СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Пришвин "Моя Родина". Урок литературного чтения в 3 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся жизнью и творчеством М.М.Пришвина, его очерком "Моя Родина".Раскрывают смысл слова "Родина". Учатся любить все живое. Развивают внимание, память, речь.

Просмотр содержимого документа
«М. Пришвин "Моя Родина". Урок литературного чтения в 3 классе.»

Тема урока М.М. Пришвин « Родина»

Цели урока. Ознакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; прививать любовь к природе, к животным; развивать навык выразительного чтения, внимание, речь.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, посмотрите друг на друга. Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.

2. Проверка домашнего задания.

- Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Что вам было задано на дом?





3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Ребята, откройте учебники на с.57. Прочитайте название раздела к изучению которого мы приступаем. Подумайте, о чем пойдет речь в этом разделе? Слайд 1.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Путешествие по времени. Человек, который путешествует должен быть внимательным, аккуратным и четко выполнять каждое задание. Для того чтобы отправиться в путь нам нужно пройти три ступени проверки. Слайд 2.

1ступень. “Ассоциативная”. Мы узнаем, по какой стране будем путешествовать.

2 ступень. “Речевая разминка”. Мы узнаем, в какое время отправляемся.

3 ступень. “Игра на внимание”. Узнаем, к кому отправимся.

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

АССОЦИАТИВНАЯ”

Прочитайте слово РОДИНА (Слайд 3 ) .

Запишите в тетради возникшие ассоциации.

.

- Выберите самые красивые на ваш взгляд слова и зачитайте.

- Как вы понимаете слово Родина?

- Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

Назовите страну, по которой будем путешествовать?

- Мы будем путешествовать по нашей Родине.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКАСлайд 4

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

- Прочитайте про себя

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте орфоэпически.

- Подготовьте выразительное чтение в парах.

- Прочитайте выразительно 2 -3 чел.

- Куда мы отправимся сегодня на уроке? ( В старину)

Каким показан народ в стихотворении? ( Умный, сильный)

- Откуда мы узнаем о нашей старине, прошлом нашей Родины, ее людях?

В какое время мы отправляемся?

- Мы отправляемся в прошлое нашей Родины.

ИГРА НА ВНИМАНИЕСлайды 5 - 13

Чтение слов по табличкам. (время показа 1 секунда)

РАНО, ВСТАВАЛА,ГЛИНЯНОМ, ГОРШОЧКЕ, РУМЯНОЙ, УГОЩЕНИЕ, ВЕЛИКИМИ, СОКРОВИЩАМИ, ПРИШВИН.

Чтение всех слов, про себя. Слайд 14

Чтение хором. Были ли непонятные слова?

Какое слово можно назвать “лишним”?

- “Лишним” можно назвать слово Пришвин, так как это имя собственное.

- Куда или к кому отправляемся?

- Мы отправляемся к М.М.Пришвину. Слайд 15

4.ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ М.М. ПРИШВИНА.

Отправляемся в прошлое. (Рассказ учителя о Пришвине)

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь. И воспел ее. То, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Михайловича Пришвина… – считал писатель Константин Паустовский. Он ни на кого не похож ни у нас, ни в мировой литературе»

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 года. У него сегодня день рождения ему исполнилось 126 лет Родился в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Отец его умер, и мать осталась одна с пятью детьми. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных – языковедов, изучая фольклор народов Севера.

К писательскому творчеству пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году. И называлась «В краю непуганых птиц» .Из названия видно что Пришвин решил писать о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем. А за открытиями. Особенно нравилась Пришвину природа средней полосы России. Дом , где жил писатель в последние свои годы в деревне Дунино, - давно стал музеем. А книги его с удовольствием читают и сегодня.. Слайд16

Где мы с вами побывали?

- Мы побывали в прошлом, из которого узнали о жизни М.М.Пришвина.

Что больше всего запомнилось вам из рассказа о писателе?

О чем писал М.М.Пришвин?

- М.М.Пришвин писал о природе.

5.РАБОТА НАД ОЧЕРКОМ “МОЯ РОДИНА”.

- Назовите, какой сейчас год? Это - какое время?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с очерком М.М. Пришвина “Моя Родина”

На доску учитель вывешивает лексическое значение слова ОЧЕРК. Слайд 17

Прочитайте про себя лексическое значение слова.

Очерк - небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.

- Очерк читает учитель под музыку песни “С чего начинается Родина”

- Чем понравился вам очерк?

- От чьего имени ведется рассказ.?

6.Физминутка Слайд 18

Мы с вами входим в лес

Сколько здесь вокруг чудес

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули

Кисти стряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки

Плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся покажем

Крылья сложили назад

Наклонились и присели

И за парты тихо сели.



7 .АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Слайд 1.1 абз. – Чтение про себя с “копилкой” вопросов. Ребята задают вопросы по прочитанному абзацу.

- Как вы понимаете выражение “рано до солнца”?

- Чем угостила мать автора?

- В чем кипятилось молоко?

- Чем покрывалось сверху?

2 абз. Чтение вслух.

- Как вы понимаете выражение “это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону”?

3 абз. Чтение вслух..

- О чем говорят эти строки?

4 абз. – Чтение “цепочкой”. Оцените, кто из ребят прочитал своё предложение лучше.

5-6 абз. – Чтение про себя. Найти и подчеркнуть слова, которые поясняют, в чём заключается “охота писателя”

7-8 абз. – Чтение про себя. Приготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы, покажите логическое ударение.

8. РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ. Слайд 19

Очерк М.М.Пришвина заканчивается пословицей.

Охранять природу – значит охранять Родину.

Как вы понимаете смысл этой пословицы.

Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.

Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

9. Закрепление изученного. Тестирование. Слайд 20

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.



10. ОБОБЩЕНИЕ.

- Мы побывали в прошлом, в настоящем, а теперь заглянем на чуть-чуть в будущее.

Но прежде давайте посмотрим на ваши рисунки, которые вы рисовали по теме “Моя Родина”. (Ученикам было дано задание дома нарисовать рисунки на тему “Моя Родина”

Звучит мелодия песни. “С чего начинается Родина”.

- Что общего можно сказать, глядя на ваши рисунки?

- Отличается ли ваше представление о Родине с произведением Пришвина?

- А теперь закройте глаза и попробуйте представить. Какой будет наша Родина в 2020 году?

- А каким будет человек?

11. ИТОГ.

- Закончилось наше путешествие.

- Что вам запомнилось? Что интересного было на уроке? Что получилось?

- О чем задумались?

Оценки за работу



12. Д/з Ответить на вопросы после текста




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!