СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по психологии «Бесценный дар - жизнь»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

      Актуальность: данная методическая разработка  занятия  поможет педагогам-психологам, классным руководителям, воспитателям, старшим вожатым, заместителям директоров по УВР  в организации работы по предупреждению суицида детей в  общеобразовательных учреждениях.  Её можно использовать  в работе не только со школьными  группами, но и студенческими группами, педагогическими коллективами, родителями, сотрудниками психологических центров и др. организаций.

            Цель: профилактика суицида среди детей  и взрослых разного возраста -  через осознание ценности жизни.

      Задача: помочь участникам обратиться к своим чувствам, проанализировать своё отношение к ценностям жизни

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по психологии «Бесценный дар - жизнь»»

Мастер-класс по психологии

«Бесценный дар - жизнь»


Актуальность: данная методическая разработка занятия поможет педагогам-психологам, классным руководителям, воспитателям, старшим вожатым, заместителям директоров по УВР в организации работы по предупреждению суицида детей в общеобразовательных учреждениях. Её можно использовать в работе не только со школьными группами, но и студенческими группами, педагогическими коллективами, родителями, сотрудниками психологических центров и др. организаций.

Цель: профилактика суицида среди детей и взрослых разного возраста - через осознание ценности жизни.

Задача: помочь участникам обратиться к своим чувствам, проанализировать своё отношение к ценностям жизни.

Необходимые материалы: ручки, цветные карандаши, фломастеры, тетради или листы формата А4 на каждого участника, компьютер, видеоролик, музыкальное сопровождение, стулья (по количеству участников)

Литература: «Профилактика суицида в детской среде» - Сборник методических рекомендаций, Биробиджан, 2012 г.

Газета «Школьный психолог», 2002 г. , № 6, № 10

О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я», Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы), М.: Генезис, 2005, 167 с.



Ход занятия

  1. Приветствие. Игра «Я дарю свою улыбку…»

Ведущий приветствует всех участников занятия, представляется, затем просит каждого участника представиться и подарить свою улыбку кому-либо из присутствующих, отметив при этом качество, которым тот отличается от других. Например, ведущий говорит: «Полина! Я дарю свою улыбку тебе, потому что ты добрая!»

  1. Составление правил группы.

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, активность, возможность сказать «нет» и пр.

  1. Тематическая разминка (выполняет функцию психологического запуска темы)

Ведущий: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – жизнь. Мы редко над этим задумываемся. Проходят день за днём, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили.

Заложило нос при насморке – почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога – оценили чудесную возможность двигаться.

Часто оказываясь в какой-то нежелательной ситуации, мы даём волю своим эмоциям, и иногда нам кажется, что и жить не хочется.

- Сейчас я попрошу вас посередине листа бумаги нарисовать круг и написать в нём: «Жить не хочется» (Ведущий пишет эти слова на доске).

- А теперь назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой.

(Учащиеся и взрослые называют слова-ассоциации: горе, обида, злость, смерть, депрессия и др.)

- А сейчас попробуйте представить разные причины, когда человеку не хочется жить (болезнь, потеря близких, никто не любит, конфликт с кем-либо, одиночество, выхода не видит из сложившейся трудной жизненной ситуации и др.).

- Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо, и вы испытывали обиду и горечь. Опишите эти ситуации и рядом с кругом изобразите графически, например: ёжик колючий – значит, меня не любят и т.п. (Участники рисуют на листах или в тетради, ведущий - на доске).

- Кто из вас хочет прочитать, озвучить написанное и нарисованное? (Ведущий может записывать на доске высказывания участников).

Одновременно идёт обсуждение тех или иных обстоятельств, воспоминания о которых отложились в памяти детей и взрослых.

  1. Введение в историю и обсуждение (по ходу чтения рассказа)

Ведущий: Да, в перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые. Попробуем отойти от своих личных переживаний и проанализировать историю другого человека, который находится в состоянии безысходности.

(Зачитывается I часть текста).

«Тик-так. Тик-так. Тик-так… Это часы? Ах, нет, это стучит моё сердце. Как странно и как-то необычайно тихо. Так тихо бывает рано утром, когда даже солнышко ещё не проснулось, не осветило будущий день. Вот тогда бывает так же тихо. Когда она ушла, хлопнув дверью, тоже было тихо. И лишь это проклятое тиканье сердца нарушает эту замечательную безмолвную идиллию. Раньше моё сердце будило меня по утрам весёлыми песнями, а сейчас? Сейчас… Тик-так, тик-так… Я устал жить. Моя душа состарилась и истерлась до дыр. Я стал никому не нужным. Даже она обвинила меня в моей никчёмности и бесполезности. Скорее всего, она права. Даже от дворового пса, по её словам, пользы больше. Это надо же – сравнить меня с дворнягой! Эх, скучно жить на свете, господа. Плохо быть ненужной вещью, даже как-то и неудобно. Я всего лишь болван-художник. Мои картины настолько бездарны, что в них уже даже не заворачивают рыбу. Решено! Я больше не буду мучить себя жизнью. Я умру… Но сначала хотелось бы нарисовать свою последнюю картину, да так, чтобы краски не зря пропали.»


Ведущий:

- Вы сейчас прослушали текст. Выпишите фразу (фразы), которая вас поразила, запомнилась, и объясните письменно, как вы её понимаете.

(Понравившиеся фразы затем зачитываются участниками по кругу).

- Итак, художник решил нарисовать свою последнюю картину. Как вы думаете, что он нарисует, какие краски будет использовать.

(Дети, взрослые по кругу высказывают свои предположения).


Далее зачитывается II часть текста:

«Пусть это будет автопортрет. Я рисую его кистью из дождя. Шаг за шагом, выводя кривые размытые линии моего профиля, я рисую красками из вина свой портрет и думаю, что если бы не она, я бы никогда не нашёл своего места в жизни. Точнее, за её бортом. Я рисую свой портрет грустью глаз. А улыбку нарисую краской потока горьких слёз. Губы раскрашу болью и жгучим морозом. А глаза? Глаза я нарисую своей любимой краской.

Правда, её очень мало осталось – этой краски любви. Но почему-то мои глаза вдруг стали слепыми на портрете. Жаль, это моя любимая краска. Ха, какой я, однако, чудной, когда слепой! Как тот вчерашний нищий, который клянчил у меня рубль. А вот брови я изогну разлукой. Теперь аккуратно очерчу их грязью, чтобы красивее смотреться. Свою светлую копну волос я нарисую счастьем. А когда не хватит счастья, у меня останется душа. Пожалуй, ею раскрашу фон. Ну вот, автопортрет готов. Господи, неужели это я? Нет, она тысячу раз права. Мне просто запрещено жить вот с такими данными. Кому нужен этот жалкий портрет такого людишки, как я? Кому?» Он сорвал холст, сделал из него самолётик, как когда-то в детстве, и отправил его в небо. Потом взял пистолет… Тик-так, тик-так, тик- … Тишина.


Ведущий:

- Как вы думаете, что произошло дальше? Почему? Я предлагаю вам дописать конец текста, используя слова «голубь», «музыка».

(По желанию учащиеся и взрослые читают свои рассказы).


Затем читается III часть текста (звучит музыка):


«Вдруг самолётик раскрылся, взлетел высоко-высоко в пушистые весенние облака и превратился в прекрасного голубя. Такого прекрасного, такого нежного, такого белого, что рука художника дрогнула. Он положил пистолет обратно. Открыл окно. В лицо пахнуло весной, солнцем, небом, радостью и ещё чем-то… Что же это было? Это было желание жить. Белый голубь сел на подоконник и весело заворковал. Художник улыбнулся. И услышал песню. «Откуда льётся этот до боли знакомый мотив? Это… это же сердце поёт! Моё сердце вместо привычного «тик-так» вдруг запело. Значит, я всё-таки живу. Значит, я всё-таки нужен. Кому? Сам себе!»

Художник вышел из дома и побрёл куда-то далеко-далеко, чудаковато улыбаясь. Человек нашёл себя. Солнышко согревало его. А музыка звучала и звучала….


Ведущий:

- Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Автор озаглавил его «Автопортрет»).

- Каков, по вашему мнению, смысл данного рассказа? (или, иными словами: какова основная идея, основная мысль?).

(Участники высказывают свои мнения).


- Друзья! Вернёмся к началу нашего занятия. Итак, «Жить не хочется». Зачеркнём частицу «не» (на доске ведущий стирает частицу «не») и найдём те причины, из-за которых хочется жить. Поверьте, их намного больше. От нашего круга нарисуем много-много линий-лучей, на которых запишем аргументы в пользу человеческой жизни.

(Дети и взрослые пишут на лучиках)


Жизнь безгранично щедра. Пусть каждому человеку в жизни светит солнце! Мы теряем кого-то или что-то, но как много ещё остаётся. Лучший день – сегодняшний! Будем же счастливы! И будем помнить: «Наша жизнь в наших руках! От нас самих зависит, какая она будет! Мы сами несём ответственность за нашу жизнь!»


Упражнение «Мне хочется жить, чтобы…» (продолжить фразу).


  1. Завершение занятия. Итоги. Рефлексия.

Ведущий благодарит группу за совместную продуктивную деятельность, предлагает поделиться своими впечатлениями, чувствами, эмоциями, выводами (по кругу – можно с горящей свечой или игрушкой).






3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!