СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к мастер - классу "Ситуация успеха на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная информация к Мастер-классу "Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Материал к мастер - классу "Ситуация успеха на уроках русского языка и литературы"»

Ситуации успеха как средство повышения мотивации к учению у младших школьников

Очень интересное высказывание нашла...Решила поделиться

— Сэр, в чем секрет вашего успеха?— спросил репортер успешного бизнесмена.

— Всего два слова!

— И какие же, сэр?

— Правильные решения.

— И как же вы принимаете правильные решения?

— Одно слово.

— И что это за слово?

— Опыт!

— А как вы получаете этот самый опыт?

— Два слова.

— И какие же?

— Неправильные решения…

Думаю,что именно так все и случается сначала ошибки,а потом достижение целей, для которых нужно принимать правильные решения...Вот так наверное люди в своей основе достигают успеха

Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации, которую способен организовать учитель.

Учитель для маленького ребенка - живое воплощение справедливости. Посмотрите в глаза ученику 1 класса, получившему неудовлетворительную оценку... Ребенок не только чувствует себя несчастным, но и испытывает чувство неприязни, а нередко и вражды к учителю. Учитель, ставящий двойку по существу за то, что ребенок чего-то не понял, представляется детям несправедливым человеком.

Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или неудачника. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично-ой как трудно!); ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. (Слайд 1). В настоящее время многое изменилось в образовании. Много говорят о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Ребенок приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа».

В течение 4-х лет обучение в моем классепроходило посистеме Л.В.Занкова.Приняв в 2010 году 1 класс, как всегда, задалась вопросом: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят?».

Проанализировав результаты опроса и цветоматрицы, обобщив результаты собственных наблюдений и наблюдений коллег, работающих в классе, пришла к выводу о необходимости создания ситуации успеха при обучении предметам в начальных классах для повышения мотивации к учению.

Актуальность опыта

В педагогической литературе, как оказалось, трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, которые позволяют обеспечить технологичность этого процесса.

(Слайд 3). Обнаружилось противоречие между необходимостью выработки единого комплекса методов, приемов и средств обучения, способствующих созданию ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся начальной школы, и недостаточной целостной разработанностью практического инструментария для создания ситуации успеха как одного из средств повышения мотивации к учению.

(Слайд 4). Ведущая педагогическая идея опыта - создавать для учащихся начальных классов такие ситуации, которые способствуют достижению и переживанию успеха, и, как результат, повышению мотивации к учебной деятельности.

(Слайд 5). Работа над опытом охватывает период с сентября 2010 года по май 2014 года.

Теоретическая база опыта

(Слайд 6). В.Ф.Шаталов утверждает, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда, какой бы ни был огурец, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.

А.С.Макаренко выдвигает идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности.

В.А.Сухомлинский вводит в педагогический лексикон «школу радости».

В педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех мотивирует школьника к учению.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет доктор педагогических наук А.С. Белкин. Он убежден: если ребенка лишить веры в себя, вряд ли можно надеяться на его «светлое будущее». Одно непродуманное слово, один неосторожный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

(Слайд 7). Новизна опыта состоит в

· изучении теоретических основ создания ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников как средства повышения мотивации к учению;

· классификации и описании практического инструментария, который может использоваться учителем для создания ситуации успеха.

Технология опыта

(Слайд 8). Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики мотивации к учению у учащихся 1-4 классов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

· создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников;

· классификация и описание практического инструментария, который может использоваться учителем для создания ситуации успеха;

Существует несколько основных типов ситуации успеха:

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах.

2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить твердую

убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей.

3. Скрытый инструктаж ребенка о способах и формах осуществлениядеятельности. Достигается путем пожелания.

4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, кого осуществляется этадеятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5. Персональная исключительность. Определяет важность усилий ребенка вдеятельности, которая осуществляется.

6. Мобилизация активности или педагогическое выполнение. Побуждает квыполнению конкретных действий.

7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить не результат в

целом, а какой-то отдельной детали.

Результативность опыта

Оценка уровня мотивации учащихся к учебной деятельности определялась двумя способами.

  1. Цветоматрица определения уровня мотивации к учебной деятельности «Хочу учиться»

( Методика «Цветопись», автор Лутошкина А.Н.).

Успех = мотивация + ситуация успеха + благоприятный психолого-педагогический климат + творчество + здоровье

Верьте, когда другие сомневаются.

Планируйте, когда другие играют.

Учитесь, когда другие спят.

Решайтесь, когда другие медлят.

Готовьтесь, когда другие мечтают.

Начинайте, когда другие мешкают.

Работайте, когда другие желают.

Копите, когда другие тратят.

Слушайте, когда другие болтают.

Улыбайтесь, когда другие сердятся.

Хвалите, когда другие критикуют.

Упорствуйте, когда другие сдаются.

Уильям Артур Уорд


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!