Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.
Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям 21 века.
Одним из условий решения данной проблемы - внедрение современных педагогических технологи.
Я считаю, что ведущими технологиями в реализации современного образовательного процесса должны быть технологии развивающего и личностно- ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями.
На каждом своём уроке стараюсь создавать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят ещё такие, как: помочь ученику сохранить своё здоровье; через учебный предмет формировать установку на здоровый образ жизни; вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию; развивать у учеников стремление к творчеству.
Принципы реализации здоровьесберегающего урока - принцип научности, доступности, системности и систематичности, природосообразности, преемственности, субъективности, личностно- ориентированной деятельности, креативности.
Средствами реализации здоровьесберегающего урока являются:
- содержание обучения, отобранное и сконструированное в соответствии с вышеназванными принципами; освобождение от второстепенного материала, чем обеспечивается реальная разгрузка ученика;
- педагогические технологии, создающие условия: удовлетворенности успехом (алгоритмические, «полного усвоения», модульное, сотрудничество в команде); переживания интереса, радости от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности (проблемно-поисковое, проблемно- исследовательские, «мозговая атака», дебаты, интеллектуальные игры); переживания чувства сопричастности, поддержки, общения, товарищества (сотрудничество в команде, коммуникативно-диалоговые, проектное обучение, ролевые игры); самореализации и социального одобрения (ситуативное, проектное обучение, деловые игры, разноуровневое обучение, «портфолио»). Целью здоровьесберерегающих образовательных технологий является обеспечение физического, социального, психического и духовного
комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.
Условия, обеспечивающие здоровьесберегающее обучение за счет активизации факторов, стимулирующих внутренние положительные процессы, необходимо дополнять внешними, непосредственно влияющими на соматическое состояние здоровья: соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм, создание экологической среды и эргономических условий, соблюдение режима учебной нагрузки, оптимальное чередование в течение урока труда и отдыха, предупреждение гиподинамии, пропаганда здорового образа жизни, личный пример педагога в здоровом образе жизни.
Результатом вышеописанных мер становится предотвращение усталости, утомляемости, усиление мотивации к учебной деятельности, уменьшение пропусков по болезни, у учащихся возникает потребность в здоровом образе жизни.
....
Мастер – класс для учителей биологии "Методические приёмы по здоровьесбережению"
Предлагаю разделиться на две команды
Задание 1: «Обсуди высказывание»
Учитель: Итак, мы начинаем конкурсную программу. Обсудите, как понимать следующие высказывания:
1 – й команде:
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)
Когда – то древние греки высекли на камне:
«Хочешь быть здоровым – бегай.
Хочешь быть красивым – бегай.
Хочешь быть умным – бегай».
2 – й команде:
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель);
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман - основатель валеологии)
Задание 2: «Черный ящик»
В черном ящике находятся незаменимые биологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики. (Витамины)
Изделие, находящееся в черном ящике, способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензопирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги. (Сигареты)
В черном ящике - продукт, который рекомендуется употреблять за 30 минут до еды. (Сок)
В черном ящике углевод, один из основных продуктов обмена веществ и один из основных источников энергии. (Глюкоза)
Данный металл попадает в атмосферу из выхлопных газов автомобилей. При интоксикации этим металлом поражаются нервная и кровеносная системы человека. Какой металл находится в черном ящике? ( Свинец)
Задание 3: «Сочини стихотворение»
Учитель: Говоря о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они подстерегают нас на каждом шагу. Ученые говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился… Следующий конкурс заключается в том, чтобы команды в течение 10 минут сочинили стихи о том, как уберечься от стресса, исходящего от рекламы, улицы, телевизора и т.д.
Задание 4: «Собери пословицу»
Учитель: уважаемые команды, следующий конкурс «Собери пословицу». За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл и кто первый.
Сон - …лучшее лекарство.
Береги платье снову, …а здоровье – смолоду.
Здоровье в порядке - … спасибо зарядке.
Если хочешь быть здоров - …закаляйся!
В здоровом теле - …здоровый дух.
Задание 5: Аукцион пословиц о здоровье (Вспомнить и назвать пословицы о здоровье)
Задание 6: Конкурс капитанов.
Учитель: следующий конкурс «Конкурс капитанов», каждый вопрос 1 балл, время ограничено – 1 минута.
Вопросы 1 – й команде:
Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство)
Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка)
Летучие вещества, угнетающие многие бактерии. (Фитонциды)
Гормон страха. ( Адреналин)
Человеческий орган размером с кулак. (Сердце)
В сутки её организму требуется около 2 – литров. (Вода)
Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел)
Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец)
Минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться при просмотре телепередач. (3 метра)
Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов)
Вопросы 2 – й команде:
Какое растение способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум)
Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград (Пифагор)
Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза)
Какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)
Вещество, употребление которого вызывает быстрое привыкание и приводит к полной деградации личности. (Наркотики)
Комнатные растения, используемые для лечения нарывов. (Алоэ, каланхоэ)
Лечебное питание. (Диета)
Что должен соблюдать каждый человек по отношению к себе? (Гигиену)
Чума 21 века. (СПИД)
Она заменяет йод в условиях похода. (Крапива)
Задание 7 Отгадать ребус (зашифрованы названия заболеваний пищеварительной системы)
Аскаридоз, гастрит.
Задание 8:
Написать мини - сочинение на тему: «Как я понимаю слова Б.Шоу: «Сигарета – бикфордов шнур, на одном конце которого огонёк, а на другом – дурак»?
Задание 9: «Заморочки из бочки»
Вопросы:
В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе в умеренном климате часто. Почему? (Воздух там практически стерильный, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают. В средней полосе из – за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.)
Пациент жаловался врачу, что у него больной желудок. – Очевидно, у вас больные зубы. Нужно лечить и желудок, и зубы». Почему так сказал врач? (Потому что плохими невозможно хорошо пережёвывать пищу, а желудку довольно тяжело переваривать непрожеванную пищу. Поэтому заболевания желудка часто бывают связаны с заболеванием зубов.)
Заяц, воспитанный в клетке, умирает при первом быстром беге. Может ли такое приключиться с человеком. Что такое гиподинамия, и чем она опасна? (Да, если нетренированный человек будет участвовать в соревнованиях по бегу. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни, опасен тем, что приводит к ослаблению мышечной системы, ожирению, заболеваниям сердца и пищеварительной системы.)
«Обжора роет себе могилу зубами», - говорит народная пословица. Почему? (Люди с избыточным весом имеют, как правило, целый ряд заболеваний: гипертонию, сахарный диабет, болезни печени и почек и т.д. – поэтому их продолжительность жизни меньше, чем у людей с нормальной массой тела.)
В Средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма громких звуков для человека – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносимые.)
Почему скрипачи глухие на левое ухо? (На левом плече скрипач держит скрипку, а длительное воздействие громких звуков на слуховой анализатор приводит к снижению слуха, а затем и к глухоте.)
Подведение итогов.