СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Кроссенс", как приём креативного мышления"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс по теме  "Кроссенс", как приём креативного мышления"

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Кроссенс»

«Кроссенс» как приём развития креативного мышления

Добрый день! Я рада приветствовать вас и представить свой мастер-класс (СЛАЙД 1).

Посмотрите, пожалуйста, на экран (СЛАЙД 2) и скажите, что объединяет всех этих людей? Как их можно назвать? (СЛАЙД 3-4) А наши ученики являются эрудитами? Но каждый из нас к этому стремится. Так вот в 2002 г. в журнале «Наука и жизнь» появилась статья под названием «Кроссенс - игра для эрудитов». (СЛАЙД5) Тема моего мастер класса – Кроссенс как приём развития креативного мышления. Идея создания данного приёма принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

С чем у вас ассоциируется слово - кроссенс? - кроссворд, если кроссворд пересечение – слов, то кроссенс - смыслов. (СЛАЙД 6) Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. (СЛАЙД 7) Он представляет ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов для «Крестиков-ноликов». Как же его читать. Есть три способа. (СЛАЙД 8)

1) Читать кроссенс нужно слева на право, и далее двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном 5 квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Между изображениями, надо найти ассоциативные связи.

2) Центральное изображение связано со всеми картинками.

3) Когда мы читаем кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. Понятно?

А теперь возвращаемся к нашему кроссенсу(СЛАЙД 9) и ваша задача состоит в том чтобы разгадать название кроссенса, составить ассоциативную цепочку посредством взаимосвязи изображений.

А теперь посмотрим, каким образом это задание может стать более сложным, многомерным и символичным. (СЛАЙД 10) Такое задание может иметь несколько правильных вариантов ответа, поэтому важным становится не чётко установить единственную заложенную учителем связь, а найти любую из возможных и объяснить свою трактовку, свою линию связей по данным картинкам.

В этом и прелесть этого приёма, научить детей мыслить, порой нестандартно.

Как вы думаете, на каких этапах учебной деятельности можно использовать этот приём?

на стадии определения темы урока,

для определения и постановки проблемы,

для закрепления материала,

как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

как творческое домашнее задание и т, д.

они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, стать способом организации коллективного творческого дела.

Предлагаю вашему вниманию несколько предметных кроссенсов: (СЛАЙД 11-13)

На уроке литературы в 5 классе с помощью данного кроссенса дети самостоятельно формулируют тему урока: Литературные сказки.

Кроссенс по истории в 8 классе по теме Смутное время, в качестве проблемного задания – Действительно ли убийство Иваном Грозным своего сына послужило причиной Смуты?

Урок биологии в 5 классе по теме Типы взаимоотношений организмов в сообществе, используется при организации групповой работы.

Итак, сделаем вывод: (СЛАЙД 14)

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

·  Научность: имеет научное обоснование;

·  Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

·  Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

·  Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

·  Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.


Надеюсь, знания, полученные на мастер-классе, пригодятся вам, а памяткой будет служить буклет.

Закончить мне хочется словами историка Николая Михайловича Карамзина «Не мешайте другим мыслить!»

Большое спасибо за работу! (СЛАЙД 15)




Методика работы над кроссенсом.

1.      Определение тематики, общей идеи.

2.      Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.

3.      Нахождение связей между элементами, определение последовательности.

4.      Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).

5.      Концентрация смысла в одном элементе (центр).

6.      Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.

7.      Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

8.      Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.

9.      Построение ассоциативной связи между образами элементов.

10.  Выход на новый уровень.















































Просмотр содержимого презентации
«Мастер-класс»

Конкурс педагогических достижений «Верность профессии» Мастер-класс Езулова Юлия Викторовна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №225»

Конкурс педагогических достижений

«Верность профессии»

Мастер-класс

Езулова Юлия Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №225»

Конкурс педагогических достижений «Верность профессии» Мастер-класс  «Кроссенс как приём развития креативного мышления»   Езулова Юлия Викторовна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №225»

Конкурс педагогических достижений

«Верность профессии»

Мастер-класс «Кроссенс как приём развития креативного мышления»

Езулова Юлия Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №225»

Кроссворд – пересечение слов Кроссенс – пересечение смыслов

Кроссворд – пересечение слов

Кроссенс – пересечение смыслов

Три способа чтения  Рис 1. Рис 2. Рис 3.

Три способа чтения

Рис 1. Рис 2. Рис 3.

Приём Кроссенс отвечает следующим принципам:   Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов Научность: имеет научное обоснование Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

Приём Кроссенс отвечает следующим принципам:

Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов

Научность: имеет научное обоснование

Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения

Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения

Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.


Скачать

© 2017 3045 118

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!