СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика и шахматы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Просмотр содержимого документа
«Математика и шахматы»

Математика и Шахматы

Математика и Шахматы

"В юности у меня было два любимых занятия: математика и шахматы. Причина, по которой я предпочел шахматы математике, может показаться непосвященному странной, а то и парадоксальной: в шахматах больше жизни, чем в математике " Рихард Рети, гроссмейстер, в молодости - учитель математики

Что такое логическое мышление?   Логическое мышление  – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Что такое логическое мышление?

  • Логическое мышление  – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Логика

Логика

 Задача 1.  Разрежьте изображённую на рисунке 1, а  доску на 4 одинаковые части, чтобы каждая из них содержала 3 заштрихованные клетки.

Задача 1.  Разрежьте изображённую на рисунке 1, а  доску на 4 одинаковые части, чтобы каждая из них содержала 3 заштрихованные клетки.

Решение

Решение

Задача 2. Четыре алмаза.     Условие задачи:  Разрезать доску на четыре одинаковые части (совпадающие при наложении) так, чтобы на каждой из них оказалось по одному коню. Предполагается, что разрезы проходят только по границам между вертикалями и горизонталями доски. 

Задача 2. Четыре алмаза.  

  • Условие задачи:  Разрезать доску на четыре одинаковые части (совпадающие при наложении) так, чтобы на каждой из них оказалось по одному коню. Предполагается, что разрезы проходят только по границам между вертикалями и горизонталями доски. 
Рис. 2. Решение задачи 2:  

Рис. 2. Решение задачи 2:  

  Задача 3.  Сколько нужно провести разрезов на доске, чтобы пересечь все ее   поля?  

Задача 3.  Сколько нужно провести разрезов на доске, чтобы пересечь все ее   поля?  

 Неторопливый король   Задача 4.  Сколькими способами король с поля е1 может добраться кратчайшим путем до поля d8?

Неторопливый король

  • Задача 4.  Сколькими способами король с поля е1 может добраться кратчайшим путем до поля d8?

Как подсчитать все возможные варианты ходов короля?

Как подсчитать все возможные варианты ходов короля?

 Задача 5.  Какое максимальное число королей можно расставить на доске так, чтобы они не угрожали друг другу, т.е. не стояли рядом?

Задача 5.  Какое максимальное число королей можно расставить на доске так, чтобы они не угрожали друг другу, т.е. не стояли рядом?

Задача 6.  Какое наименьшее число королей можно расставить на шахматной доске так, чтобы они нападали на все свободные поля доски? 

Задача 6.  Какое наименьшее число королей можно расставить на шахматной доске так, чтобы они нападали на все свободные поля доски? 

 Задача 8.  На бесконечной доске находятся два белых ферзя и черный король. За сколько ходов белые могут поставить мат? 

Задача 8.  На бесконечной доске находятся два белых ферзя и черный король. За сколько ходов белые могут поставить мат? 

 Задача 9. Старинная головоломка.    В углах доски размером 3х3 стоят два белых и два чёрных коня. Требуется поменять местами белых и чёрных коней за наименьшее число ходов.

Задача 9. Старинная головоломка. 

  • В углах доски размером 3х3 стоят два белых и два чёрных коня. Требуется поменять местами белых и чёрных коней за наименьшее число ходов.
решение состоит из 16 перемещений коней (восьми белых и восьми чёрных)

решение состоит из 16 перемещений коней (восьми белых и восьми чёрных)

Спасибо за внимание! Список литературы:     Гик. Е.Я. Шахматы и математика, -М.: Наука, 1976.  Гик. Е.Я. Занимательные математические игры, - М.: Наука, 1987.  Купцов Л.П., Нестеренко Ю.В. и др. Математические олимпиады школьников. М.: Просвещение, 1999.  Чулков П.В. Математика: Школьные олимпиады. М., 2004. Интернет ресурсы:    http://matematiku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2015&Itemid=40  http://www.gambiter.ru/chess/item/1-pravila-shahmat.html

Спасибо за внимание!

  • Список литературы:
  • Гик. Е.Я. Шахматы и математика, -М.: Наука, 1976.
  • Гик. Е.Я. Занимательные математические игры, - М.: Наука, 1987.
  • Купцов Л.П., Нестеренко Ю.В. и др. Математические олимпиады школьников. М.: Просвещение, 1999.
  • Чулков П.В. Математика: Школьные олимпиады. М., 2004.
  • Интернет ресурсы:
  • http://matematiku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2015&Itemid=40
  • http://www.gambiter.ru/chess/item/1-pravila-shahmat.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!