СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для промежуточной аттестации по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы для промежуточной аттестации по литературе 5 класс»

Экзаменационные билеты по литературе в 5 классе


Билет № 1


1.Назовите малые жанры фольклора. Охарактеризуйте один из них.


Фолькло́р (англ.— «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

Малые жанры фольклора  это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работахвстречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизньчеловека очень рано, задолго до овладения речью

Виды малых жанров фольклора

1 Колыбельная песня

2 Пестушка

3 Потешка

4 Прибаутка

5 Пословицы

6 Заклички

7 Считалка

8 Скороговорка

9 Загадка

Пословица – краткое меткое изречение с поучительным смыслом. Например, пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый предмет трудно, но когда приложишь усилия, то становится легко и интересно. Пословица «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» говорит о том, что не надо лениться: ленивый не сможет узнать много интересного о жизни и о мире. «Красна птица перьями, а человек ученьем». Птицу украшает яркое оперение. Человека же украшают в первую очередь знания, а не яркая одежда. 


2.Дайте определение «басня», «мораль»


БАСНЯ - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами басни часто выступают животные, растения и предметы. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам. Возникновение басни связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.


Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.



Билет № 2


1.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Дайте характеристику Василисе Премудрой. Что олицетворяет этот положительный персонаж?


В русской народной сказке "Царевна-лягушка" главных героев несколько. Прежде всего это Иван-царевич, жених, которому повезло больше всего на соревновании лучников по выбору невест. Конечно Иван-царевич не сразу сообразил как ему повезло, но потом оказался готов пойти на любые жертвы, чтобы вернуть свою лягушонку.

Царевна-лягушка, она же Василиса Премудрая, супруга Ивана Царевича, которая доказала пословицу, что о человеке следует судить не по внешнему виду, а по делам его, а потом еще и красавицей оказалась неписаной.

Второстепенных героев много - братья Ивана и их жены, царь, баба Яга, Кощей Бессмертный, различные животные, которые помогали Ивану добыть смерть Кощееву.

Василиса заботливо спрашивает, о чем печалится Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает свое дело ночью, когда ее никто не видит. Трудится она легко, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не сбросила перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока.

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной.


2. Назовите роды и жанры литературы.


Роды художественной литературы

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

(греч. - повествование) 

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях.

(греч. - действие) 

изображение событий и отношений между героями на сцене.

(от названия муз. инструмента) 

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.




Билет № 3


1. Дайте определения тропам «эпитет», «метафора». Приведите примеры.


Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным («горячо любить»), («веселья шум»), (вторая жизнь) .

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Примеры: начинка высказывания, червь сомнения


2. Прочитайте наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева (на выбор).


Билет № 4


1.Проанализируйте сказку «Журавль и цапля» или «Солдатская шинель». (Сюжет, герои, мораль) (на выбор)


Журавль и цапля это сказка о животных, а солдатская шинель это бытовая сказка т.к. в бытовой сказке используются предметы быта, а в сказке о животных у них есть способность ходить на 2 лапах, а так же говорить Главными героями являются животные, в них рассказывается о повадках животных. В сказках о животных повадки, проделки и приключения животных являются отражением черт характера человека. Сказка "Журавль и Цапля" повествует о неудачном сватовстве двух болотных птиц, которым скучно было жить одним, но когда они приходили друг к другу посвататься, из-за резкой взаимной критики ругались и расходились каждый к себе домой. Сказка учит тому, что не стоит обижать друг друга обидными словами, искать в других недостатки. Прежде чем что-то сказать, сначала надо подумать, не обидят ли твои слова другого человека, иначе можно так и остаться одному. Кроме того, сказка учит тому, что если ты решился что-либо сделать ( к примеру, пойти на такой ответственный шаг, как женитьба), сначала нужно хорошенько обдумать, действительно ли оно тебе надо.


2. Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения М.В.Лермонтова «Бородино».


Билет № 5


1.Дайте определение художественным средствам: сравнение, гипербола. Приведите примеры.


Сравнение - это троп, основу которого составляет уподобление некоторого явления или предмета другому на основе определенного общего признака. Цель, которую преследует это средство выразительности, - выявить в данном объекте важные, новые для субъекта высказывания различные свойства. Выделяют в сравнении: сравниваемый объект (который называется объектом сравнения), предмет (средство сравнения), с которым происходит данное сопоставление, а также общий признак (сравнительный, по-другому - "основание сравнения"). Одной из отличительных черт этого тропа является упоминание и о том, и о другом сравниваемом предмете, общий признак же при этом указывается вовсе не обязательно. Следует отличать сравнение от метафоры. Данный троп характерен для устного народного творчества. Сравнение-это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Пример: "Он глуп, как овца, но хитер, словно черт". "Мой дом - моя крепость". "Попытка - не пытка".

Гипербола- преувеличение чего-либо. Слово "гипербола" в русском языке - это термин, означающий в переводе "преувеличение", "избыток", "чрезмерность", "переход". Это стилистическая фигура, представляющая собой намеренное и явное преувеличение для того, чтобы усилить выразительность и подчеркнуть ту или иную мысль. Например: "еды нам хватит на полгода", "я уже тысячу раз говорил это». Примеры, в которых используется гипербола в русском языке - это крылатые выражения и фразеологизмы ("молниеносный", "быстрый, словно молния", "море слез" и др.).


2. Прочитайте наизусть басню « Случились вместе два Астронома в пиру…».



Билет № 6


1.Расскажите об Иване Андреевиче Крылове. О чём его басни?


Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. Пушкин называл его «истинно народным». И это действительно было так, ведь каждый литературный персонаж Ивана Андреевича Крылова до сих пор учит доброму, светлому и вечному.
Родился будущий драматург 2 февраля 1769 года в бедной семье. С малых лет прислуживал помещику, поэтому возможности получить достойное образование не имел. Но исключительные способности к учёбе сам успешно развивал, занимаясь языками и математикой, литературой и рисованием. Оставшись без родителей, работал в Петербурге переписчиком документов и одновременно занимался написанием пьес – трагедий и комедий. После приобретения известности в литературных кругах, некоторое время работал журналистом. Много путешествовал и жил в провинции, не переставая сочинять. После переезда в Москву вышли в свет его первые басни, которые разошлись на пословицы и крылатые слова. Самого писателя в народе стали звать «дедушкой Крыловым» — это имя надежно закрепилось в его биографии. Умер баснописец 9 ноября 1844 года. Крылов был успешным драматургом, писал сатиры и памфлеты, стихотворные рассказы. Но наиболее ярко его гений раскрылся именно в баснях. Их сюжеты – это злободневные темы и достоверность происходящего. Каждое произведение высмеивает человеческие пороки – жадность или лень, глупость или тщеславие. Несмотря на то, что большинство персонажей Крылова – животные, ассоциация с людьми видна каждому. Это беззаконники и бюрократы, чиновники и дворяне, а также обычные бедняки.

Каждая басня Крылова проста и понятна людям всех возрастов. Она является настоящим поучительным уроком. К числу самых известных произведений относятся:

«Ворона и лисица;

«Квартет»;

«Лебедь, щука и рак»;

«Слон и Моська»;

«Стрекоза и Муравей».

Автор придал своим творениям неповторимый скрытый смысл, раскрывая важные для человека вопросы о добре и зле, обмане и лести, глупости и упрямстве. Вдохновляли автора на творчество самые разные общественные события: действия царской власти и события отечественной войны, насилие над крепостными крестьянами и политические новшества.


2.Прочитайте наизусть стихотворение русских поэтов XIX века о Родине, родной природе (на выбор)



Билет № 7


1.Что такое ритм? Стихотворная и прозаическая речь.


Ритм – это повторение чего-либо через равные промежутки времени или места. Тиканье часов, биение сердца)

Повторяющиеся звуки, повторяются в одном и том же месте: в конце строки; слова складываются в мелодию-так проявляется ритм в стихах.

(Ве-тер, ве-тер! Ты мо-гуч,

Ты го-ня-ешь ста-и туч,

Ты вол-ну-ешь си-не мо-ре,

Всю-ду ве-ешь на прос-то-ре…

Не во всех стихах есть такое четкое чередование ударных и безударных, но ритм всегда слышится, стихи звучат складно.

Стихотворная речь отличается от житейской точным ритмом и рифмой.

Возьмем отрывок из сказки «Царевна-лягушка»:

«Старшие братья как пошли находить собственные стрелы, сходу их нашли: один— в боярском тереме, другой— на купеческом дворе. А Иван-царевич длительно не мог отыскать собственной стрелы«.

Мы лицезреем, что в этом отрывке ударения размещаются без всякого порядка: после первого ударного два безударных, после второго ударного три безударных, после третьего ударного один безударный и т.д.

Ритм — это стабильное повторение каких-то однозначных явлений через равные промежутки времени, к примеру, тиканье и бой часов. В речи ритм может проявляться в стабильном чередовании ударных и безударных слогов в строке, в повторении идиентично построенных частей предложения, в повторении звуков.


2.Прочитайте выразительно главу «Кукла» из повести «В дурном обществе» В.Г. Короленко. О чем эта глава?


Билет № 8


1.Расскажите о страницах жизни М.Ю. Лермонтова. Какова история создания стихотворения «Бородино»?


Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. После неудачных попыток получить университетское образование в Москве и Петербурге, закончившихся конфликтом с профессорским составом, Лермонтов окончил гвардейскую школу прапорщиков и начал военную карьеру. Впоследствии, по воспоминаниям современников, он проявил себя в военных действиях на Кавказе как храбрый и умелый офицер. Первое обращение поэта к теме бородинского боя состоялось в 1830 году, когда им было написано стихотворение «Поле Бородина». В нем уже найдены некоторые яркие образы и сравнения, намечена высота оценки солдатского подвига, который ставится в один ряд с победами Петра Великого под Полтавой и подвигами суворовских солдат. Но конечно, поэт чувствовал, что затронутая тема требует более масштабного воплощения. Первый вариант стихотворения-памятника героям Бородина Лермонтов написал в 16-летнем возрасте. Учитывая, как быстро мужало дарование поэта, можно понять, кто подошел ко времени 25-летия сражения у села Бородино, кто написал окончательный вариант стихотворения. Это сформировавшаяся личность, поэт, владеющий настоящим мастерством стихосложения.


2.Какой жанр называется «баллада»


Баллада – это лирическое произведение с сюжетом эпического характера. Такая форма повествования дает писателю возможность использовать большое количество выразительных средств, усилить эмоциональность текста с помощью аллитерации и ассонанса, подчеркнуть красоту прямой речи персонажа, используя красивые рифмы. Чаще всего сюжет баллад связан с фольклором, какими-то героическими историями и легендами. Нередко доводится встретить песни с названием «Баллада о герое», «Баллада о воине» и тому подобные. Всегда предполагается, что баллада может быть положена на музыку, поэтому читается она чуть ли не нараспев. В идеале та баллада, на которую пишут музыку, должна содержать большое количество ассонансов для наиболее мягкого звучания.


Билет № 9


1.Дайте определения жанрам «рассказ» и «повесть». Чем они отличаются?


Оба жанра прозаические, однако чаще повесть по размеру больше рассказа. Рассказ отличается точностью (четко указывается время и место действия), напряженностью, четким сюжетом, малым количеством событий, в нем описан один или несколько эпизодов из жизни героя. Сюжет рассказа однолинейный. В повести могут быть лирические отступления, размышления автора, описания пейзажа, обстановки и т. д. Течение повествования там более спокойное и плавное, повесть охватывает несколько событий из жизни героя, описывает некий период его жизни. В повести наряду с основной сюжетной линией могут присутствовать дополнительные, которые переплетаются с основной. В рассказе очень мало действующих лиц, может быть даже всего один - главный герой. В повести действующих лиц больше, но имеется главный герой, вокруг которого и строится все повествование. В повести автор часто стремится к фактической или исторической достоверности, рассказ же - это правдоподобный вымысел.


2. Прочитайте наизусть стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом…»



Билет № 10


  1. Что такое фольклор? Назовите его основные черты.


«Искусство народа» от англ. Folk – народ и lore- мудрость.
Устное народное творчество, воплощенное в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях,
и других произведениях.
Черты:
Устная форма
Коллективность
Народность
Вариативность
Сочетание с другими видами искусства
Непосредственный контакт исполнителя и слушателя


  1. Прочитайте наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Няне».



Билет № 11


1.Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». История создания, тема, идея. Каким качествам учит этот рассказ?


главная идея рассказа – научить людей не сдаваться да-же в трудных обстоятельствах и ситуациях, упорно добиваться цели, быть добрыми, смелыми, храбрыми и преданными. В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды. Мне кажется, Л. Н. Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник» потому, что только Жилин может быть примером для подражания. Автор хотел показать, как много в жизни зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах одни оказываются героями, другие недостойны называться людьми.


2.Прочитайте наизусть стихотворение А. Фета.


Билет № 12


1.Сказ П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки.


Над книгой сказов «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажов работал с 1936 года до конца своих дней, всё время пополняя её новыми произведениями. Этот сборник принёс ему известность, за него писателю была присуждена Государственная премия. 

Главным героем сказа Бажова "Медной горы хозяйка" является простой парень Степан Петрович, который как и все добывал малахит и прочие камешки, который найдутся. До встречи с Хозяйкой он был таким же как все, но эта случайная встреча совсем переменила его жизнь. Началось все с того, что выполнил Степан просьбу Хозяйки и назвал приказчика душным козлом.

После этого Хозяйка стала Степану помогать, и жилы ему показывать и свое приданное показала, и такие камни стал добывать Степан, что все просто диву давались

А Степан любил Настеньку и когда добыл себе вольную женился на ней. Только сохнуть стал Степан по Хозяйке, все чаще в лес один уходил и что-то там искал. Там в лесу его и нашли мертвого.

Вторым героем сказа является сама Хозяйка, которая появлялась перед людьми либо в образе зеленой ящерки, либо в образе красивой девушки с черной косой. Хозяйка была с характером, она могла и наказать и наградить. Степан ей приглянулся, потому что был честным и работящим. Она может быть даже полюбила его, потому что видели люди, как плакала Хозяйка над телом Степана.


2.Что такое пейзаж в литературном произведении? Какова его роль?


Пейзаж в литературе, музыке, живописи – это описание городского или сельского ландшафта, горного склона или девственного леса, словом, всего того, что окружает человека. Но если в живописи он является отдельным жанром и зародился еще в древние времена, то в других видах искусства история его началась значительно позже. Важным инструментом для создания идейно-эстетического содержания является пейзаж. В литературе, музыке он давно уже стал предметом изучения многих искусствоведов и критиков. Природа в произведениях великих композиторов получает новое прекрасное звучание. Но ее описание нигде более не имеет столь разнообразного и порою неожиданного назначения, как в прозе и поэзии.




Билет № 13


1.Образ Фильки в рассказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Чему учит данный рассказ?


Рассказ Константина Паустовского "Теплый хлеб" - сказочная история, происходит в деревне Бережки в послевоенное голодное время. Краткое содержание сказки Теплый хлеб: мальчик Филька - грубо и зло обидел раненного снарядом коня, ударил его по губам, не дал хлеба, на деревню напала ледяная стужа, колодцы замерзли, люди могут погибнуть с голоду. История сказочная: все взаимосвязано, лютый мороз - наказание на поступок Фильки, только он может исправит его, спасти деревню от неминуемой гибели.

Сказка "Теплый хлеб" учит детей доброте, сопереживанию ко все живым существам, неотвратимости наказания за злые поступки, учит нести ответственность за причиненный вред, за нанесенные обиды. Дети должны понимать, что осознавать и исправлять свои ошибки никогда не поздно, очень важно самому сделать первый шаг к примирению, если незаслуженно обидел другого.


2. Прочитайте наизусть стихотворение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Назовите идею стихотворения.

поэт своим стихотворением хочет передать весь ужас войны, жестокости и стремление людей к миру путем описания маленького СЕДОГО мальчика, спящего на лафете пушки и радующегося приходу воинов-защитников. Мальчика, который поседел, что само по себе является ужасным. Поэт рассказывает своим стихотворением о самых страшных лишениях, которые могут быть у человека - потеря матери, потеря детства.
Так же он говорит, что никогда и никто не сможет жить спокойно пока есть насилие, не сможет вернуться солдат домой пока не увидит мальчика, вернувшегося в родные места, на родную землю, то есть пока враг не будет изгнан и повержен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!