СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"»

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.

Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям 21 века.

Одним из условий решения данной проблемы - внедрение современных педагогических технологи.

Я считаю, что ведущими технологиями в реализации современного образовательного процесса должны быть технологии развивающего и личностно- ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями.

На каждом своём уроке стараюсь создавать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят ещё такие, как: помочь ученику сохранить своё здоровье; через учебный предмет формировать установку на здоровый образ жизни; вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию; развивать у учеников стремление к творчеству.

Принципы реализации здоровьесберегающего урока - принцип научности, доступности, системности и систематичности, природосообразности, преемственности, субъективности, личностно- ориентированной деятельности, креативности.

Средствами реализации здоровьесберегающего урока являются:

-        содержание обучения, отобранное и сконструированное в соответствии с вышеназванными принципами; освобождение от второстепенного материала, чем обеспечивается реальная разгрузка ученика;

-        педагогические технологии, создающие условия: удовлетворенности успехом (алгоритмические, «полного усвоения», модульное, сотрудничество в команде); переживания интереса, радости от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности (проблемно-поисковое, проблемно- исследовательские, «мозговая атака», дебаты, интеллектуальные игры); переживания чувства сопричастности, поддержки, общения, товарищества (сотрудничество в команде, коммуникативно-диалоговые, проектное обучение, ролевые игры); самореализации и социального одобрения (ситуативное, проектное обучение, деловые игры, разноуровневое обучение, «портфолио»). Целью здоровьесберерегающих образовательных технологий является обеспечение физического, социального, психического и духовного

комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.

Условия, обеспечивающие здоровьесберегающее обучение за счет активизации факторов, стимулирующих внутренние положительные процессы, необходимо дополнять внешними, непосредственно влияющими на соматическое состояние здоровья: соблюдение санитарно- гигиенических  правил и норм, создание экологической среды и эргономических условий, соблюдение режима учебной нагрузки, оптимальное чередование в течение урока труда и отдыха, предупреждение гиподинамии, пропаганда здорового образа жизни, личный пример педагога в здоровом образе жизни.

Результатом вышеописанных мер становится предотвращение усталости, утомляемости, усиление мотивации к учебной деятельности, уменьшение пропусков по болезни, у учащихся возникает потребность в здоровом образе жизни.


....

Мастер – класс для учителей биологии "Методические приёмы по здоровьесбережению"

Предлагаю разделиться на две команды

Задание 1: «Обсуди высказывание»

Учитель: Итак, мы начинаем конкурсную программу. Обсудите, как понимать следующие высказывания:

1 – й команде:

  1. «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)

  2. Когда – то древние греки высекли на камне:

  • «Хочешь быть здоровым – бегай.

  • Хочешь быть красивым – бегай.

  • Хочешь быть умным – бегай».

2 – й команде:

  1. «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель);

  2. «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман - основатель валеологии)

Задание 2: «Черный ящик»

  1. В черном ящике находятся незаменимые биологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики. (Витамины)

  2. Изделие, находящееся в черном ящике, способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензопирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги. (Сигареты)

  3. В черном ящике - продукт, который рекомендуется употреблять за 30 минут до еды. (Сок)

  4. В черном ящике углевод, один из основных продуктов обмена веществ и один из основных источников энергии. (Глюкоза)

  5. Данный металл попадает в атмосферу из выхлопных газов автомобилей. При интоксикации этим металлом поражаются нервная и кровеносная системы человека. Какой металл находится в черном ящике? ( Свинец)

Задание 3: «Сочини стихотворение»

Учитель: Говоря о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они подстерегают нас на каждом шагу. Ученые говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился… Следующий конкурс заключается в том, чтобы команды в течение 10 минут сочинили стихи о том, как уберечься от стресса, исходящего от рекламы, улицы, телевизора и т.д.

Задание 4: «Собери пословицу»

Учитель: уважаемые команды, следующий конкурс «Собери пословицу». За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл и кто первый.

  1. Сон - …лучшее лекарство.

  2. Береги платье снову, …а здоровье – смолоду.

  3. Здоровье в порядке - … спасибо зарядке.

  4. Если хочешь быть здоров - …закаляйся!

  5. В здоровом теле - …здоровый дух.

Задание 5: Аукцион пословиц о здоровье (Вспомнить и назвать пословицы о здоровье)

Задание 6: Конкурс капитанов.

Учитель: следующий конкурс «Конкурс капитанов», каждый вопрос 1 балл, время ограничено – 1 минута.

Вопросы 1 – й команде:

  1. Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство)

  2. Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка)

  3. Летучие вещества, угнетающие многие бактерии. (Фитонциды)

  4. Гормон страха. ( Адреналин)

  5. Человеческий орган размером с кулак. (Сердце)

  6. В сутки её организму требуется около 2 – литров. (Вода)

  7. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел)

  8. Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец)

  9. Минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться при просмотре телепередач. (3 метра)

  10. Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов)

Вопросы 2 – й команде:

  1. Какое растение способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум)

  2. Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград (Пифагор)

  3. Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза)

  4. Какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)

  5. Вещество, употребление которого вызывает быстрое привыкание и приводит к полной деградации личности. (Наркотики)

  6. Комнатные растения, используемые для лечения нарывов. (Алоэ, каланхоэ)

  7. Лечебное питание. (Диета)

  8. Что должен соблюдать каждый человек по отношению к себе? (Гигиену)

  9. Чума 21 века. (СПИД)

  10. Она заменяет йод в условиях похода. (Крапива)

Задание 7 Отгадать ребус (зашифрованы названия заболеваний пищеварительной системы)

Аскаридоз, гастрит.

Задание 8: 

Написать мини - сочинение на тему: «Как я понимаю слова Б.Шоу: «Сигарета – бикфордов шнур, на одном конце которого огонёк, а на другом – дурак»?

Задание 9: «Заморочки из бочки»

Вопросы:

  1. В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе в умеренном климате часто. Почему? (Воздух там практически стерильный, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают. В средней полосе из – за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.)

  2. Пациент жаловался врачу, что у него больной желудок. – Очевидно, у вас больные зубы. Нужно лечить и желудок, и зубы». Почему так сказал врач? (Потому что плохими невозможно хорошо пережёвывать пищу, а желудку довольно тяжело переваривать непрожеванную пищу. Поэтому заболевания желудка часто бывают связаны с заболеванием зубов.)

  3. Заяц, воспитанный в клетке, умирает при первом быстром беге. Может ли такое приключиться с человеком. Что такое гиподинамия, и чем она опасна? (Да, если нетренированный человек будет участвовать в соревнованиях по бегу. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни, опасен тем, что приводит к ослаблению мышечной системы, ожирению, заболеваниям сердца и пищеварительной системы.)

  4. «Обжора роет себе могилу зубами», - говорит народная пословица. Почему? (Люди с избыточным весом имеют, как правило, целый ряд заболеваний: гипертонию, сахарный диабет, болезни печени и почек и т.д. – поэтому их продолжительность жизни меньше, чем у людей с нормальной массой тела.)

  5. В Средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма громких звуков для человека – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносимые.)

  6. Почему скрипачи глухие на левое ухо? (На левом плече скрипач держит скрипку, а длительное воздействие громких звуков на слуховой анализатор приводит к снижению слуха, а затем и к глухоте.)

Подведение итогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!