СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мальчик-звезда". Оскар Уайльд

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку по книге "Вокруг тебя-мир...". 5 класс

Просмотр содержимого документа
«"Мальчик-звезда". Оскар Уайльд»

К УРОКУ ПО СКАЗКЕ  О.УАЙЛЬДА  «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «Вокруг тебя-мир…». 5 класс

К УРОКУ ПО СКАЗКЕ О.УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»

«Вокруг тебя-мир…». 5 класс

            общая  – привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание».             частная  – расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как  жанровом признаке сказки.        Цели
  •            общая  – привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание».            частная  – расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как  жанровом признаке сказки.
  •     

  Цели

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Гюго В.
  • Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.

Гюго В.

О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde; 16 октября 1854 года, Дублин — 30 ноября 1900 года, Париж) — ирландский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма. ***
  • О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde; 16 октября 1854 года, Дублин — 30 ноября 1900 года, Париж) — ирландский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.

***

  Работа по тексту

  •    1.  В чем аллегорическое значение образа суровой зимы?        (Зима – «Королева Льда», «Снежная Дева» – это не только трудное время года, но и аллегория нелегкой  жизни в мире, где «царит несправедливость, и благами она одаряет лишь немногих, а вот горе отмеряет щедрой рукой».)    2.  Что надеялись найти Лесорубы, увидев падающую звезду? О чем они спорили?        (Важно обратить внимание учеников на то, что жизнь обоих Лесорубов очень тяжела, однако поступить они намерены по-разному).    3.  Почему Лесоруб не переступил порога?        (Разбирая диалог Лесоруба с женой, важно обратить внимание на характерный для сказки элемент –  троекратное повторение или троекратную попытку (Лесоруб дважды не переступил порог своего дома,  на третий раз в его словах звучит лейтмотив «каменного сердца» – «В доме, где живут люди с каменными  сердцами, всегда будет стужа, – сказал муж.»)       Как вы понимаете выражение «каменное сердце»?        (Отвечая на вопрос, учащиеся могут назвать следующие определения: злое, жестокое, не знающее  жалости и сострадания и т.п. На этом этапе целесообразно познакомить учеников со словарным  значением слова «сострадание» – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем.)
   8.  Сколько раз Мальчик-звезда отказывался узнавать свою мать?         (Отвечая на вопрос, ученики могут найти еще один пример троекратного повторения: Мальчик-звезда  трижды отказывается узнать в нищенке свою мать. Важно указать на слова: «он наглухо затворил свое сердце» и сопоставить их со словами Лесоруба о «каменном сердце».)      9.  Перечитайте фрагмент текста, в котором Мальчик-звезда отказывается поцеловать нищенку.   («...мне легче поцеловать гадюку или жабу, чем тебя!»)  С какими фрагментами сказки перекликаются эти  слова Мальчика-звезды? (Его товарищи дразнят его, сравнивая с жабой и гадюкой. Так же насмехаются  над ним воины с алебардами. В лесу его одиночество разделяют лишь жаба и гадюка. Оскорбление, нанесенное матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде.)      10.  Как обращаются люди с Мальчиком-звездой во время его скитаний?           («Три полных года бродил он по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни сострадания, ни  милосердия; весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни».) Работа по тексту
  •    8.  Сколько раз Мальчик-звезда отказывался узнавать свою мать?        (Отвечая на вопрос, ученики могут найти еще один пример троекратного повторения: Мальчик-звезда  трижды отказывается узнать в нищенке свою мать. Важно указать на слова: «он наглухо затворил свое сердце» и сопоставить их со словами Лесоруба о «каменном сердце».)    9.  Перечитайте фрагмент текста, в котором Мальчик-звезда отказывается поцеловать нищенку.   («...мне легче поцеловать гадюку или жабу, чем тебя!»)  С какими фрагментами сказки перекликаются эти  слова Мальчика-звезды? (Его товарищи дразнят его, сравнивая с жабой и гадюкой. Так же насмехаются  над ним воины с алебардами. В лесу его одиночество разделяют лишь жаба и гадюка. Оскорбление, нанесенное матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде.)    10.  Как обращаются люди с Мальчиком-звездой во время его скитаний?          («Три полных года бродил он по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни сострадания, ни  милосердия; весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни».)

Работа по тексту

  •   4.  Почему Мальчик-звезда остается в семье Лесоруба?    5.  Что отличало Мальчика-звезду от других детей? Каким он вырос?        («Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Учитель  может обратить внимание учеников на то, что действия Мальчика-звезды, его отношение к окружающим  можно условно разделить на 3 (три) стадии: первая стадия – презрение к сверстникам – «все они низкого  происхождения в то время, как он – знатного рода»; вторая стадия – отсутствие сострадания – «не испытывал сострадания к беднякам или слепым, недужным и увечным»; третья стадия – жестокие поступки,  причиняющие страдания другим, – «он проткнул острой тростинкой подслеповатые глаза крота…, швырял  камнями в прокаженного...»; «издевался над всеми, кто был жалок и безобразен»).  В процессе знакомства с произведением еще не раз может встретиться трехступенчатая группировка элементов текста, которая указывает на особую роль троекратного повторения в развитии сюжета сказки.    6.  Как ведут себя товарищи Мальчика-звезды? Что происходит с ними?        («...и они стали столь же жестокосердны, как и он».)       Познакомьтесь с афоризмом английского писателя Чарльза Бакстона (1823–1817): «Одним из дурных  последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев». Как вы его понимаете? С какими эпизодами сказки он перекликается?

  Работа по тексту

  • 11.  Почему Крот, Коноплянка и Белочка не помогли Мальчику-звезде?         Найдите в тексте диалоги, подтверждающие вашу мысль.  (Важно обратить внимание учеников на то, что  не месть является причиной отказа в помощи, а жестокие поступки, совершенные Мальчиком-звездой. Например:         «– Скажи, не видал ли ты моей матери?         – Ты выколол мне глаза, как же я мог ее увидеть?» )    12.  Что изменилось в характере и поступках Мальчика-звезды к моменту его встречи с Зайчонком?          (Во время своих скитаний Мальчик-звезда узнал, каково было тем, к кому он относился без жалости и  сострадания. И вот впервые, «позабыв свою беду», он побежал на крик: «казалось, кто-то взывает о  помощи».) Чем объясняет Зайчонок свою готовность трижды выручать Мальчика-звезду?         (Следует привлечь внимание к следующим репликам Зайчонка: «…как ты поступил со мной, так и я  поступил с тобой»; «…ты первый сжалился надо мной…»)    13.  Когда к Мальчику-звезде возвращается его прежний облик?          (Когда чужая нужда становится для него важнее собственной. «И Мальчик-звезда снова пожалел его и  отдал ему монету из красного золота, сказав: – Твоя нужда больше моей. – Однако сердце его сжалось  от тоски (значит уже не каменное. – Прим. авт.), ибо он знал, какая страшная судьба его ожидает».)

Работа по тексту


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!