Тема: Многообразие путей познания
(Ненаучное)
I. Миф – сказание, предание.
1.Характерная черта мифологического знания:
- замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом рассказом о происхождении и творении.
2. Функции мифа:
-Описание и объяснение явлений природной и социальной среды;
-Создание модели, образца подражания
3. Миф - первая форма познания и объяснения общества.
4. Роль и значение мифов:
- дает знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;
-создает картину целостной жизни народа;
- сохраняют жизненный опыт народов;
-постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;
-обеспечивает преемственность культурного опыта;
-передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.
II. Опыт повседневной жизни (жизненная практика) – особый способ познания мира.
-особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».
- способ формирования практического знания - трудовая деятельность.
- практические знания не претендуют на теоретичес-кое обоснование и обходятся без него.
- практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
- приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
Вывод: В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, перерабатывали и распространяли социальный опыт не только с помощью языка, но и на невербальном уровне.
Таким примером передачи практических знаний могут служить орудия и инструменты, предназначенные для получения практического результата, а не только познавательного
Например, молоток своей формой предназначен для ударного воздействия, ножницы – для режущего.
III. Народная мудрость и здравый смысл.
« Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину» - Гераклит (ок. 540 – 480 гг. до н.э.)
«Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой все в отдельности должно делаться» - Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)
1. Мудрость - свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации.
2. Мудрость (в философии) — один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта.
3. Мудрость (в религиях) — степень познания окружающего мира, данная миросоздателю в неисчерпаемой мере, и могущая быть воспринятой людьми в той или иной части.
4. Народная мудрость
Народная мудрость - обобщенные практические знания. Примеры народной мудрости:
афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;
поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
суждения: «Куй железо, пока горячо»;
загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь» (не купишь молодость, не продашь старость).
5.Здравый смысл:
В социальной психологии термином «здравый смысл» обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений.
В философии термин «здравый смысл» встречается довольно редко и иногда употреблялся и для обозначения тех основоположений, самоочевидных принципов разума, которые хотя и даны эмпирически, но присущи всем людям, почему и представляют собой как бы основное инстинктивное чувство истины.
6.Под здравым смыслом также понимают способность принимать правильные решения и делать правильные предположения, основываясь на логическом мышлении и накопленном опыте. В этом значении термин зачастую акцентирует внимание на способности человеческого разума противостоять предрассудкам, заблуждениям, мистификациям.
Однако вместе с тем понятие «здравого смысла» часто употребляется для оправдания собственного нежелания искать новые пути решения проблем и новые горизонты знаний, когда старые не работают и устарели..
IV.Познание средствами искусства.
Специфика познания посредством искусства состоит в том, что оно осуществляется через художественный образ.
Образ относится к сфере идеального. Мышление создает мир иллюзорный, существующий в сознании, но чем-то подобный реальному материальному миру.
Образ не тождествен реальному объекту, он не просто отражает, но и обобщает действительность, раскрывая в единичном, преходящем, случайном неизменное общее.
Вместе с тем, в отличие от понятия образ нагляден, его можно видеть, слышать, различать, ощущать.
Вывод: Произведения искусства помогают ощутить дух времени.
Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
V. Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.
Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но сама познавательная деятельность становится все более сложной. Сложности и объективные трудности научного познание порождают с одной стороны, как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений, с другой – спекуляции, нередко далекие от истины или стремления к ней.
2