ногу, сделала один и ещё один шаг ко мне. Я смотрел её прямо в глаза, дивился их красоте, то представляя себе такие глаза на лице женщины, то на стебельке, как цветок, как неожиданное открытие среди

цветов…» («Жень-шень»)

Человек является частью природы, высшей формой её организации. Мысль о единстве человека и природы он сформулировал следующим образом: « Так миллионы лет назад нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся. Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикреплённом к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и всё это нам нравится, потому что это всё наше, только было очень, очень давно».

Человек является частью природы, высшей формой её организации. Мысль о единстве человека и природы он сформулировал следующим образом: « Так миллионы лет назад нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся. Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикреплённом к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и всё это нам нравится, потому что это всё наше, только было очень, очень давно».

В книге очерков «Северный лес» М. Пришвин с болью в сердце пишет о том, что бесхозяйственное и бездумное использование природных богатств нередко приводит к вырубке леса в таких местах, где он должен расти и охраняться в обязательном порядке.  Человек не властелин природы, а её часть. Он сама природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу. Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе.

В книге очерков «Северный лес» М. Пришвин с болью в сердце пишет о том, что бесхозяйственное и бездумное использование природных богатств нередко приводит к вырубке леса в таких местах, где он должен расти и охраняться в обязательном порядке.

Человек не властелин природы, а её часть. Он сама природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу. Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе.

 Современный человек живёт в мире техники. Он окружён мобильным телефоном, интернетом и транспортными средствами. Хотя человек и имеет много возможностей, он бессилен перед природой. В данное время природа страдает от природных катаклизмов, стихийных бедствий. И в этом виноват сам человек. Из-за вмешательства человека в Аральское море стало поступать намного меньше воды, и в итоге Аральское море стало пересыхать. Но в природе всё взаимосвязано. Из-за пересохшей воды стал портиться климат, соль с высохшего дна моря испаряется, и в результате страдают люди.

Современный человек живёт в мире техники. Он окружён мобильным телефоном, интернетом и транспортными средствами. Хотя человек и имеет много возможностей, он бессилен перед природой. В данное время природа страдает от природных катаклизмов, стихийных бедствий. И в этом виноват сам человек. Из-за вмешательства человека в Аральское море стало поступать намного меньше воды, и в итоге Аральское море стало пересыхать. Но в природе всё взаимосвязано. Из-за пересохшей воды стал портиться климат, соль с высохшего дна моря испаряется, и в результате страдают люди.

 Структура «Человек- общество- природа» трактуется писателем как единство, развивающееся на основе всеобщего закона связи всех составляющих. Главный предмет изображения в произведениях Пришвина – отношение человека к природе . «Дорога к другу» - так назвал писатель свою итоговую книгу

Структура «Человек- общество- природа» трактуется писателем как единство, развивающееся на основе всеобщего закона связи всех составляющих. Главный предмет изображения в произведениях Пришвина – отношение человека к природе . «Дорога к другу» - так назвал писатель свою итоговую книгу

Вывод.  Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается своё окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту. Своими произведениями писатель утверждал: «Природа не враг, не раба, а друг твой, учись видеть и понимать её жизнь и брать у неё разумно».

Вывод.

Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается своё окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту. Своими произведениями писатель утверждал: «Природа не враг, не раба, а друг твой, учись видеть и понимать её жизнь и брать у неё разумно».

Использованная литература:  книги М. Пришвина «Календарь природы», «Неодетая весна», «Лесная капель», «Корабельная чаща». Изд.: «Урожай», 1977.  М.А. Зотов. Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина. Москва. «Просвещение», 1982.  Природа в дневниках Михаила Пришвина. ru.wikipedia.org  М.М. Пришвин (1873-1954). Книги Пришвина, написаннные для детей. reftrend.ru/87135.html  Михаил Пришвин на Смоленщине. Жизнь и деятельность М. Пришвина. otherreferats.allbest.ru  Человек и природа М. Пришвина. otherreferats.allbest.ru  Мир и природа в творчестве М. Пришвина. litra.ru  Единство человека и природы. diplomba.ru/work/116890  Человек и природа в произведениях Пришвина. studbirga.info          

Использованная литература:

книги М. Пришвина «Календарь природы», «Неодетая весна», «Лесная капель», «Корабельная чаща». Изд.: «Урожай», 1977.

М.А. Зотов. Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина. Москва. «Просвещение», 1982.

Природа в дневниках Михаила Пришвина. ru.wikipedia.org

М.М. Пришвин (1873-1954). Книги Пришвина, написаннные для детей. reftrend.ru/87135.html

Михаил Пришвин на Смоленщине. Жизнь и деятельность М. Пришвина. otherreferats.allbest.ru

Человек и природа М. Пришвина. otherreferats.allbest.ru

Мир и природа в творчестве М. Пришвина. litra.ru

Единство человека и природы. diplomba.ru/work/116890

Человек и природа в произведениях Пришвина. studbirga.info

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!