СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для ГИА по истории Отечества в 9 классе (ДНР). Билет № 4. Вопрос 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Салтово-маяцкая археологическая культура в Подонцовье и Приазовье

Просмотр содержимого документа
«Материалы для ГИА по истории Отечества в 9 классе (ДНР). Билет № 4. Вопрос 2.»

Билет № ХХХ (4)

2.Салтово-маяцкая археологическая культура в Подонцовье и Приазовье.

Вариант ответа № 1

Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области.

Салтово-маяцкая культура является государственной культурой Хазарского каганата, но считается, что ее создали в основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Датируется серединой VIII — началом Х веков.

Хазары — тюркоязычный кочевой народ.

В конце VIII в. в северных районах Донецкой области возникла целая серия укрепленных алано-болгарских городищ — у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки, города Славяногорска Славянского района, села Новоселовка и поселка Кирово Краснолиманского района. Большинство из них расположены на 15-километровом отрезке правого берега Донца в пределах Славянского района. Наверное, здесь располагался какой-то крупный хазарский административный центр. Большинство городищ находятся на высоком правом берегу Северского Донца и укреплены со стороны поля системой рвов и земляных валов. Со стороны реки укрепления не возводились. Городища у села Богородичное и Святогорского монастыря полностью заросли лесом, поэтому хорошо сохранились. Глубина рва достигала 2-3 метров, на такую же высоту поднимался земляной вал. По гребню вала сооружался частокол (стена) из заостренных бревен. Деревянные стены хазарских крепостей часто штукатурились и белились мелом. Склоны Святогорского городища дополнительно укрепляли эскарпом. Эскарп — это искусственная подрезка склона, которая увеличивала его крутизну. Святогорское городище небольшое — 50 на 70 м — и нежилое, то есть городище-убежище. Люди жили в расположенном рядом поселке и прятались в убежище только в случае опасности. В остальных городищах люди постоянно жили под защитой крепостных стен. Самые большие городища известны у сел Сидорово и Маяки. Их размеры достигают несколько десятков гектаров. Рядом находились неукрепленные поселки, так называемый посад. Вокруг располагались могильники. В поселках и городищах строились землянки, полуземлянки и наземные жилища. Стены полуземлянок возводились из досок или земляных (дерновых) кирпичей, крыша была соломенной или камышовой, двускатной или односкатной. Наземные жилища имели вид мазанок. Стенки мазанок делались из переплетенных прутьев и обмазывались глиной.

Сельское хозяйство алано-болгарского населения Подонцовья основывалось на пашенном земледелии. На поселениях сохранились остатки железных лемехов от плугов сложной конструкции. Возделывались пшеница, ячмень и просо. Зерно хранилось в больших глиняных бочках — пифосах, врытых в землю по горлышко. Вместимость одного пифоса достигала нескольких сотен литров. Зерно растиралось в муку и крупу при помощи ручных мельниц. Круглые жернова таких мельниц в большом количестве найдены на Маяцком городище. Важное место занимало огородничество. Выращивались лук, репа, чеснок и другие культуры. О развитии огородничества свидетельствуют железные теслообразные мотыжки. Животноводство было придомным и отгонным. Разводились коровы, лошади, овцы, в меньшей степени козы и свиньи. При придомном содержании скот (коровы, свиньи) выпасался возле жилищ и требовал запаса кормов в зимний стойловый период. Отгонное животноводство (лошади, коровы и овцы) связано с постоянными перекочевками по степи и в богатой сочными травами пойме Северского Донца. Вокруг городищ и долговременных поселков в Славянском, Краснолиманском и Артемовском районах найдено большое количество кратковременных пастушеских стоянок-кочевий.

Местное население хоронило своих умерших в основном по языческому обряду. Иудаизм охватил только верхушку господствующего класса. Вместе с тем часть алан в IX в. приняла христианство. В нескольких типичных аланских катакомбах IX-X вв. Верхнесалтовского могильника найдены медные нательные крестики. В IX-X веках в Подонцовье получил распространение ислам. Крупный мусульманский могильник расположен в селе Сидорово. В целом для разноэтнического населения Хазарского каганата была свойственна религиозная терпимость.

Вторым крупным районом салтово-маяцкой культуры является Приазовье. В настоящее время здесь учтено более 100 раннесредневековых памятников VIII-X вв. В основном это кочевья и поселения. Кочевья возникали на месте кратковременных остановок подвижных групп скотоводов. На них сохраняются следы от круглых юртообразных жилищ диаметром 3-4 метра, колоколовидные хозяйственные ямы, кости животных, фрагменты разбитой посуды. Долговременные поселения аналогичны подобным поселениям в Подонцовье. Планировка жилищ на них была беспорядочная. Круглогодичные кочевья (существовавшие во все времена года) датируются в основном VI-VIII вв. Позже происходит оседание части болгарского населения на землю и возникновение долговременных земледельческих поселков. Кочевья IX-X вв. в Приазовье носили сезонный характер, то есть возникали в теплое время года в период выпаса скота. Большие долговременные неукрепленные поселки IX-X в.в. отмечены вдоль северного побережья Азовского моря в устьях рек и балок, впадающих в море. В экономике поморских болгар важное место занимало рыболовство. В хозяйственных ямах поселений у Новоазовска, сел Безыменное Новоазовского района и Урзуф Першотравневого района найдены кости осетровых и судака. Выше этих поморских поселков располагались сезонные кочевья. Дальше в степи, в пределах Приазовской возвышенности и южных отрогов Донецкого Кряжа, в основном в долинах больших рек, известны рассеянные поселки и кочевья вокруг них. Поселения и кочевья находят по большому количеству фрагментов красноглиняных амфор и сероглиняных сосудов местного производства. Амфоры имели круглое дно, две ручки и служили тарой для привозных продуктов из Крыма, Византии и других территорий. Емкость амфор достигала 7-8 литров. Круглодонные амфоры были очень популярной в Хазарии тарой и в результате торговли поступали дальше в русские земли. Сероглиняные горшки и круглые котлы с ушками для подвешивания на костре имели костровый обжиг и производились на месте. О погребальной культуре приазовских поселений практически ничего не известно, так как большие могильники еще не найдены. Ясно только, что эти могильники были грунтовыми, то есть без курганов.

Собственно кочевыми хазарами оставлено совсем небольшое количество древностей на территории Донецкого края. К ним относятся несколько погребений под курганами с квадратными ровиками вокруг могилы. Одно из таких погребений найдено у города Тореза. В могиле обнаружили плоские глиняные фляги, золотую монету византийского императора Константина V Копронима (741-775 гг.), круглодонную амфору, железные стремена, нож, украшения и простые глиняные горшки.

Вариант ответа № 2.

Салтово-маяцкая культура — археологическая культура эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины. Датируется серединой VIII — началом Х веков, периодом господства в этом регионе Хазарского каганата.

Название дано по двум крупным памятникам — Салтовскому городищу близ села Верхний Салтов на левом берегу Северского Донца (Харьковская область, начало раскопок 1900 год) и Маяцкому городищу близ впадении в Дон реки Тихая Сосна (Воронежская область, 1906 год).

В широком смысле салтово-маяцкую культуру принято определять как «государственную культуру Хазарского каганата» и включать в её ареал степное Подонье, Приазовье, Тамань, Восточный Крым, Нижнее Поволжье и Прикаспийский Дагестан. В этом случае культура подразделяется на два локальных варианта: лесостепной и степной

Памятники этой культуры на территории Донетчины – это городища, неукрепленные поселения, кочевья и могильники (грунтовые ямные и грунтовые катакомбные), обнаруженные в Краснолиманском, Новоазовском, Першотравневом, Артемовском и Славянском районах.

Погребальный обряд. Полиэтничное население Хазарии имело различия в погребальной обрядности.

1)катакомбный обряд («подземная гробница», катакомбы - это не что иное, как обширные подземелья иногда естественного происхождения или, что бывает весьма часто, искусственного) в большей степени свойственен аланскому населению.

2)ямные погребения относятся к прабулгарским (булгарскими) или, возможно, хазарским.

3)Остаётся дискуссионным вопрос этнической принадлежности носителей кремационного обряда погребения.

Такое разнообразие свидетельствует о этническом и культурном разнообразии салтово-маяцкой археологической культуры.

Жилища. Типичная модель жилой постройки:

1) прямоугольная или квадратная полуземлянка. Коридор отсутствует. В центре постройки находится очаг.

2) в Степном Подонцовье преобладают жилища квадратной формы (около 40 %), в лесостепном варианте — прямоугольной формы (около 63 %). В степном варианте преобладают жилища углубленные до 1,5 м, для лесостепного варианта не характерны постройки глубиной более 1 м. Средняя площадь жилищ Степного Подонцовья около 22 кв.м, в лесостепном варианте — около 14 кв.м. Очаги и печи встречены в постройках обоих вариантов.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии не только общих черт, но и видимых различий в домостроительной традиции населения степного и лесостепного вариантов салтово-маяцкой культуры.

Хозяйство. Занимались салтовцы скотоводством и пашенным земледелием, а также охотой и рыболовством. Высоко развиты у них были металлургия и гончарство. В социально-экономическом отношении племена салтово-маяцкой культуры переживали бурный период становления феодализма и переход от кочевого образа жизни к оседлому. Жители Хазарского каганата были не только кочевниками, найдено более сотни поселений с обширными следами земледельческого хозяйства. Археологические находки включают в себя сооружения, такие как крепкие дома, загоны для скота, сараевидные сооружения и другие надворные постройки. Возводились укреплённые крепости, такие как Саркел, построенная из кирпича. Кроме земледелия, население Хазарии занималось рыболовством, скотоводством и металлургией. Также в каганате было развито гончарное производство. Был свой алфавит, что подтверждается находками рунических граффити. Эти короткие записи пока не дешифрованы.

Характерный инвентарь салтово-маяцких памятников – орудия труда (мотыги, сошники, плужные лемехи, косы, серпы, жернова, рыболовные крючки, грузла, топоры, долота, ложкорезы, ножи, пряслица), предметы конского снаряжения (стремена, удила, подпружные пряжки), оружие (наконечники стрел и копий, сабли и боевые топоры), разнообразные украшения (перстни, серьги, подвески, бусы, браслеты, поясные пряжки, туалетные коробочки, пуговицы-бубенчики), а также многочисленная гончарная (изредка лепная) посуда в виде горшков, кувшинов, кружек, сковородок, баклаг, амфор и пифосов. Поверхность салтовских сосудов часто лощеная, орнаментированная с помощью гребенчатого штампа горизонтальными или волнистыми, а также вдавленными линиями, образующими сетку или треугольники с кружочками в центре. На днищах некоторых сосудов встречаются клейма в виде кругов, прямоугольников, крестов.

Салтово-маяцкие племена поддерживали тесные культурные и торговые связи со своими соседями – восточными славянами, а с 9 в. – Древнерусским государством. Об этом свидетельствуют находки древнерусских вещей в памятниках салтово-маяцкой культуры. Одновременно с распадом в Х в. Хазарского каганата, исчезает и салтовская культура.

Духовная культура. Духовная культура довольно разнообразна. Мнения историков и археологов иногда разнополярны в выводах, так как исследования в этом направлении затруднительны в связи со скудностью письменных источников, которые могли бы донести до нас пантеон чтимых божеств в разноплеменном Хазарском каганате. Местное население хоронило своих умерших в основном по языческому обряду. Иудаизм охватил только верхушку господствующего класса.

Отмечается синкретизм (это слияние абсолютно разных религиозных направлений, вероучений и культовых направлений), присущий кочевникам, в котором древнейшие формы религий (Тотемизм, культ предков, промысловые и аграрные культы, шаманизм) переплетены с более поздними. Несмотря на отсутствие прямых подтверждений в письменных источниках, по косвенным признакам специалисты предполагают, что наряду с ранее указанными культами мог быть культ верховного божества, Тенгри-хана, а также культ вождей, составляющий оппозицию вышеперечисленным более древним культам.

Таким образом, эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д. Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты - это в основном арабские диргемы и частично византийские монеты VIII-начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII-IX веками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!