СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская слова как одна из форм развития речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается система работы по обучению сочинению младших школьников на примере произведений различных авторов, которая способствует развитию речевого творчества. Предлагаются возможные формы творческой работы по развитию речевых универсальных действий, востребованных при написании сочинений.

Просмотр содержимого документа
«Мастерская слова как одна из форм развития речи младших школьников»

МАСТЕРСКАЯ СЛОВА

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.Л.Терентьева,

[email protected]

Рассматривается система работы по обучению сочинению младших школьников на примере произведений различных авторов, которая способствует развитию речевого творчества. Предлагаются возможные формы творческой работы по развитию речевых универсальных действий, востребованных при написании сочинений. Анализируются методы работы по созданию текстов разных видов и жанров.

Ключевые слова: мастерская слова; словесное творчество; жанр; образ; метод

В современном мире с сознанием людей плотно работают средства массовой информации – телевидение, радио, Интернет. Это приводит к тому, что речь загрязняется безликими словесными штампами, бездушными сленговыми выражениями, из-за чего теряет одну из своих главных характеристик - уникальность. На мой взгляд, одна из острых проблем на сегодняшний день – это сохранение речевой культуры населения, поэтому необходимо привить подрастающему поколению вкус к слову, научить целесообразно и точно его использовать, вызвать интерес к словесному творчеству, чтобы сохранить неповторимую красоту русской речи.

Развитие речевой культуры – ведущее средство социализации личности. Оно способствует развитию интеллектуальной, духовно-нравственной эмоционально-волевой сферы, а сочинительство – один из способов самореализации юного творца. (1)

С первых лет жизни литература сопровождает ребёнка, восприятие литературного материала будет полноценным, если ребёнок к нему подготовлен. Изучение литературы как носителя творческого опыта человечества играет большую роль в развитии речевой культуры, а сочинительство формирует умение создавать что-то новое, необычное. Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, так как обогащает эмоции детей.

Важнейшей задачей школы становится развитие литературного творчества учащихся. Одним из путей речевого развития младшего школьника можно рассматривать мастерскую слова «Сказочное творчество». Эта форма деятельности стимулирует ребёнка к совершенствованию навыков сочинительства, включает его в увлекательное вид деятельности.

Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которое позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, самовыражения и самореализации.(2)

Творчество - это созидание, которое порождает новые духовные и материальные ценности, ему противостоит деятельность по шаблону, но в начальных классах необходимо и то, и другое, так как сочинительство является качественно новым для ребёнка видом деятельности.

У младшего школьника только формируются эстетические ценности, поэтому знакомство с литературой разных жанров, глубокое осмысление прочитанного обогащают юного творца новыми приёмами работы, расширяют диапазон средств выразительности речи. Языковое творчество проявляется в наилучшем выборе слов, в создании образов, "переносных смыслов". Это не всплеск эмоций, своеобразным фундаментом сочинительства являются определённые знания и умения. Произведения классиков: Сладкова, Толстого или Пришвина - это отправная точка самостоятельной работы учеников.

В начальной школе проблема словесного творчества учеников заключается в том, что часто дети сочиняют по принципу: что вижу – то пишу. Дайте им возможность написать сочинение о весне. У многих вы прочитаете о том, что прилетают птицы, текут ручьи, набухают почки. Перечень примет! Сочинение становится набором предложений на общую тему. А своё отношение к происходящему? Чем удивляет это время года?

Обратимся к словесному этюду Гоголя, который начинается словами «Весна наступает во всей красе…», а далее автор показывает, как всё расцветает – и пролески голубеют, и желтеет одуванчик, и пестреют проталинки. Для него большое значение как раз и имеет это весеннее многоцветье! А заканчивается произведение восклицанием: «Что птичьего крику в воздухе!» А какие ещё звуки мы слышим весной?

Конец произведения, его последнее предложение – начало сочинения ученика, ведь кому-то нравится именно шумная весна. Что можно услышать в это время года? Треск льда на реке, журчанье ручья, звон капели, шелест первых листьев, жужжанье шмелей. Одни восторгаются этими звуками, других они раздражают. Вот тут приходят на помощь сказочные персонажи Ох и Ах. Используем их в теме сочинений: «Ах, как прекрасна весна!» или «Ох уж эта весна…» Задача ребёнка отразить в творчестве своё отношение к происходящему.

Для учеников младшего школьного возраста характерно использование нераспространённых предложений, порой они добавляют предсказуемые прилагательные. Если весна – то тёплая или светлая, а ручей обязательно звонкий. А если поработать с «копилкой слов»? Тогда у кого-то шмель будет проворным и деловитым, а у кого-то вредным и назойливым. Да и глаголы могут быть говорящими. Капля может упасть, а может шлёпнуться, плюхнуться или бухнуться, а это уже другая картина, другой сюжет, другие чувствования.

Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность. Оно возможно и при восприятии читаемых произведений, и при их выразительном чтении, пересказе, особенно в драматизации, в составлении словарей, в языковых играх.

Видов работ много. Например, сочинение «Наоборот». Вспомним стихотворение Тютчева «Зима недаром злится». Благодаря поэту, дети ярко представляют зиму злой старухой, весну прекрасной красавицей. А если поменять главных героинь местами? Вот тут и начинается настоящее творчество. Дети ищут слова, чтобы точнее и ярче создать заданный образ, юные творцы многократно возвращаются к своей работе, корректируют её, правят, шлифуют, стремятся довести до совершенства. В процессе работы приходит истинное понимание, что значит на самом деле фраза: «Волшебная сила слова!»

О стихах. Из-за небольшого жизненного опыта дети порой замечают лишь внешнюю оболочку поэзии – рифму, иногда ритм, а ведь содержание, мысль, которую хотел до нас донести автор – это и есть высшая математика стихосложения. Первый вопрос, который мы задаём себе перед работой: «Что мы хотим сказать? На чём сделать акцент?»

В ледяной карете мчится зимушка-зима.

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают парки, скверы снежной белизной,

А мороз возводит арки над тропой лесной.

Это стихи ученика 3 класса Даниила Кустова. Оказывается, зима тоже может быть прекрасной волшебницей! С каким удовольствием творил ребёнок! Ему важно было выразить то вдохновение, которое он испытывал в момент работы. Даже размер стихотворения, на мой взгляд, выбран удачно. Он точно передаёт динамику действия, чувствуется полёт фантазии автора.

Ещё один вид работы – смена жанра. (5) В учебниках литературы для начальной школы много зарубежных сказок, одна из них - английская сказка «Хромая Молли». А что если самим выступить в роли переводчика и попробовать написать стихи по этому сюжету? Закипела работа! Английский язык многие дети теперь изучают, начиная с детского сада. Как они поняли основную мысль произведения, стало понятно из их сочинений. В результате работы один ученик написал стихи о прощении за оплошность, а другой о том, что добрые дела творят чудеса. Следовательно, каждый автор отразил в сочинении свой взгляд на события сказки.

Если учитель ставит перед собой задачу стимулировать учеников к словесному творчеству, он найдёт необходимые приёмы и методы для достижения желаемого результата.

Использую на уроке следующие методы обучения:

Метод вживания. Он позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Этот метод эффективен в работе со многими произведениями, например, со сказками Андерсена. Одно из изучаемых в 3 классе произведений - «Пятеро из одного стручка». Ученики анализируют судьбу каждой горошины как жизненный путь одушевлённого предмета, а потом, вторя Андерсену, пытаются представить, что чувствует капля, падая с сосульки вниз. У кого-то это страх, она боится разбиться, а у другого – жажда приключений, ведь попав в ручей, она отправится в увлекательное путешествие. Есть много вариантов того, что могло произойти с каплей: она могла стать спасением для увядающего цветка или живительной влагой для потрескавшейся земли. Все эти рассуждения возможны, если юный писатель вживётся в предлагаемый образ, услышит его мысли, почувствует переживания.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого произведения, позволяют глубже понять его содержание.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования. Закончился рассказ. Что станет с его героями, когда пройдёт несколько лет? На примере произведений М.Зощенко "Золотые слова" или Л. Пантелеева "Честное слово" снова сочиняем свои истории.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Ошибки в согласовании слов часто встречаются в детских сочинениях. Страх перед ними сковывает юного сочинителя. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий. Перед чтением произведения Б. Заходера «Серая Звёздочка» пробуем представить главного героя, фантазируем, что с ним могло случиться. Это, на мой взгляд, основополагающий метод в обучении написанию сочинений на примере произведений других авторов.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Например, что станет, если вдруг Баба Яга перестанет быть злой или вдруг заболеет, и ей потребуется помощь? Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами, поэтами и писателями.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Данные приёмы работы и методы обучения позволяют создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, обеспечивают личностный рост каждого ученика, способствуют раскрытию его потенциала.(3)

Юные творцы тратят на свои произведения много душевных сил. Они нуждаются в признании обществом ценности их произведений, поэтому оценка работ всегда должна быть положительной, но не надуманной. Это только первые шаги в сочинительстве. Необходимо хвалить конкретно за что-то, например, за удачно выбранное слово, интересное сравнение, точную фразу. Это окрылит начинающего писателя, послужит стимулом к дальнейшему творчеству. Кто знает, может тогда вырастут из наших учеников люди, любящие слово, умеющие его ценить и грамотно использовать в речи. А может, появятся в современной литературе новые Чарушины и Паустовские.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности, процесс не всегда осознаваемый, но главной характеристикой его является высокий накал положительных эмоций, подъём всех нравственных и физических сил, мобилизация всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремление отдать любимому делу самое главное, лучшее, ценное. На мой взгляд, это и есть вдохновение. А чтобы эти качества не были эпизодичными, и креативность стала чертой личности необходима системная работа при следующих условиях (4):

  • Свободная, без авторитарности атмосфера. Возможность выбора заданий.

  • Доверие и уважение к ученику, предоставление самостоятельности в познании.

  • Мотивация ученика. Ошибка считать, что творчество – это не разрушение старого, нет, это созидание нового.

  • Внимание к интересам ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию.

  • Высокий уровень культуры взаимоотношений ученик-учитель.

Таким образом, занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Опыт работы доказывает - дети, включенные в сочинительскую деятельность в начальных классах, и в дальнейшем не теряют интереса к словесному творчеству. От года к году арсенал выразительных средств их речи обогащается новыми словами и выражениями, а "Мастерская слова", как одна из форм организации работы по развитию речи учащихся, создаёт благоприятные условия для развития фантазии и формирования грамотной речи. Сочинительство развивает способность нестандартно мыслить, способствует самореализации младшего школьника.

Вот взгляд ребёнка на изменение собственной речи, которое произошло благодаря литературному творчеству.

«Жила-была мама Речь. Родились у неё детки-словечки. Да только были они такие непослушные, суетливые, ершистые, что никакого сладу с ними не было. Не хотели они на месте не сидеть: всюду свой нос совали и всякую грязь на себя собирали, а потом друг друга не узнавали. Каждый день сорванцы ссорились да безобразничали! Устала от их пакостей Речь и решила деток в школу отдать, чтобы уму-разуму научились и толковыми стали.

Много ли, мало ли времени прошло, только отучились Слова в школе и к маме вернулись. Пришли красавцы домой - их и не узнать! До того стали пригожими да ладными! Добрые, умные, трудолюбивые. Во всём матушке помогают, друг с другом не ссорятся, всех уважают. Пошла учёба им на пользу. Где не появятся, там волшебство случается.

Вот такие изменения произошли со Словами, а Речь счастлива».

Ученица 3 «а» класса Тылис Мария.

Литература

1. Ладыженская, Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение // Развитие речи учащихся IV—Х классов в процессе изучения литературы в школе. – Москва,1985.

2. Леонов, С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в ст. кл.: методические приемы творческого изучения литературы. – Москва, 1999.

3. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

4. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.

5. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.



Сведения об авторе: Терентьева Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, высшая категория, МБОУ "Лицей № 9", г. Каменск - Уральский,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей