СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку истории: Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку истории

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку истории: Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.»

Тема урока: Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.



1. Перемены в мире в 1815 — 1870 гг.

В 1815 г. после окончания в Европе наполеоновских войн некоторые ведущие политики пыта­лись всюду восстановить порядки, существовавшие до Великой французской революции конца XVIII в. Однако эти попытки были обречены на провал.

Стремление к переменам вызывает вскоре новую волну рево­люций. В 20-х гг. XIX в. происходили революции в Испании, италь­янских государствах. В зависимых странах усиливается освободи­тельная борьба. Автономию, а затем независимость получают Гре­ция, Сербия.

Начинается деколонизация — провозглашение неза­висимости колоний. Первой такой колонией стала Гаити, где еще в 1791 г. началось восстание рабов. Война Наполеона в Испании вызвала образование в 1810 г. независимых государств в Латин­ской Америке. Правда, затем испанцам удалось восстановить свою власть всюду, кроме будущей Аргентины. В 1815 г. восстания вспых­нули вновь. Повстанческие армии во главе с С. Боливаром и X. Сан-Мартином вели тяжелые бои с испанскими войсками. К 1825 г. в Латинской Америке возникло около десяти независимых госу­дарств.

В 1830 г. во Франции произошла революция, свергшая короля Карла X. Королем стал Луи Филипп, его власть была ограничена конституцией. Тогда же Бельгия отделилась от Голландии и стала независимым государством.

В 1848— 1849 гг. произошла общеевро­пейская революция, которая началась с событий во Франции. За­говоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удава­лось справляться с этими выступлениями. Одновременно проис­ходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституци­онной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошиб­ки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддер­жанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика.

Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооружен­ные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свер­жения феодальных правителей революционеры выступали за объ­единение этих стран.

Самой длительной стала революция в Венг­рии, где была провозглашена независимость и развернулась война против австрийского господства. Венгерские войска капитулиро­вали в 1849 г. после вступления в войну по просьбе австрийского императора русской армии. Однако вскоре Австрия пошла на рас­ширение прав Венгрии. С 1867 г. империя Габсбургов стала назы­ваться Австро-Венгрией.

В самой Франции в июне 1848 г. произошло восстание парижских рабочих, подавленное войсками. В декабре 1848 г. президентом Франции был избран племянник Наполеона Луи Бонапарт, провозгласивший себя в 1852 г. императором На­полеоном III.

В Великобритании благодаря маневрированию правительства удалось избежать революции. Еще в 1832 г. была проведена избира­тельная реформа, расширившая число людей, имевших право го­лоса на выборах в парламент. В 30 —40-е гг. XIX в. развертывается чартистское движение за введение всеобщего избирательного права. Чартисты применяли мирные средства (сбор подписей и подачу их в парламент), однако происходили демонстрации, стачки и даже восстания. Чартистам не удалось полностью добиться своих целей, но избирательные права постепенно расширялись. Нача­лась и борьба ирландского народа за свободу.

Революции 1848—1849 гг. способствовали искоренению всюду остатков феодализма, усилению либеральных и демократических идей.

Усиливается борьба за объединение Италии и Германии.

В Италии решающим событием стал поход Дж. Гарибальди с «ты­сячью» добровольцев в 1860 г. против Неаполитанского королев­ства. В 1861 г. большая часть Италии была объединена под властью короля Сардинского королевства Виктора Эммануила. В 1870 г. ита­льянские войска заняли Рим.

Объединение Германии происходи­ло под главенством Пруссии, во главе которой фактически стоял О. Бисмарк. Войны с Данией и Австрией привели к расширению пределов Пруссии и образованию Северогерманского союза. Во франко-прусской войне была разгромлена армия Наполеона III. Императора свергли, и во Франции в 1870 г. была провозглашена республика. В 1871 г. в оккупированном Версале объявили о созда­нии Германской империи, во главе ее стал прусский король Виль­гельм I.

2. Социалистические учения.

Бедственное положение рабочих в период становления индустриального общества привело к рас­пространению среди части рабочих идей социалистов. Социа­листы предлагали способы построения справедливого мира, где не будет ни бедных, ни богатых, все будут равными и станут по­могать друг другу, наступит всеобщее благоденствие на основе удовлетворения потребностей всех членов общества. Самыми знаме­нитыми из первых социалистов стали А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

А. Сен-Симон считал, что раскол в обществе может быть пре­одолен с помощью новой, научно сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди — братья!». Тог­да же был сформулирован социалистический принцип распреде­ления: «Каждому — по способностям, каждой способности — по ее делам!».

Другой французский социалист-теоретик Ш. Фурье считал, что для создания гармоничного общества необходимо создание «фа­ланг» — небольших производственно-трудовых объединений лю­дей, совместно владеющих средствами производства и занимаю­щихся трудовой деятельностью. Люди живут в фаланстерах-двор­цах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Фурье попытался построить несколько фаланстеров во Франции в 1832 г., но не достиг успеха. Быстро развалились и фаланстеры, построенные в США (их было 40).

Английский фабрикант и социалист Р. Оуэн считал, что ма­шинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей. Но для этого необходимо, чтобы собственность была обобществлена. Для осуществления своей идеи Оуэн организовал в Лондоне «меновые базары». На них деньги были заменены «трудовыми бонами», где указывалось количество труда, затраченного на производство вещей. Но это начинание потерпело крах.


3. Марксизм.

На волне интереса к социализму возник марксизм. Основатели этой теории К. Маркс и Ф. Энгельс считали возмож­ным создать справедливое общество путем революционного пре­образования. Они доказывали, что поскольку буржуазия эксплуа­тирует рабочих (несправедливо присваивает часть произведен­ных ими благ), то интересы рабочих и буржуазии непримиримы, между ними идет постоянная классовая борьба. Рабочие должны стать главной силой социалистической революции. После её по­беды будет создано новое общество без частной собственности и эксплуатации. Маркс и Энгельс писали, что развитие капита­лизма уже создало материальные предпосылки для возникнове­ния такого общества. Анализу экономики и общественных отно­шений при капитализме был посвящен знаменитый труд К. Маркса «Капитал».


4. Социалистические организации.

Постепенно в рабочем движе­нии усиливалось влияние марксизма. В 1864 г. в Лондоне встрети­лись представители рабочих организаций Англии, Франции, Гер­мании, Ирландии, Италии, Польши. Было создано Международ­ное товарищество рабочих, или I-й Интернационал, опублико­ваны Учредительный манифест и Устав МТР. Ведущую роль в раз­работке этих документов сыграл К.Маркс.

Утверждение, что «освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом», содержавшееся в Уставе, различными рабочими организациями, примкнувшими к Ин­тернационалу в качестве его федераций и секций, понималось по-разному. Так, члены английских тред-юнионов, составлявшие подавляющее большинство МТР, думали только об улучшении положения рабочих. На заседаниях Генерального совета МТР, кон­ференциях и конгрессах было выдвинуто требование ограничения рабочего дня 8-ю часами. Доказывалась необходимость борьбы ра­бочих за политические права и свободы.

МТР (I Интернационал) прекратило свое существование в 1876 г. В результате его деятельности марксизм стал наиболее популярным из всех социа­листических учений.

В конце 80-х гг. XIX в. социалистическое движение усилилось. Волна забастовок прокатилась по всем развитым промышленным странам. Вновь на повестку дня стал вопрос о создании междуна­родной социалистической организации.

В 1889 г. в Париже собрал­ся конгресс, на котором присутствовали многие делегаты запад­ноевропейских социалистических партий. Это был первый Учре­дительный конгресс 2-го Интернационала.

Рабочие в большинстве стран были тогда еще политически бес­правны — не участвовали в выборах, не имели профсоюзов, сво­их просветительских и кооперативных организаций. II Интерна­ционал способствовал созданию рабочих партий и организаций, вел борьбу за расширение прав рабочих. К концу XIX в. социали­стическое движение представляло собой значительную силу: боль­шое количество избирателей голосовали за социалистов.

Самая сильная в Западной Европе германская социал-демократическая партия успешно прошла полосу испытаний, связан­ных с законом против социалистов. Окрепла французская рабочая партия, за которой шла часть промышленного пролетариата стра­ны. В 1888 г. состоялся учредительный съезд социал-демократиче­ской партии в Австрии. В Англии выросло влияние социалистов в тред-юнионах. Усилилось также влияние социализма в США.

Вопросы к теме:

1. Что способствовало образованию независимых государств в Латинской Америке?

2. В чём состояли последствия европейских революций 1848-1849 годов?

3. Сравните социалистические учения А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

4. В чём состояла сущность марксизма?

5. Каковы были последствия деятельности І и ІІ Интернационала.

6. Права каких слоёв населения защищали социал-демократические партии?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!