СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс по русскому языку на тему: "Как сделать сложное простым".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моего мастер класса по русскому языку "Как сделать сложное простым".

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по русскому языку на тему: "Как сделать сложное простым".»


МАСТЕР-КЛАСС

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Ю.А.Голубева



25г

МБОУ «Репинская СОШ»

1




Мастер –класс учителя русского языка и литературы Ю.А.Голубева


«Как сделать сложное простым»


Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Я Юлия Александровна Голубева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Репинская СОШ». Свой мастер-класс хочу начать с вопроса. Все ли, присутствующие здесь? учили в школе русский язык? Поднимите, пожалуйста, руки, у кого русский язык был любимым предметом в школе? (для чистоты эксперимента прошу учителей русского языка и литературы не участвовать в голосовании). А теперь поднимите руки, кто с уверенностью может сказать: я всегда пишу грамотно ! Мало рук. Почему так? Учителя плохие? Не хватило усердия? Нет! – Русский язык- самый сложный из всех языков. Поэтому тема моего мастер-класса- «Как сделать сложное простым» (Слайд 1)

Позвольте спросить, для чего человеку нужен язык? (ответы из зала) Да, посредством языка мы не только общаемся, но и мыслим!

Школа – то место, где формируется мысль подрастающего поколения. Мыследеятельностный подход, на мой взгляд, занимает далеко не последнее место на всех этапах обучения. Поэтому, для начала я хочу сконцентрировать ваше внимание на мысли, как основном инструменте человеческого познания. Нет ничего быстрее и образнее мысли.

Скажите, человек может летать? (ответы из зала) Но, согласитесь, мы можем летать в мыслях!. Продолжите фразу: (слайд 2) Мысль бьется в стекло как… (муха) Мысли разлетаются и парят как …. (птицы). Как сделать так, чтобы мысли наших учеников не бились бестолковою мухой, а были высокого полета.? А для этого мы должны научить детей управлять своими мыслями. Ученик сидит на уроке, смотрит на учителя, не отрывая глаз, но… вы чувствуете, что в своих мыслях он далеко от вас и вашего урока. Этот ученик попал в ловушку собственных мыслей. Поэтому для начала поучимся контролировать мысли с помощью тренинга, который так и называется «Муха»

Внимание на экран (слайд 3) Перед вами поле из 9 квадратов. В самом нижнем квадрате – муха. Запомните расположение квадратов, потому что они сейчас исчезнут. Муха осталась (слайд 4) Я сейчас буду называть направления, куда полетит муха, а вы должны будете сказать, где она в итоге окажется.

Вправо -вверх - влево – вверх – вправо – вниз – вниз -вправо – вверх - влево – вверх. Где сидит муха? (в центральном квадрате вверху). (слайд 5)

Спасибо! Контролировать мысли очень сложно, ведь для наших мыслей повсюду расставлены ловушки. Если я вам скажу, не думайте об отпуске, еще рано, большая часть зала уже представила себя на берегу Черного моря!

Итак, мысль свою мы уже контролируем.

Но нас ожидает еще один подводный камень. (Слайд 6)
Психологическая интерференция - ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. От бесчисленного множества правил, потом такого же количества исключений из правил у детей закипают мозги. И создается благотворная почва для зубрежки или списывания. Но это не выход. Задача современного педагога научить ребенка самостоятельно извлекать необходимую информацию, благо, что в век компьютерных технологий это сделать нетрудно. Но прежде я хотела бы дать домашнее задание творческой группе. (У вас на столе распечатки правил Прочтите правила, и объедините их в одном рисунке. ) Ну а мы идем воевать с орфограммой о-е после шипящих. Вот задание.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё

  1. реш..тка, ш..пот, крыж..вник, плащ..м

  2. трещ..тка, девч..нка, шапч..нка, холщ..вый

  3. ч..рствый, пч..лы, беч..вка, ч..лка

У моего помощника два пути: списать у соседки – отличницы и надеяться, что на экзамене тоже повезет, либо воспользоваться помощью орфографического компакта и наконец-то освоить эту орфограмму. Представьте, что вот это наш компьютер, а разноцветные шарики и есть наш компакт, пройдя по этапам которого вы легко справитесь с заданием. Приступайте. (выполняет задание)

Разбросанность орфографического материала по всему курсу русского языка, наслоение одного правила на другое, конечно же вызывают большие трудности в формировании орфографической грамотности. Структурированная информация всегда воспринимается легче. А опорный компакт это и есть структура, которая ведет ученика к осмыслению, переработке и усвоению правила.

Ну что? Проверяем выполнение задания.


(«Ученик»)Проанализировав задание, я пришла к выводу, что орфограмма у нас в корне, суффиксе и окончании существительных и прилагательных. Выбрала нужные опорные карты (слайд 7) и восстановила правило. Проблема возникла со словом «трещотка» , но я, минуя расшифровку правила, (слайд8) обратилась к примерам и нашла это слово среди слов-исключений. (слайд 10, 11, 12)

Спасибо. И так моя помощница блестяще справилась с заданием. И если бы я была волшебницей, белый шар, символ пробелов в знаниях, у нас на глазах превратился бы в красный.

Ну что ж, вернемся к нашей творческой группе, напомню: они пытались наше правило нарисовать. Посмотрим, что у них получилось. ( Рассказывают)


Молодцы, спасибо. Эти рисунки завершили наш этап работы по устранению психологической интерференции. Несколько правил мы объединили в один рисунок. Мои шестиклассники любят такие творческие задания. Вот их рисунки (слайд 13, 14)




Да, русский язык сложен. Но кто сказал, что интересное просто?

Я верю гениальному Станиславскому, который сказал:

Тяжелое станет привычным,

привычное – легким,

легкое – красивым.

Я стараюсь вселять в своих учеников уверенность, что тяжелое обязательно станет красивым. А чтобы это случилось

нам предстоит этап закрепления. Сейчас со своими помощниками я проведу любимый игровой диктант моих шестиклассников - «диктант с дырками». Правила диктанта Если у вас во время письма возникает затруднение в выборе орфограммы, имеете право оставить пробел, т.е.дырку в слове.

Тему нашего диктанта определит веселое существо, которое весь урок подглядывает за нами! (из-под стола достают фигурку чертенка) Запишите следующую фразу. (Чертик в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе из желудя)

Посмотрите на ваши строки, и скажите, на что они похожи! (на ровную дорожку, на дорожку с препятствиями и т.д.)

Недавно мой ученик, давая оценку своей работе, на вопрос, на что похож твой диктант сказал: «Это я в первом классе». Моя педагогическая мысль серая и противная, как муха, забилась в мозгу. Ведь я как никто другой знаю, что он ни в первом классе, ни до сих пор не умеет грамотно писать под диктовку. А он вдруг рассмеялся: « У меня тогда почти все зубы выпали!». И я почувствовала, как ученическая мысль, птицею взметнулась вверх. Один из самых слабых учеников класса поймал в ловушку мою педагогическую мысль. Вот ради таких моментов стоит жить.

Пришло время подвести итоги нашей работы.

Поводя итоги уроков мы с детьми составляем интеллект-карты. Предлагаю вам интеллект- карту нашего с вами занятия . Я не стану показывать весь процесс создания, но в результате получается следующее: (слайд 15)



Рефлексия; поднимите коричневые смайлики, кому было скучно «чуть не уснул»

Желтые смайлики- «неплохо, но и я работаю по такой же технологии»

Красные «спасибо, пожалуй, можно взять на вооружение»


Степень успешности работы учителя принято оценивать процентами успеваемости и качества. Но ведь не всем детям быть учеными, докторами наук, профессорами. Обществу нужны хорошие, добрые, светлые люди. И до тех пор, пока мой Якуб сохраняет огромный жизненную энергию, бодрость духа и умение шутить над своей безграмотностью, а другой мой ученик Камал, встречая меня в коридоре, после того как мы минут 10 назад расстались с ним на уроке, снова радостно говорит мне «Здравствуйте, Вера Павловна», я понимаю, что не зря ем учительский хлеб.


У каждого из нас свой путь, свои методики, свои педагогические находки. Но мы с вами делаем одно большое дело.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицу,
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. ( Н.Рыленков)

Я желаю каждому из Вас найти свою дорогу. Пусть ваша работа будет «радостной, победной, трепетной»! Спасибо за внимание!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!