СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: «Влияние музыкально-ритмических движений на психоэмоциональное и психофизическое развитие дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-ритмические движения мобилизуют физические силы, вырабатывают  координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: «Влияние музыкально-ритмических движений на психоэмоциональное и психофизическое развитие дошкольников»»

Мастер-класс на тему:

«Влияние музыкально-ритмических движений на психоэмоциональное и психофизическое развитие дошкольников»

Слайд 35.

Дошкольный возраст является лучшим временем для воспитания навыков физического и психического благополучия. Именно до 7- летнего возраста происходит интенсивное развитие всех органов, становление всех систем, функций организма. В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность.

Работая с детьми, я увидела, что детям очень нравится двигаться под музыку. Обратила внимание, что на то, что музыка и движение благотворно действуют на здоровье ребёнка.

Музыкально-ритмические движения мобилизуют физические силы, вырабатывают  координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Слайд 36.

Основываясь на работе Г.И. Анисимовой, Е.В. Михеевой можно выделить 3 аспекта воздействия на организм ребенка, способствующих  укреплению физического и психического здоровья:

  • Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой  дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций. (Исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова)

  • Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

  • Третий аспект – педагогический. Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.

Обратите внимание на приемы, методы и принципы обучения музыкально-ритмическим движениям.

Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их чёткость, выразительность.

Безусловно, необходимо учитывать индивидуальные темпы развития каждого ребенка, дифференцированно воздействовать и помогать формированию здоровой психики. Так, медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала общий жизненный тонус. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние. Дистаническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы времени.

Слайд 37.

Для развития психоэмоциональной и психофизической сферы дошкольников в музыкально-ритмической деятельности я использую следующие технологии:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:

-стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

-совершенствует внимание и память;

-формирует ассоциативно-образное мышление;

-облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Слайд 38.

ПСИХОГИМНАСТИКА:

Упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Использую игры: «Хоровод сказочных героев», «Покажи нос» и др.

Слайд 39.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:

-помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка, зарядититься бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-улучшает дренажную функцию бронхов, легких;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-исправляет различные деформации грудной клетки и позвоночника после перенесенных заболеваний.

Слайд 40.

РИТМОПЛАСТИКА:

Основная направленность элементов ритмопластики, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

-доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

-понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);

-разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Слайд 41.

ЛОГОРИТМИКА:

Логоритмические упражнения направлены на

-коррекцию общих и мелких движений,

-развитие координации «речь — движение»,

-расширение у детей словаря,

-способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

С целью повышения двигательной активности, развития общей и мелкой моторики; развитие координации движений; а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях предлагаю Вам использовать элементы логоритмики.

Целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания) перестроения, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики.

Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение

Алгоритм  занятия с элементами логоритмики  имеет традиционную структуру. Это вводная, основная и заключительная части.

Но хочу выделить особенности:

Вводная часть -   различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, упражнения с одновременным проговариванием речевок и речевого материала. В качестве приветствия и эмоционального настроя-психогимнастические упражнения, пальчиковая гимнастика.

Не забываем про особенности детей младшего возраста в 3-4 года - детям трудно сочетать движения и текст, поэтому они проговаривают отдельные слова, фразы.

В 4-5 лет дети произносят небольшие стихи и выполняют движения.

Предлагаю Вашему вниманию фрагменты занятия с элементами логоритмики

Педагог приглашает детей пройти в зал, встать в круг.

Педагог: Ребята давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга.

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте»

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице ( дети стоят в кругу, руки опущены)

Даже, здравствуй, говорю

Я соседней курице (помахать крыльями)

Здравствуй, солнце золотое! (руки наискось)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачать руками)

Здравствуй, маленький дубок! ( двумя руками изобразить дерево)

Здравствуй, утро! (жест вправо)

Здравствуй, день! (жест влево)

Нам здороваться не лень! (показать на себя и развести руки в стороны)

Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад

« Смена ритмов».

Цель: Помочь детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Педагог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Вводная ходьба: для младшего возраста упражнение «Ты шагай», для старшего «Паровоз» муз.и сл. Л.Вахрушевой

Задачи: координация движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом, развитие внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, речеслуховой памяти, выработка правильного ритма дыхания.

Ты шагай, ты шагай,

Ноги выше поднимай!

И потопай по дорожке,

Веселей стучите, ножки.

Ты беги, ты беги,

На носочках ты беги.

И на пяточках пойдем,

Топать громче мы начнем.

Ты скачи, ты скачи,

На лошадке поскачи.

Маршируй ты веселее,

Ножки топают дружнее.

Дети идут, высоко поднимая колени, руки разведены в стороны.

Руки на пояс, топающий шаг.


Бег на носках, руки перед грудью.


Ходьба на пятках, руки за спиной.


Руки на пояс, прямой галоп.


Маршируют.

Двигательное упражнение «Ты шагай»

"Паровоз" муз.и сл. Л.Вахрушевой (журнал "Музыкальный руководитель" №8, 2011г. стр.55-56)

  1. Едет, едет паровоз, ( дети маршируют по кругу)

Слышен, слышен стук колес

А в вагончиках сидят

Много маленьких ребят.

Припев: Чу-чу-чу, всех сегодня прокачу! ( согнуть руки в локтях, выполнять топающий шаг)

Скоро будет поворот, там, где солнышко встает.

  1. Едет, едет паровоз, ( дети маршируют по кругу)

Слышен, слышен стук колес

Чу-чу-чу,

Всех сегодня прокачу!

Музыкальный руководитель: Побежали вдоль реки дети наперегонки (легкий бег на носочках)

Смена музыки – марш по выбору музыкального руководителя.

Дети произносят слова и маршируют:Мы идем: та-та-та, та-та, та-та, та-та, та!

Ходьба на носочках: Мы поем: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля!

Топающий шаг: Мы едем: ту-ту-ту, ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту!

Стоят на месте, руки рупором: Мы кричим: ау! ау!

Музыкальный руководитель: Зайка по лесу скакал, (прыжки, руки на поясе)

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке (присесть, показать ушки на макушке)

Поднялись как стрелки ушки.

Смена музыки – марш по выбору музыкального руководителя.

Дети произносят слова и маршируют: Мы идем: та-та-та, та-та, та-та, та-та, та!

Ходьба на носочках: Мы поем: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля!

Топающий шаг: Мы едем: ту-ту-ту, ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту!

Стоят на месте, руки рупором: Мы кричим: ау! ау!

Обязательно! Упражнение на восстановление дыхание « В Лесу»

Музыкальный руководитель: «Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.

Элементы логоритмики в водной части способствуют эмоционально- положительному настроению и повышению двигательной активности детей.

Введение слова, особенно в стихотворной форме помогает сохранять ритм движения.

СЛАЙД 42.

В основной части занятия элементы логоритмики используются как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений (лазание по гимнастической лестнице с речевкой, упражнения с предметами).

Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносят текст вместе выполнением упражнений.

Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями. Все упражнения выполняются поточным способом.

При выполнении основных движений не все задания можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося слова. Это может вызвать расстройства дыхания, понизить моторную плотность занятия. Поэтому для безопасного задания детей лучше разделить на две группы.

Например, при лазании по гимнастической лестнице одна подгруппа детей лазает по лестнице, а другая в это время произносит текст.

Ежик топал по тропинке, Дети поднимаются по лестнице.

Топ, топ, топ,топ, Спускаются

И грибочек нес на спинке, Поднимаются

Топ, топ, топ, топ, Спускаются

Слайд 43.

При проведении  занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные игры с речевым сопровождением. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные потешки, песенки, считалки, дразнилки. («У медведя во бору», «Солнышко», «Самолет»).

Можно использовать игры с элементами графики, пиктограммы, метод моделирования движений.

Игра на координацию речи и движения «Самолет»


Руки в стороны – в полет

Полетит наш самолет.

Сделал правый поворот,

Сделал левый поворот,

Крыльями покачал.

Загудел, задрожал.


Начинается полет,

Полетел наш самолет.

Вот закончился полет,

Приземлился самолет.

Дети поднимают прямые руки в сторону.

Поворачиваются вправо. Влево вокруг себя.

Покачивают прямыми руками.

Поднимаются на носки, опускаются и гудят «у-у-у».

Под музыку бегут по кругу, руки в стороны.

Замедляют бег.

Опускаются на одно колено.


Упражнение на развития внимания «Замри».

Дети бегут легко на носках, поскоками или широким шагом, после окончания музыкального фрагмента замирают. Принимая позу, изображенную на схеме, которую им показывает воспитатель.

















Слайд 44.

В заключительной части занятия хорошо использовать игры и игровые упражнения малой подвижности со словестным сопровождением, пальчиковая гимнастика, игровой массаж.

Например:

Массаж спины - “Дождик” муз.Е.Попляновой

Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.

1. Дождик бегает по крыше, Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше, Постукивают пальчиками.

Бом, бом, бом!

2. Дома, дома посидите, Поколачивают кулачками.

Бом, бом, бом!

Никуда не выходите, Растирают ребрами ладоней

Бом, бом, бом!

3. Почитайте, поиграйте - Кладут ладони на плечи и большими пальцами

В дом, дом, дом, растирают плечи круговыми движениями.

А уйду – тогда гуляйте, Поглаживают ладонями сверху вниз.

Бом, бом, бом!

Также, предлагаю использовать логоритмические песни Железновых из цикла «Поем с мамой», которые:

  1. развивают чувство ритма, индивидуальные музыкально-ритмические способности;

  2. улучшают мелкую моторику рук, позитивно влияют на развитие речи;

  3. укрепляют мышечный корсет тела, способствуют формированию правильной осанки;

  4. обеспечивают необходимый малышу уровень двигательной активности;

  5. способствуют социализации в коллективе, учат взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, находить компромиссы;

  6. развивают память, внимание, умение слушать, следовать указаниям старших.

Например:

«Головами покиваем»;

«Мы попрыгаем»;

«Ты похлопай вместе с нами»;

«Мы ногами топ, топ, топ» и другие. (показ)

«У жирафа пятна пятнышки» - игровой массаж;

В результате использования элементов логоритмики на занятиях в сочетании с другими средствами у детей возрастает:

- интерес к занятию,

- повышается эмоциональный настрой,

- дисциплинирует детей,

- хорошо работает мыслительная активность, развивается внимание, память, воображение и другие психические процессы,

- улучшается речь, слуховой ритм,

- благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы,

- развивается выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям,

- сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Таким образом, организация работы по музыкальному и физическому воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного психоэмоционального и психофизического развития дошкольников. Музыкально-ритмические движения помогают выявить и развить музыкальные, физические, эмоциональные и творческие способности каждого малыша.



Спасибо за участие и внимание!
































муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 15 «Юсишка» города Ставрополя



Представлено

на методическое объединение

от 16.02.2023г.













Мастер-класс на тему:

«Влияние музыкально-ритмических движений на психоэмоциональное и психофизическое развитие дошкольников»

























Подготовила и провела

музыкальный руководитель

Жигалова Е.Н.



г. Ставрополь



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!