СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку краеведения Алматинской области Легенды родного края

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алматинская область – пятая по занимаемой площади область республики Казахстана. Этот регион издавна называется Семиречье.Область разделена на 16 районов. Население области около 2 миллионов  человек.

Наш край богат природой и  историей . В Алматинской области находится много природных, исторических и культурных памятников. Например, Петроглифы в Тамгалы-Тас, Иссыкский курган – захоронение 4-го в. до н.э., Поющий бархан и Чарынский каньон, курганы Бес-Шатыр и Тургенское ущелье.  О нашем удивительном крае сложено немало легенд и сказаний. Легенда – одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора; поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку краеведения Алматинской области Легенды родного края»

  1. Легенды и сказания родного края.

Алматинская область – пятая по занимаемой площади область республики Казахстана. Этот регион издавна называется Семиречье.Область разделена на 16 районов. Население области около 2 миллионов человек.

Наш край богат природой и историей . В Алматинской области находится много природных, исторических и культурных памятников. Например, Петроглифы в Тамгалы-Тас, Иссыкский курган – захоронение 4-го в. до н.э., Поющий бархан и Чарынский каньон, курганы Бес-Шатыр и Тургенское ущелье.  О нашем удивительном крае сложено немало легенд и сказаний.
Легенда – одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора; поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным соавой , вызывающим восхищение событиями прошлого. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда- приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа-обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому ученые не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами,не отрицая , впрочем, что в большинстве своем легенды основаны на реальных событиях.

Легенды , как правило, были устными рассказами , часто положенными на музыку; передавались из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, это слово приобрело дополнительный смысл так называют получивших общественное признание и почет события и деятелей ( например, легенда века).

Природа и жизнь – источники человеческой фантазии. Обычно в основе легенды лежит исторический опыт, нечтоуже пережитое человеком.

Легенды ,как никакое другое искусство , может быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах зафиксированы события прошлого.В том числе и действительно исторические.

Первые легенды возникли давно, и с каждым новыи тысячелетием они проходили весь период изменения оп простого к сложному.

Рождается ребенок, и старшие по возрасту оберегают сознание растущего существа от реальной жизни, рассказывая ему различные легенды, мифы, сказки, по-своему объясняя мир и тем самым подготавливая его к будущим трудностям.

И так, начинаем путешествие по легендам нашего края.


«Легенда - приемная дочь истории»

Эрике Понсела.



ЛЕГЕНДЫ О ГОРЕ  ХАН — ТЕНГРИ

Гора  Хан Тенгри —  высшая точка на Тянь-Шане.   Тангритаг — Тянь Шань, в переводе с китайского, как мы знаем, “небесные горы».

Вершина горы Хан Тенгри находится на высоте 6995 метров. Собственно, Хан Тенгри – гора семитысячник, если округлить оставшиеся пять метров…

Хан Тенгри  — символ высокого и непоколебимого духа казахского народа, казахский Олимп.

         «…Когда-то не было ни земли, ни неба, а был только один  необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет — Ак Жарык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри, будущий прародитель всего мира. Он спал очень долго, миллионы и миллионы лет, и вот однажды проснулся. Тенгри разбил скорлупу яйца и вышел наружу. Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, а из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю, и снова не воцарился хаос, Тенгри поставил между ними посох – Небесный кол – Темир казык — Полярную звезду. К Полярной звезде Тенгри привязал небесных коней, звезды и созвездия, которые ходят по всему Небу вокруг».

         Отделив Небо и Землю, Тенгри, чтобы произвести потомство, и сам разделился на мужчину и женщину. Женщину-богиню он назвал Тенгри Умай, и поселил ее на вершине горы Сумеру, в небесной выси, там, где рядом с Небесной горой находится молочное озеро – Сутколь.

Молоко матери Тенгри Умай – это звездная дорога, Млечный путь, который протекает по всему Небу и впадает в молочное озеро – Сутколь.

Дыхание Тенгри стало ветрами и облаками, голос – громом, правый глаз Тенгри – Солнце, левый глаз – Луна. Громом и Молниями во время грозы Тенгри поражает злых духов, мешающих жить богам и людям.

         Тенгри – всемогущ и всесилен, каждое его слово материализуется, превращается в дела, по его слову воздвигаются горы и наполняются моря. Тенгри распоряжается людскими судьбами, только ему ведомо, когда должен родиться, как жить и когда умереть человек.

         Тенгри – верховное божество, другие боги исполняют его волю и приказы. Тенгри всесилен, и чтобы направлять людей на путь истинный, он посылает к ним на Землю своего избранника для испытания людей – пророка.

         Никакой человек не может укрыться от божьего суда, от суда Тенгри, ибо Тенгри – всевидящий. Нет такой тайны, которая могла бы быть неизвестной Тенгри. Все свои желания и стремления человек должен согласовывать с верой в Бога Неба — Тенгри. Человек во всем зависит от хозяина Неба и Земли, от хозяина Мира – Вечного Тенгри – Манги Тенгри. В служении богу Неба — Тенгри состоит счастье человека.

         У Тенгри есть три сына: Гесэр, Чингиз и Ирен-Сайын. Они составляют единое целое. У них несколько имен – Уш Курбыстан – Три Сверстника, Три хана – Три властителя. Вместе они называются Телегей. Возможно, отсюда происходит христианская  Троица: Бог отец, бог Сын, бог – Святой Дух, поскольку древнетюркские и алтайские мифы древнее христианских мифов.

Старший из сыновей Тенгри Гесэр, его отец посылал к людям совершать разные подвиги.

Средний сын Чингиз – это имя означает также и море, океан – Тенгиз.

Младший – Ирен-Сайын. Им подчиняется бог Улкен – Большой, который управляет всем миром и всеми делами в нем.

         Рассказанное нами здесь лишь небольшоя часть мифов и легенд о Боге Неба Тенгри. Подробности можно узнать из книг по мифологии.

РОДНИК БАТЫРА РАЙЫМБЕКА

         В те годы когда батыр Раймбек был еще молод,в очередном сражении с калмыками казахское ополчение вынуждено было отступить. Они прошли между горами Бугыты и Торайгыр, выбрались в лощину, которая называется Кокпекти, и расположились лагерем у самого подножия горы Торайгыр. После многодневного сражения воины очень устали, им захотелось пить, и они стали искать воду. Батыр Раймбек, которого тоже мучила жажда, возжелал хотя бы одной капли воды. Но воды не было нигде, кругом одни серые и черные скалы. И в досаде на неудавшуюся военную операцию, в досаде на весь мир, в досаде на самого себя и на то, что он не может даже напоить водой своих воинов, и коней, Раймбек размахнулся и ударил саблей по земле! И о чудо! Из того места, куда он ударил острой саблей, вверх ударила струя прохладной воды!

         Казахские воины напились этой воды, привели себя в порядок, напоили коней, несколько дней побыли у этого благословенного родника, а потом со свежими силами неожиданно напали на врагов. На этот раз удача была на их стороне, они победили в бою, разгромив калмыков.

         А родник, который одним ударом меча открыл для людей Раймбек, существует до сих пор, и он так и называется, родник батыра Раймбека.

ЛЕГЕНДЫ ОБ ОЗЕРЕ БАЛХАШ

…У одного богатого бая, которому принадлежала значительная часть  озера, была красавица-дочь Балхаш. Когда девушка подросла, она влюбилась в парня из бедной семьи и втайне от всех встречалась с ним. Отец девушки, разумеется, хотел выдать ее замуж за богача и запретил выходить девушке из дома до свадьбы со знатным женихом. А сам отдал тайный приказ найти бедного парня и утопить его в озере. Узнав об этом, Балхаш решила, что если на земле им не дают любить друг друга, то в озере их любовь будет жить вечно. Темной ночью накануне свадьбы с сыном богача она сбежала из дома и прыгнула в пучину волн к любимому, чтобы быть с ним вечно. В честь ее верной и чистой любви озеро назвали Балхаш…

Многие люди, живущие на берегу Зеленого моря – Кокше-тенгиза, как называют казахи Балхаш с древнейших времен, верят, что Балхаш — действительно озеро Любви.



Легенда об озере Алаколь

В древние времена мир был разделен на три части. В Верхнем мире обитал сам Великий Тенгри со своей женой, красавицей и умницей Умай, в Среднем мире жили люди, а в нижнем – злые духи. Люди поклонялись Тенгри, Умай, Жер-Су и другим богам, а злые духи – Эрлику. Вот в эти давние времена и произошла эта история.
В Среднем мире, в великой степи жило одно очень воинственное тюркское племя. Каган его был жесток и жаден, сколько они не завоевывали земель, ему все было мало. Сундуки его были полны монетами и драгоценностями, и хватало пастбищ для скота, а он требовал еще и еще. Скоро вокруг не осталось ничего, что можно было завоевать. Однажды вечером каган сидел у своей юрты. Вдруг мимо него пронеслось стадо косуль.
- Как это они зашли на мои земли? Кто разрешил? – возмущенно взревел он и послал своих охотников следом. Однако они опоздали, косули уже успели скрыться. Разгневанный каган решил объявить животным войну.
Но без благословения Тенгри успеху не бывать. Каган знал, что благословение дается только тому, кто храбр, предприимчив, и великодушен. То, что хотел исполнить каган, к великодушию отношения не имело. Что делать? И каган решил обратиться за помощью к Эрлику, богу нижнего мира. Той же ночью ему были принесены богатые жертвоприношения, и Эрлик согласился помочь. Он напустил дурмана, и Тенгри не увидел злых умыслов воителя. А когда каган принес в жертву семь коней, Тенгри дал ему свое благословение.
И началось побоище, ибо воины кагана были столь жестоки, что вода в реках стала красной от крови животных и птиц. Они не щадили никого – ни старого круторогого барана, ни новорожденного детеныша. Стрелы летели в таком количестве, что закрыли собой небо, мечи блистали так, что солнце потускнело. А Тенгри не обращал на это внимания, ведь дурман Эрлика продолжал действовать.
И тогда звери и птицы решили обратиться к богине Жер-Су. Лисы и волки пригнали на высокую гору рыжую лошадь и принесли ее в жертву богине. Когда она появилась перед ними в виде красивой полной женщины, все пали, стали плакать и просить заступничества перед Тенгри. Жер-Су выслушала их и пообещала помочь. Богиня отправилась на поклон к Тенгри, но он продолжал вкушать дым от жертвенных костров и не стал ее слушать. Тогда она обратилась к Умай. Великая богиня захотела все увидеть сама. Она обернулась белым лебедем и полетела над степью. Везде царили беда и разорение, ведь жестокость кагана, уверенного в поддержке Тенгри, не знала границ. В гневе вернулась Умай в верхний мир. Но муж и ее не захотел слушать. Поняла богиня, что он обманут злыми чарами и решила действовать без него. Взяла она Жер-Су себе в помощницы, и они вернулись в средний мир. Собрали богини вокруг себя оставшихся зверей и птиц, и стали держать совет. Что делать? Чем помочь?
Слово взял мудрый ворон. Он преклонил перед богинями колено и сказал:
- Убить кагана – не выход. Придут другие. Вот если бы у нас было убежище, чтобы туда ни конь не допрыгнул, ни стрела не долетела, тогда бы мы были в безопасности. Но нет такого места. Заплакал ворон, и за ним заплакали все птицы, и вторили им звери, и слышен был их плач на многие дни пути. Слыша его, радовался жестокий каган, предвкушая обильный той в честь победы.
Видела это Умай, и обливалось кровью ее сердце. Стала она думать. Долго думала, и позвала бога молнии Нацигая и поделилась с ним своей задумкой. Нацигай кликнул свою рать, младших богов, и приказал им ударить молниями вокруг того места, где они стояли. И провалилась земля на ширину нескольких дней пути. Тогда Жер-Су созвала своих помощников, и заполнили они провал водой. Оказались звери и птицы на острове, а вокруг них разлилось озеро, которое сейчас называется Алаколь.
Когда каган со своими воинами прискакал к берегу озера, он не смог добраться до острова, как ни старался. Животные очень радовались, и остались там жить. Наверное, и до сих пор живут, если не они, то их потомки.
А что же Тенгри? Вернулась Умай домой, взяла свою золотую чашу со священным молоком и напоила им Тенгри. Прозрел он, увидел деяния кагана и понял, что был неправ. Разгневался великий за обман, бросил он стрелу вниз и поразил кагана. Воины, увидевшие это, бросились наутек. Но стрелы Тенгри настигли и их. Так был наказан жестокий каган, а у птиц и зверей появилось заповедное место, где они могли никого не бояться. Со временем остров разделился на три части, но продолжает оставаться убежищем. Здесь живет более ста видов птиц, в том числе и младшие сестры Умай – лебеди. Многие птицы и звери очень редки, ведь их истребил когда-то злой каган.



Легенда о поющем бархане.

В далекой-далекой стране, в горах Джунгарского Алатау, жил Дух. Веселый такой. Очень любил Дух шутить шутки, а как шутить? Голоса нет, тела нет… Кто шутки безголосые-бестелесные поймет.
И решил Дух найти себе тело – будет тело и голос будет. «Вот тогда повеселюсь!» - думал Дух. Посмотрел по сторонам – слева горы, справа горы, между ними – степь, а в степи одинокий песчаный бархан.
Редко-редко где деревья растут, сухую траву ветром клонит. «Странный бархан какой-то», - подумал Дух, - «Все барханы, как барханы -  в пустыне. Этот в степи стоит и не двигается».
Высоко в небе орел парит, добычу высматривает: может черепаха проползет, а может и суслик  пробежит. «Нет, не хочу я быть ни деревом, ни орлом, ни орлиной добычей», - решил Дух, и стало ему грустно.
Тут вдруг ветер с западных гор подул и с вершины бархана песчинки стал сдувать. До восточных гор долетел, оттолкнулся, песчинки подхватил и обратно понес. «Так вот почему бархан на месте стоит», - обрадовался Дух,
- «Вот кем я стану. Ай, хорошо!» Поднялся над барханом, примерился и нырнул в песок. Подвигался, песчинками пошуршал: тепло, уютно, а тут и ветер утих. Ночь в предгорной степи холодная, звезды сияют – желтые, белые, голубые, зеленоватые, красные - как цветы на лугу.
Мерцают, Духу подмигивают: «Молодец». Ночью степные жители, которые днем от жары по норам прятались, из укрытий выбрались: кто поесть, кто попить, а кто просто погулять.
Тушканчик решил к родне в гости сходить короткой дорогой: прыг на бархан, а Дух: «Ай!». Тушканчик от испуга подскочил, кисточка на хвосте затряслась. Духу – весело. Лапки у тушканчика тонкие, коготки длинные, царапучие.
Тушканчик – прыг, Дух – «Ай!». Изо всех силенок тушканчик запрыгал, а вслед ему «Ай-ай-ай-ай-ай!». Еле хвостик унес. На охоту вышла степная лисица – корсак. Шубка, как песок – желто-серая, глаза – бусинки круглые, сверкают, добычу высматривают.
Наступила лиса на бархан, а Дух «Тя!» Удивилась лиса, еще шажок сделала. «У!» - отозвался Дух. Лиса бежит, а Дух: «Тя-У! Тя-У! Тя-У! Берегись, ночной народ, лиса добычу ищет». Лиса голодная, а Дух доволен.
Совсем Дух разошелся. Змея на бархан заползла, а проказник как зашипит: «Пс-с-с-с-с-с, пс-с-с-с». Мудрая змея была, долго жила на белом свете – не испугалась. Только Духа пристыдила: «Нехорошие у тебя шутки, злые. Тушканчика испугал, лисят голодными оставил, надо мной, старой, посмеялся. Зачем? У тебя ведь теперь голос есть. Живи – сам радуйся и других радуй».
Задумался Дух. А утром солнце встало, ветер легкий подул, попросил Дух: «Помогите, братцы! Грей, солнышко, жарче, дуй, ветер, сильнее». Греет солнце, ветер то слева, то справа задувает.
Поет Дух голосом бархана. Поет на разные лады: то переливается, как горная речка по камням, то гудит, как пчелы в цветущем саду, а то и органом звучит. В разных местах Дух бывал, о многом рассказать мог.
И так красиво он пел, что далеко о нем молва разнеслась. Люди стали к поющему бархану издалека приезжать. Ладошками по песку похлопают – бархан поет, старается. А уж когда братец-солнце и братец-ветер помогают – совсем удивительные концерты получаются.
А про обидные шутки Дух забыл – у него теперь песни есть.

Задания:

Ответьте на вопросы:

1.О чем говорят легенды?

2. Почему легенды существуют много сотен лет?

3.Спросите у своих родных : «Какие легенды о родном крае им известны?» и расскажите о них одноклассникам.

4. Какие мультфильмы созданы по мотивам легенд казахского народа? Посмотрите их, используя ИНТЕРНЕТ. Поделитесь впечатлениями с друзьями , родителями, учителями.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!