Конспект мастер-класса
"Личностно-ориентированные образовательные технологии"
(слайд 1)
Цель мастер - класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер - класса:
обобщение опыта работы по теме "Личностно-ориентированные образовательные технологии";
передача личного опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов педагогической деятельности;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса
Актуальность личностно-ориентированного подхода:
В современной школе всё больше внимания обращается на создание на уроке такой образовательной среды, где происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, где создаются условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, воспринимается как уникальная целостная личность.
Форма:теоретически - практическое занятие
Оборудование: раздаточный материал, ТСО
Ход мастер - класса
1. 1.Звучит фонограмма песни: " Понимаешь, мама, я учитель! Видишь, я вхожу, бледнея в класс? Это мне решили поручить их - 40 душ и 80 глаз". (вхожу под фонограмму)
Эту песню я со своими однокурсниками пела на последнем звонке, когда 19-летней девчонкой заканчивала педучилище. Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Анатольевна Севостьянова. Да... В те далёкие годы мы просто заучили слова и спели... А зайдя впервые в класс, я осознала, что это не просто песня, а жизнь... Свою педагогическую деятельность я начала в 1993году. Когда основной целью образования был предметный результат, и наше образование выглядело примерно таким образом: (слайд 2)
(прошу кого-то прочитать текст на иллюстрации
Я уверена, что эту картинку многие из вас видели в сети интернет. (вопрос к зрителям: Скажите, у кого из данных учеников получится справиться с поставленной задачей? Почему?)
Все мы прекрасно понимаем, что с поставленной задачей справится только один ученик - обезьяна. Уважаемые педагоги, коллеги, не обидна ли для вас эта иллюстрация? Мне обидна. Потому что мы сейчас живём в другое время и целью нашей работы становится личностный результат каждого нашего ученика. Все ученики разные! Они - отдельные уникальные камешки, стёклышки, которые составляют неповторимый мозаичный узор класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Ребёнок, приходя в 1 класс, ждёт от школы какого-то чуда, развлечения, как от Диснейленда. Но часто бывает так, что уже в 1 классе случается вот что:
(отрывок из мультфильма "Вовка в тридевятом царстве" время: с11мин14 сек до - 11мин 55сек)
Что бы дети не кричали "Не хочу", в современной школе в условиях ФГОС второго поколения изменился сам подход учителя и к планированию, и к проведению занятий.
Во - первых, реализация учебного процесса не может осуществляться в условиях командного, авторитарного стиля учителя по отношению к ученикам. Авторитарный стиль не обеспечивает создания условий, при которых ученик будет чувствовать себя комфортно и захочет принимать участие в различных видах деятельности. (слайд 3)
Вот простой пример: Протягиваю одному из зрителей руку, прошу встать и тяну его.Потом прошу сесть и снова подаю ему руку, прошу встать, но не тяну, просто помогаю, придерживая. Как Вам больше понравилось? Нельзя заставлять и тянуть, надо направить и помочь.
Во-вторых, особое место в современной школе занимает личностно-ориентированное образование. Предполагается новая позиция педагога по отношению к ребёнку:
оптимистический подход к ребенку и его будущему, готовность педагога предполагать перспективы развития личностного развития ребенка и умение активизировать его развитие;
(слайд 4) отношение к ребенку как к субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться по собственному желанию и выбору, проявляя активность;
опора на личные интересы и накопленный опыт каждого ребенка в учении, поддержка в их приобретении и развитии.
Если педагог будет игнорировать данные позиции, то получит на уроке не только "Не хочу", но ещё и "Не могу, Не буду, Не интересно"
(слайд 5)
Чтобы заинтересовать и активизировать детейсуществуютразные виды педагогических технологий на основе личностно-ориентированного подхода (слайд 6)
проектная
работа в группах
проблемное обучение
игровая
информационная
Каждая из этих технологий интересна и многогранна. Но из-за ограниченного количеств времени рассмотрим одну из них: "Работу в группах".(предлагаю желающим создать группу 4- 5 человек)
1. Давайте познакомимся друг с другом.Приём "Снежный ком".
Суть данного приёма, цель которого развитие навыков памяти, состоит в том, что первый играющий называет своё имя, второй повторяет названное имя и добавляет к нему свое. Следующий называет по порядку названные до него имена и добавляет к ним свое и т. д. (Знакомятся)
Приёму «Снежный ком» нашлось применение и на уроках русского языка. Например, таким образом можно вспоминать изученные орфограммы. Так, дети друг за другом повторяют изученные орфограммы, добавляя каждый раз свою, тем самым идет повторение и запоминание. Или на уроках математики при изучении таблицы умножения. Например, при изучении таблицы умножения двух, первый ученик называет число 2, второй - 2,4, третий - 2,4,6 и т.д.
2. Встаньте, пожалуйста и возьмитесь за руки так, чтобы получилась замкнутая кривая линия. А теперь постройте незамкнутую кривую линию.
Это задание на выявление лидера группы. В любой группе большой или малой должен быть явный или скрытый лидер. (Наша страна, например, 18 марта так же будет выбирать лидера.) Без лидера в группе может возникнуть хаос.
3. В группе запоминается больше информации, так как у всех разное внимание. И каждый вносит свою лепту в решение заданий. Приём "Запоминай-ка". Предлагаю группе картинку со множеством предметов. "Вы должны запомнить изображённые предметы, но не хаотично, а выберите на подготовленных карточках название группы предметов, которую хотите запомнить. А через некоторое времявспомните что было на картинке"(слайд 7)
А теперь повторите вслух, какие предметы вы запомнили (вспоминают). Подобные групповые задания эффективны, если в группах становится слишком шумно. Приём уместен на многих уроках. Например, на уроке математики предложить иллюстрацию с числами, а дети запоминают кто двузначные, кто трёхзначные, кто многозначные.
У всех разные знания и разный уровень образованности. В подобных заданиях происходит опора на личностный опыт. 5. Следующее задание."Жалобная книга животных"
(слайд8) 
Есть Красная Книга. Что это за книга? (объясняют). А мы создадим "Жалобную книгу животных". Предлагаю вам выбрать по одному животному и от его имени составить жалобу. Но данную работу вам необходимо выполнить по этапам.
Этапы:
Индивидуальный выбор животного и решение на кого от имени животного участник будет составлять жалобу.
Индивидуальная работа (каждый отдельно записывает свою мини-жалобу от имени выбранного животного ).
Анализ идей. (Зачитывание по очереди всех записей в группе, составление единого вывода)
Результат. Выступление участников. (Предоставление единого ответа)
Как вы уже заметили у участников был выбор, я предложила задание ненавязчиво, а когда нет нажима, проявляется активность. Пока участники выполняют, давайте подумаем, на каких уроках ещё можно предложить подобное задание, выполняемое по этапам? (русский язык по теме "Безударные гласные в разных частях слова". Выбирают частислова, вспоминают написание и проверку безударных гласных в каждой части слова, анализируют и предлагают результат.) 5. Каждая работа должна быть оценена. Сегодня это не школьные оценки, а реализация ситуации успеха.Уважаемые участники, кому бы вы хотели из вашей группы сказать спасибо и за что?
(слайд 9) Спасибо вам за помощь, присаживайтесь обратно к зрителям.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, позволяют ориентироваться на личность ребёнка, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность повторять материал, помогают учителю контролировать деятельность и знания учащихся класса, происходит социализация личности ребёнка.
И в заключение хотелось бы сказать, что благодаря использованию личностно - ориентированных технологий выпускник современной школы сможет обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. ("Вовка в тридевятом царстве" 17.38 -18,34)
Спасибо за внимание!
Литература
1. Машуков А.В. Организация и проведение мастер - классов. Методические
рекомендации . – Челябинск, 2007. – 13 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
//Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63
3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в
современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое
общество России, 2010. – 448 с.
4. Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007.
5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
6. Трошагин М. И. Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008.