СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку "Целинная эпопея" 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для выполнения заданий.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку "Целинная эпопея" 11 класс»

Маршрутный лист для учащегося

Важно!!!! Все материалы ко всем урокам будут размещаться на https://multiurok.ru/lubovpunegowa1/files

Предмет

История Казахстана 11 класс.

Ф.И.О. учителя

Пунегова Любовь Андреевна

Учебник

История Казахстана, Алматы «Мектеп», 2015

Урок № 53-54

Тема урока Целинная эпопея

Цели обучения

(кратко)

ознакомление учащихся с процессом освоения целинных и залежных земель в Казахстане, последствиями данного явления для экологии и дальнейшего развития страны

Ф.И. учащегося (заполняется учеником)




Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи

Целина - собирательное название слабоосвоенных (из-за нехватки населения), но плодородно-богатых земельных ресурсов.

Освоение целины - комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в СССР в 1954-1965, путём введения в оборот обширных целинных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири.

После окончания Великой Отечественной войны перед правительством СССР встал вопрос о том, как вдоволь накормить народ хлебом. Но в СССР стал нарастать дефицит хлеба. В 1953 году в СССР было заготовлено 31 млн. тонн зерна, израсходовано 32 млн. тонн, - это говорило о том, что колхозы и совхозы не справляются со своей главного функцией - обеспечением общества продовольствием. В целях самосохранения система выбрала более привычную, экстенсивную модель решения проблемы. Смягчить продовольственный кризис предполагалось за счет резкого увеличения производства зерна.

В марте 1954 г на пленуме ЦК партии принято решение «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоение целинных и залежных земель». Конкретные задачи для Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа: расширить посевы зерновых культур в 1954-1955 гг за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 млн. га и получить в 1955 году с этих земель 1100-1200 млн. пудов зерна, в том числе 800-900 млн. пудов товарного зерна.

Бывший в то время Секретарем ЦК КП Казахстана Жумабай Шаяхметов (1949–1954 гг) вспоминал, что развернулась дискуссия о том, по какому пути развивать сельское хозяйство.
Доводы за интенсивный путь были значительно убедительнее, «…однако руководство страны Советов в лице Н. С. Хрущёва предпочло экстенсивный путь развития сельского хозяйства…». На Февральском (1954 года) пленуме ЦК КП Казахстана за несогласие с масштабом предлагаемой программы массового освоения целины был снят с должности. Шаяхметов считал: целину надо осваивать постепенно, создавая для этого необходимые условия и возможности, «иначе мы можем потерять свои земли»
Решение партии нашло широкую поддержку среди трудящихся. Комсомольские комитеты отбирали добровольцев и направляли их в совхозы и МТС. На целинные земли Казахстана ехали демобилизованные воины из Советской Армии. Всего в 1954-1956 гг в республику прибыло свыше 640 000 человек, в их числе: 391 500 механизаторов сельского хозяйства, 50 000 строителей, около 3000 медработников, 1500 учителей, более 1000 работников торговли.

Благодаря массовому трудовому героизму советских людей в Казахстане в 1954-1955 гг было поднято 18 млн. га целинных земель или 60,6% к общей распашке по стране в целом. На полях республики в страду 1956 г. работало более 2 млн. человек. В уборку было включено 64 тыс. комбайнов, более 100 тыс. автомобилей.
В 1956 году Казахстан сдал первый миллиард пудов зерна.
За 1956-1958 гг в республике было поднято еще 4,8 млн. га новых земель. Посевная площадь в Казахстане возросла в 1958 году до 28,6 млн. га, в том числе площадь зерновых – около 25 млн. га. В короткий срок Казахская ССР превратилась в одну из крупнейших житниц Советского Союза.

Такой грандиозный проект как освоение нескольких миллионов гектар дикой земли не могло бесследно исчезнуть в истории. Для Казахстана оно имело огромнейшее значение: насколько положительное, настолько же и отрицательное.

В результате целинной эпопеи в Казахстане значительно выросло производство зерна. В Казахстане  возникли 15 городов, 86 поселков городского типа. В широких масштабах шло строительство жилья, автомобильных дорог. В республику прибыла мощная техника, приехали люди, имеющие опыт и знания.
Непродуманная распашка земель привела к нарушению экологического равновесия. Усилилась эрозия почв, из нее интенсивно выветривался гумус. Распахивание миллионов гектаров земли привело к сокращению пастбищ, осложнило заготовку кормов и сена для скота. Что, в свою очередь, привело к дефициту мяса и молочных продуктов.

В результате изменения демографической ситуации в сторону  увеличения численности русскоязычного населения положение казахского языка и культуры в целом было трудным. Были закрыты некоторые областные и районные газеты. Уменьшились тиражи газет и книг на казахском языке. Количество казахских школ резко сократилось. В общественных местах, в экономике, в дело­производстве использовался, в основном, русский язык. На грани уничтожения оказались духовные ценности, традиции казахского народа.
Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=BGWVIpB3etg

https://www.youtube.com/watch?v=d1xOsv4wE-A

Проработай параграф 48, 49 учебника

Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомились

Ответь

1. Заполните кластер «Положительные и отрицательные результаты целины»

Положительные

Отрицательные

Демографические





2. «Западные газеты дружно писали тогда примерно следующее: «В диких условиях целины человек не может существовать… Целина так и останется непереваренным куском в желудке России». Согласны ли Вы с данной характеристикой события? Аргументируйте свой ответ.


Выполни

5. Проверь себя, пройдя по ссылке , выполни тест

https://multiurok.ru/tests/78758/




Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)

Всем удачи и спасибо за работу!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!