СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы контрольных работ по истории России 9класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

9 КЛАСС

 

Фамилия, Имя Класс .

 

Задание 1. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте краткий ответ.

(Максимальный балл – 3)

  1. Рядович, смерд, закуп, прощенник.

  2. Никон, Филарет, Гермоген, Иов

  3. Пергамент, береста, бумага вощёная, табличка

1…………………………………………………………………………………………………………….

2…………………………………………………………………………………………………………….

3…………………………………………………………………………………………………………….

 

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

(Максимальный балл – 3)

  1. Скань, зернь, фреска, эмаль.

  2. Смоленск, Великий Новгород, Козельск

  3. Филипп Нянька, Евпатий Коловрат, Петр Ослядюкович, Юрий Всеволодович.

1……………………………………………………………………………………………………………

2……………………………………………………………………………………………………………

3……………………………………………………………………………………………………………

 

Задание 3. В заданиях 3 – 5 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

  1. О каком князе писал историк Н.М. Карамзин?

«…король шведский, досадуя на россиян за частые опустошения Финляндии, послал зятя своего Биргера, на ладиях в Неву, к устью Ижеры, с великим числом шведов, норвержцев, финнов. Сей вождь, опытный, дотоле счастливый, думал завоевать Ладогу, самый Новгород, и велел надменно сказать князю: «Ратоборствуй со мною, если смеешь: я стою ужу в земле твоей. Князь не изъявил ни страха, ни гордости послам шведским, но спешил собрать войско; молился с усердием в Софийской церкви…и, вошедши к своей малочисленной дружине с весёлым лицом сказал: «Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!».

  1. Александр Невский 2) Дмитрий Донской

  1. Владимир Мономах 4) Юрий Долгорукий

 

  1. В каком году произошло описанное ниже событие?

«…выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир».

  1. 860 г. 2) 882 г.

  2. 862 г. 4) 907 г.

 

  1. Кто возглавлял Святейший Синод в момент его создания?

  1. обер-фискал 3) президент

  2. генерал-прокурор 4) митрополит Санкт-Петербургский

 

(По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимальный балл – 3 балл

Задание 4. В заданиях 4 – 5 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу.

  1. Укажите имена землепроходцев, исследовавших территории Сибири и Дальнего Востока.

  1. Б. Морозов 4) Е. Хабаров

  2. С. Дежнёв 5) А. Кубский

  3. М. Стадухин 6) М. Скуратов

 

  1. Какие из перечисленных ниже терминов связаны с архитектурой и строительством?

  1. апсида 4) борть

  2. закомара 5) плинфа

  3. отрок 6) вервь

(2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой. Всего за задания 4 балла).

 

Задание 5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

  1. П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.И. Герцен, В.П. Кочубей

  2. Скань, хоромы, терем, землянка

(2 балла за каждый верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Всего за задание 4 балла.

 

Задание 6. Расположите в хронологической последовательности названия заключавшихся Россией международных соглашений:

А) Столбовский мир Г) Нерчинский договор

Б) Тильзитский мир Д) Ништадтский мир

В) Вечный мир с Польшей Е) Андрусовское перемирие

 

(6 баллов за полностью верную последовательность. 3 балла за последовательность с одной ошибкой. 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 6 баллов).

 

Задание 7. Расположите названия учебных и научных учреждений в хронологической последовательности по мере их появления:

А) Академия наук

Б) Смольный институт

В) Кунсткамера

Г) Царскосельский лицей

Д) Московский университет

Е) Славяно-греко-латинская академия

 

(6 баллов за полностью верную последовательность. 3 балла за последовательность с одной ошибкой. 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 6 баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 8. Установите соответствия между именами художников и названиями их произведений. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А) И.И. Левитан

Б) И.Е. Репин

В) К.И. Брюллов

Г) В.Г. Перов

Д) В.Д. Поленов

Е) В.А. Серов

Ж) В.И. Суриков

 

1) «Московский дворик»

2) «Переход Суворова через Альпы»

3) «Девочка с персиками»

4) «Бурлаки на Волге»

5) «Владимирка»

6) «Грачи прелетели»

7) «Тройка»

8) «Последний день Помпеи»

 

(По одному баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 7 баллов).

 

Задание 9. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

 

В соответствии с решением (1 - название) собора царём в (2) году стал Борис Годунов. Через несколько лет после этого в стране начался голод, вспыхнули народные волнения. В 1603 г. было подавлено восстание, которым руководил (3 - имя).

Тем временем в Речи Посполитой объявился молодой человек, выдававший себя за царевича (4 - имя), сына (5 - имя и прозвище). Он якобы выжил после трагических событий (6) года, произошедших в (7 - название города). Власти объявили, что в действительности это беглый монах (8 - имя). Но самозванец получил поддержку польского короля (9 - имя) и собрал войско. Осенью 1604 г. оно перешло реку (10 - название) и вступило в пределы России.

Население южных областей страны поддержало «царевича». Воеводы царя Бориса втянулись в сражения с войсками самозванца. Внезапно в апреле (11) года Борис Годунов скончался. Власть перешла к его сыну (12 - имя). Однако вскоре в результате боярского заговора новый царь погиб.

В июне самозванец торжественно вошёл в (13 - название города). Его прилюдно «признала» сыном царица (14 - имя). Самозванца венчали на царство в (15 - название) соборе. Гнев нового царя обрушился на боярина (16 - имя и фамилия), который был приговорён к смерти, но затем прощён. Позже боярин оказался во главе заговора: в мае (17) года самозванца убили.

(По одному баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 17 баллов).

 

 

Задание 10. Внимательно рассмотрите карту и выполните задание, помещённые ниже.

 

 

 

 

 

  1. Напишите название восточнославянского племенного союза, который жил в районе истоков трёх крупных рек, впадающих в разные моря. Напишите название города, который был центром это союза.

(По одному баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла).

 

  1. Напишите букву, которой в легенде обозначен поход, связанный в образованием Древнерусского государства.

(1 балл за верный ответ).

 

  1. Напишите цифру, которой обозначен город, в котором, по преданию, княгиня Ольга приняла христианство.

(1 балл за верный ответ).

 

  1. Напишите цифру, которой обозначен город, в котором погиб сын Рюрика. Укажите, в каком году это произошло. Какой была причина его гибели?

(по 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 3 балла).

 

  1. Верны ли представленные ниже утверждения («да» - «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

  1. На карте подписано название государства, разгромленного в 960-х гг. князем Святославом.

  2. Город, обозначенный на карте цифрой 1, в период существования Древнерусского государства, являлся резиденцией митрополита.

  3. Походы, обозначенные в легенде буквами Б и В, связаны с заключением международных договоров.

  4. Река Дон была частью «пути из варяг в греки».

  5. В 1036 г. печенеги разгромили город, обозначенный на схеме цифрой 3.

  6. Ятвиги являются одним из племенных объединений восточных славян.

  7. На карте подписано название озера, на льду которого приозошло сражение новгородцев с крестоносцами в 1242 году.

 

(по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 7 баллов).

Всего за задание 14 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 11. Перед Вами фотографии памятников. Расставьте их в хронологической последовательности в соответствии с временем сооружения и заполните таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

Порядковый номер иллюстрации

(1 балл за верную хронологию)

Автор памятника

(2 балла за каждый верный элемент ответа)

Исторические деятели или события, которым посвящён памятник (1 балл за каждый верный элемент ответа)

Город, где установлен памятник (2 балла за каждый верный элемент ответа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего за задание 21 балл.

 

Задание 12. Внимательно изучите представленный ниже отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

 

«В прошлом, государь, божиею волею и твоим, великаго государя, изволением, и всего освященнаго собора избранием был я, богомолец ваш, поставлен на патриаршество, не своим изволом, но божиим изволением и твоим, великаго государя, и всего освященнаго собора избранием. А я, ведая свою худось и недостаток ума, множицею тебе, великому государю, бил челом, что мене с такое великое дело не будет.... И сих ради всех моих вин отвержен есмь в Ферапонтов монастырь в ссылку, и есть тому шестой год, а как в келье затворен, и тому четвертой год. И есмь ныне болен и наг, и бос, обжогся и обносился до нага, и креста на мне нет третей год; стыдно и во другую келью выйти, идеже хлебы пеку и варю .И со всякия нужды келейныя и недостатков оцынжнел, руки больны, левая не подымается, ноги пухнут. И сего ради не могу церковнаго правила править, а поп един, и тот слеп, и говорить по книгам не видит. А еже бы попользоватися мало - нечим; кое и есть платьишко не келейное, и приставы продать не дадут, да и не купит нихто, боясь приставов. А ко мне и приходу никому нет, и милостыни попросить не у ково; дороги отложены от монастыря далеко, чтобы и глаза наши никово не видели мимо ездящих и ходящих».

1. Назовите автора письма. (1 балл)

2. Назовите адресата письма. (1 балл)

3. Датируйте письмо как можно более точно, используя данный текст. Ответ аргументируйте. (2 балла за указание года. 3 балла за верный аргумент. Всего 5 баллов).

4. Что именно привело автора письма к заточению в Ферапонтовом монастыре? (2 балла).

5. Охарактеризуйте письмо с точки зрения избранных автором стиля и манеры представления сведений о своей жизни в Ферапонтовом монастыре (4 балла).

6. Какую цель преследует автор, избирая подобный тон своего письма? Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос (4 балла).

(Всего за задание 17 баллов.)

 

Задание 13. Кому, по преданию, принадлежат слова «Умерла та курица, которая носила вам золотые яйца»?

  1. Иван III 3) Иван Калита

  2. Иван IV Грозный 4) Дмитрий Донской

........................................................................................................................

(1 балл за верный ответ).

 

 

Задание 14. Назовите имя.

Он родился в семье бедного сельского священника Владимирской губернии. Выучился читать в 5 лет, а с шести – часами сидел за книгами или пел наизусть длинные религиозные гимны. При поступлении в семинарию, когда нужно было записать фамилию мальчика, её образовали от латинского слова «sperare», что означает «надеяться». Ему прочили большое будущее на церковном поприще, но он стал известным государственным деятелем.

………………………………………………………………………………………………..

(1 балл за верный ответ).

 

Задание 15. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

- ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает;

- можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

- располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры по данной теме);

- владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

 

  1. «Триумфальная победа над Тверью означала конец затяжной борьбы со старинным соперником Москвы в деле объединения русских земель. С ликвидацией самостоятельности Тверского Великого княжества Московское превращалось в общерусское. Это было закреплено и в титулатуре. Уже в июне Иван III именовался государем «всея Руси». Теперь этот титул стал употребляться повседневно». (А.А. Зимин).

 

  1. «Со смертью Екатерины II завершилась целая эпоха русской истории, как бы вобравшей в себя всё важнейшее, что происходило со страной в XVIII столетии, чему было положено начало петровским преобразованиям. Россия стала мощным полицейско-бюрократическим государством с крепкой армией и флотом, с ведущей ролью в международных отношениях». (А.Б. Каменский).

 

  1. «В главном деле своего царствования – отмене крепостного права и реформах 60 – 70 гг. – он вынужденно, оказавшись перед фактом жестокого поражения в войне и всеобщего недовольства в стране, взял за основу либеральную программу, либеральную концепцию крупномасштабного реформирования страны, её общей перестройки, но, не будучи сам либералом по убеждениям, в конечном счёте подчинил проведённые преобразования интересам сохранения самодержавия, ошибочно отождествлял их с интересами России. (Л.Г. Захарова).

(Всего за задание 25 баллов.)

 

Максимальный балл – 128 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!