СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. Личностно-ориентированные образовательные технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Личностно-ориентированные образовательные технологии.»

Конспект мастер-класса

"Личностно-ориентированные образовательные технологии"

(слайд 1)

Цель мастер - класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер - класса:

  • обобщение опыта работы по теме "Личностно-ориентированные образовательные технологии";

  • передача личного опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов педагогической деятельности;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса

Актуальность личностно-ориентированного подхода:

В современной школе всё больше внимания обращается на создание на уроке такой образовательной среды, где происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, где создаются условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, воспринимается как уникальная целостная личность.

Форма:теоретически - практическое занятие

Оборудование: раздаточный материал, ТСО





Ход мастер - класса

1. 1.Звучит фонограмма песни: " Понимаешь, мама, я учитель! Видишь, я вхожу, бледнея в класс? Это мне решили поручить их - 40 душ и 80 глаз". (вхожу под фонограмму)

Эту песню я со своими однокурсниками пела на последнем звонке, когда 19-летней девчонкой заканчивала педучилище. Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Анатольевна Севостьянова. Да... В те далёкие годы мы просто заучили слова и спели... А зайдя впервые в класс, я осознала, что это не просто песня, а жизнь... Свою педагогическую деятельность я начала в 1993году. Когда основной целью образования был предметный результат, и наше образование выглядело примерно таким образом: (слайд 2)



(прошу кого-то прочитать текст на иллюстрации

Я уверена, что эту картинку многие из вас видели в сети интернет. (вопрос к зрителям: Скажите, у кого из данных учеников получится справиться с поставленной задачей? Почему?)

Все мы прекрасно понимаем, что с поставленной задачей справится только один ученик - обезьяна. Уважаемые педагоги, коллеги, не обидна ли для вас эта иллюстрация? Мне обидна. Потому что мы сейчас живём в другое время и целью нашей работы становится личностный результат каждого нашего ученика. Все ученики разные! Они - отдельные уникальные камешки, стёклышки, которые составляют неповторимый мозаичный узор класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Ребёнок, приходя в 1 класс, ждёт от школы какого-то чуда, развлечения, как от Диснейленда. Но часто бывает так, что уже в 1 классе случается вот что:

(отрывок из мультфильма "Вовка в тридевятом царстве" время: с11мин14 сек до - 11мин 55сек)

Что бы дети не кричали "Не хочу", в современной школе в условиях ФГОС второго поколения изменился сам подход учителя и к планированию, и к проведению занятий.

Во - первых, реализация учебного процесса не может осуществляться в условиях командного, авторитарного стиля учителя по отношению к ученикам. Авторитарный стиль не обеспечивает создания условий, при которых ученик будет чувствовать себя комфортно и захочет принимать участие в различных видах деятельности. (слайд 3)

Вот простой пример: Протягиваю одному из зрителей руку, прошу встать и тяну его.Потом прошу сесть и снова подаю ему руку, прошу встать, но не тяну, просто помогаю, придерживая. Как Вам больше понравилось? Нельзя заставлять и тянуть, надо направить и помочь.

Во-вторых, особое место в современной школе занимает личностно-ориентированное образование. Предполагается новая позиция педагога по отношению к ребёнку:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему, готовность педагога предполагать перспективы развития личностного развития ребенка и умение активизировать его развитие;

  • (слайд 4) отношение к ребенку как к субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться по собственному желанию и выбору, проявляя активность;



  • опора на личные интересы и накопленный опыт каждого ребенка в учении, поддержка в их приобретении и развитии.

Если педагог будет игнорировать данные позиции, то получит на уроке не только "Не хочу", но ещё и "Не могу, Не буду, Не интересно"

(слайд 5)

Чтобы заинтересовать и активизировать детейсуществуютразные виды педагогических технологий на основе личностно-ориентированного подхода (слайд 6)





  • проектная

  • работа в группах

  • проблемное обучение

  • игровая

  • информационная

Каждая из этих технологий интересна и многогранна. Но из-за ограниченного количеств времени рассмотрим одну из них: "Работу в группах".(предлагаю желающим создать группу 4- 5 человек)

1. Давайте познакомимся друг с другом.Приём "Снежный ком".

Суть данного приёма, цель которого развитие навыков памяти, состоит в том, что первый играющий называет своё имя, второй повторяет названное имя и добавляет к нему свое. Следующий называет по порядку названные до него имена и добавляет к ним свое и т. д. (Знакомятся)

Приёму «Снежный ком» нашлось применение и на уроках русского языка. Например, таким образом можно вспоминать изученные орфограммы. Так, дети друг за другом повторяют изученные орфограммы, добавляя каждый раз свою, тем самым идет повторение и запоминание. Или на уроках математики при изучении таблицы умножения. Например, при изучении таблицы умножения двух, первый ученик называет число 2, второй - 2,4, третий - 2,4,6 и т.д.

2. Встаньте, пожалуйста и возьмитесь за руки так, чтобы получилась замкнутая кривая линия. А теперь постройте незамкнутую кривую линию.

Это задание на выявление лидера группы. В любой группе большой или малой должен быть явный или скрытый лидер. (Наша страна, например, 18 марта так же будет выбирать лидера.) Без лидера в группе может возникнуть хаос.

3. В группе запоминается больше информации, так как у всех разное внимание. И каждый вносит свою лепту в решение заданий. Приём "Запоминай-ка". Предлагаю группе картинку со множеством предметов. "Вы должны запомнить изображённые предметы, но не хаотично, а выберите на подготовленных карточках название группы предметов, которую хотите запомнить. А через некоторое времявспомните что было на картинке"(слайд 7)



А теперь повторите вслух, какие предметы вы запомнили (вспоминают). Подобные групповые задания эффективны, если в группах становится слишком шумно. Приём уместен на многих уроках. Например, на уроке математики предложить иллюстрацию с числами, а дети запоминают кто двузначные, кто трёхзначные, кто многозначные.

У всех разные знания и разный уровень образованности. В подобных заданиях происходит опора на личностный опыт. 5. Следующее задание."Жалобная книга животных"(слайд8) Есть Красная Книга. Что это за книга? (объясняют). А мы создадим "Жалобную книгу животных". Предлагаю вам выбрать по одному животному и от его имени составить жалобу. Но данную работу вам необходимо выполнить по этапам.

Этапы:

  1. Индивидуальный выбор животного и решение на кого от имени животного участник будет составлять жалобу.

  2. Индивидуальная работа (каждый отдельно записывает свою мини-жалобу от имени выбранного животного ).

  3. Анализ идей. (Зачитывание по очереди всех записей в группе, составление единого вывода)

  4. Результат. Выступление участников. (Предоставление единого ответа)

Как вы уже заметили у участников был выбор, я предложила задание ненавязчиво, а когда нет нажима, проявляется активность. Пока участники выполняют, давайте подумаем, на каких уроках ещё можно предложить подобное задание, выполняемое по этапам? (русский язык по теме "Безударные гласные в разных частях слова". Выбирают частислова, вспоминают написание и проверку безударных гласных в каждой части слова, анализируют и предлагают результат.) 5. Каждая работа должна быть оценена. Сегодня это не школьные оценки, а реализация ситуации успеха.Уважаемые участники, кому бы вы хотели из вашей группы сказать спасибо и за что? (слайд 9) Спасибо вам за помощь, присаживайтесь обратно к зрителям.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, позволяют ориентироваться на личность ребёнка, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность повторять материал, помогают учителю контролировать деятельность и знания учащихся класса, происходит социализация личности ребёнка.

И в заключение хотелось бы сказать, что благодаря использованию личностно - ориентированных технологий выпускник современной школы сможет обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. ("Вовка в тридевятом царстве" 17.38 -18,34)

Спасибо за внимание!



Литература

1. Машуков А.В. Организация и проведение мастер - классов. Методические

рекомендации . – Челябинск, 2007. – 13 с.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

//Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63

3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в

современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое

общество России, 2010. – 448 с.

4. Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007.

5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.

6. Трошагин М. И. Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008.