СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша главная задача состоит не только в передаче знаний. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Игровые технологии на уроках русского языка"»

 Мастер - класс  «Игровые технологии на уроках русского языка»

Мастер - класс «Игровые технологии на уроках русского языка»

 В.А. Сухомлинский:  «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра  есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии . Социализация, толерантность Коммуникативная Межнациональная коммуникация Развитие логического мышления, творческих способностей Повышение самооценки Функции игры Познавательный интерес, активизация деятельности

Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии .

Социализация,

толерантность

Коммуникативная

Межнациональная

коммуникация

Развитие

логического мышления,

творческих

способностей

Повышение

самооценки

Функции игры

Познавательный интерес,

активизация деятельности

подвижные дидактические настольные интеллектуальные деловые по форме и содержанию игры делятся

подвижные

дидактические

настольные

интеллектуальные

деловые

по форме и

содержанию

игры делятся

Морфемика и словообразование Морфология Лексикология Фразеология Фонетика Синтаксис Классификация игр по школьным раздела языкознания

Морфемика и словообразование

Морфология

Лексикология

Фразеология

Фонетика

Синтаксис

Классификация игр по школьным раздела языкознания

        Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.

Отношение учеников к уроку русского языка

Отношение учеников к уроку русского языка

Отношение учеников к лингвистическим играм «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», – писал известнейший педагог Е.Н. Ильин. Попробуем соединить изучение русского языка с лингвистическими играми, чтобы решить хотя бы часть проблем, беспокоящих учителей-словесников.  В отличие от детской игры, для учебной игры очень важен результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам. Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.

Отношение учеников к лингвистическим играм

  • «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», – писал известнейший педагог Е.Н. Ильин. Попробуем соединить изучение русского языка с лингвистическими играми, чтобы решить хотя бы часть проблем, беспокоящих учителей-словесников. В отличие от детской игры, для учебной игры очень важен результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам. Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.
       игра «Соберем букет»   Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

игра «Соберем букет» Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

             Прочитайте стихотворения В. Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.   Мимо сада не спеша  Шли четыре малыша.  -Поигаем, что-ли в пятки?  -Луссе в мясик на плоссятке?  - Вот пвидумав ! Под говою  Вучше в вунки поигвать!  «В пятки?»  «В вунки?»  Что такое?  Ничего не разобрать?

Прочитайте стихотворения В. Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает. Мимо сада не спеша Шли четыре малыша. -Поигаем, что-ли в пятки? -Луссе в мясик на плоссятке? - Вот пвидумав ! Под говою Вучше в вунки поигвать! «В пятки?» «В вунки?» Что такое? Ничего не разобрать?

                Следующая группа игр –это лексические игры.  При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.  Право, я прическа – чудо.  Заплести меня не худо.  И на лугу с шипеньем острым  Управляюсь с сенокосом. (коса)  Я и шуба длинная до пят,  И в фигурном катанье меня  Всякий увидеть рад. (тулуп)  Я и приправа хорошая к столу  И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)  Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

Следующая группа игр –это лексические игры. При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки. Право, я прическа – чудо. Заплести меня не худо. И на лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. (коса) Я и шуба длинная до пят, И в фигурном катанье меня Всякий увидеть рад. (тулуп) Я и приправа хорошая к столу И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук) Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

                    Игра «Собери фразеологизмы»   Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.  Куда Макар телят не гонял.  Гусь свинье не товарищ.  У него язык без костей.  Семь пятниц на неделе.  Из огня да в полымя.  Как в воду канул.  В результате подобной работы речь обучающихся обогащается, расширяется кругозор.

Игра «Собери фразеологизмы» Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту. Куда Макар телят не гонял. Гусь свинье не товарищ. У него язык без костей. Семь пятниц на неделе. Из огня да в полымя. Как в воду канул. В результате подобной работы речь обучающихся обогащается, расширяется кругозор.

«Перевертыши» (строчки из стихотворений, названия сказок, книг) Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет. Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку. Король под фасолью. – Принцесса на горошине. Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик. Пес без босоножек.- Кот в сапогах. Великолепный индюк. – Гадкий утенок. Квадратик. – Колобок. Синяя бейсболка. – Красная шапочка. Солнечный принц.- Снежная королева.

«Перевертыши»

(строчки из стихотворений, названия сказок, книг)

Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет.

Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку.

Король под фасолью. – Принцесса на горошине.

Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.

Пес без босоножек.- Кот в сапогах.

Великолепный индюк. – Гадкий утенок.

Квадратик. – Колобок.

Синяя бейсболка. – Красная шапочка.

Солнечный принц.- Снежная королева.

Игра “Аплодисменты”. Отметьте хлопком фразеологический оборот. Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

Игра “Аплодисменты”.

Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

                   При изучении «Морфемики» и « Словообразования»    Игра

При изучении «Морфемики» и « Словообразования» Игра "Словесный мяч" Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. В игру можно играть вдвоём. Один "кидает" слово, другой ему в ответ "бросает" проверочное.( Лесной- лес) Игра « Кто лучше знает карту?" Эту игру можно провести при повторении правописания прилагательных с суффиксами -СК-, -К-. В один столбик записать названия известных обучающимся государств, а в другой - образованные от них прилагательные. Венгрия - венгерский, Польша - польский  и т.д. 

Игра «Чье гнездо больше?»  Устанавливаются песочные часы. Каждый получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает тот, кто уложился в срок и дал максимальный список слов.

Игра «Чье гнездо больше?»

Устанавливаются песочные часы. Каждый получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает тот, кто уложился в срок и дал максимальный список слов.

При изучении «Морфологии»  Игра «Третий лишний» Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор. Желток, железо, желтый Носильщик, нос, носатый Бег, бежать, перебежать

При изучении «Морфологии»

Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый

Бег, бежать, перебежать

        При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы».  В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.  Например:  1-й - Я читаю книгу.  2-й – Я читаю интересную книгу.  3-й - – Я читаю интересную книгу по вечерам.  4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.  5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу. Например: 1-й - Я читаю книгу. 2-й – Я читаю интересную книгу. 3-й - – Я читаю интересную книгу по вечерам. 4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день. 5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

           Игра  «Крестики – нолики».  - Для  начала  проверим  себя.  Все  знают  игру «Крестики – нолики». Учитель  читает  утверждение,  обучающиеся  знаком  «Х» обозначают  правильное,  знаком  «О» - неправильное,  все  отметки  производятся  по  часовой  стрелке.   а) Однородные  члены  предложения  всегда  разделяются  запятыми.    б)Однородные  члены  предложения  не   разделяются  запятыми,    когда  они  связаны  одиночным  союзом  И,  ИЛИ,   ЛИБО.  в)  Между  однородными  членами  всегда  ставится    запятая,  если  они  соединены  союзами.  г)Между  однородными  членами  запятая  ставится,  если  они  не  соединены  союзами.   д)Между  однородными  членами  предложения  запятая  ставится,  если  они  соединены  союзами  А,  НО.  е)  Верна  ли  постановка  знаков  препинания  в  схеме?    ○,  и  ○  Правильность  ответов  проверим  по  таблице.  Поднимите  руки,  кто   выполнил  правильно.            1. 4. 2. 3. 5. 6.

Игра  «Крестики – нолики». - Для  начала  проверим  себя.  Все  знают  игру «Крестики – нолики». Учитель  читает  утверждение,  обучающиеся  знаком  «Х» обозначают  правильное,  знаком  «О» - неправильное,  все  отметки  производятся  по  часовой  стрелке. а) Однородные  члены  предложения  всегда  разделяются  запятыми.   б)Однородные  члены  предложения  не   разделяются  запятыми,    когда  они  связаны  одиночным  союзом  И,  ИЛИ,   ЛИБО. в)  Между  однородными  членами  всегда  ставится    запятая,  если  они  соединены  союзами. г)Между  однородными  членами  запятая  ставится,  если  они  не  соединены  союзами.  д)Между  однородными  членами  предложения  запятая  ставится,  если  они  соединены  союзами  А,  НО. е)  Верна  ли  постановка  знаков  препинания  в  схеме?    ○,  и  ○ Правильность  ответов  проверим  по  таблице.  Поднимите  руки,  кто  выполнил  правильно.

1.

4.

2.

3.

5.

6.

Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности. Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется. Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, что полностью подтверждается словами В. Сухомлинского, «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», вынесенными в эпиграф моего мастер-класса.

Дидактические достоинства игровой методики обучения очевидны. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на свое мнение, отстаивание своей точки зрения.
  • Дидактические достоинства игровой методики обучения очевидны. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на свое мнение, отстаивание своей точки зрения.
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!